Тихий охотник: подлодка "Ясень-М" обезвредит авианосец одной торпедой. "Казань" на воде: Чем удивит противника модернизированный подводный "Ясень" Подлодка типа ясень проект 885

Отметил, что головная подводная лодка этого проекта уже находится в составе Северного флота и регулярно выполняет задачи боевой службы в удаленных районах Мирового океана.

Главнокомандующий ВМФ подчеркнул, что будут продолжены строительство и прием подводных лодок «Ясень-М» в состав как Северного, так и Тихоокеанского флотов.

Головная подводная лодка проекта «Ясень» — К-560 «Северодвинск» — была заложена на 23 декабря 1993 года. В 1996 году из-за проблем с финансированием строительство АПЛ было остановлено. Работы по достройке корабля возобновились только в 2004 году, уже по доработанному проекту.

24 июня 2010 года «Северодвинск» был спущен на воду. 12 сентября 2011 года лодка впервые вышла в море на заводские испытания. Заводские испытания и доработка субмарины заняли долгие три года. Сроки сдачи корабля неоднократно переносились. 10 октября 2013 года лодка завершила заводские испытания и 5 ноября 2013 была передана на государственные испытания. 30 декабря 2013 года был подписан приемный акт, и субмарина была передана ВМФ в опытную эксплуатацию. 17 июня 2014 года субмарина принята в состав ВМФ России.

От момента закладки до ввода в боевой состав флота АПЛ «Северодвинск» прошел 21 год. Этот печальный рекорд в практике отечественного кораблестроения теперь уже вряд ли когда-либо будет превзойден. За это время проект несколько раз пересматривался, а следующую лодку — К-561 «Казань» — было уже решено строить по откорректированному проекту 08851 «Ясень-М». Субмарина была заложена 24 июля 2009 года.

«От базового проекта проект 08851 «Ясень-М» отличается обновленным оборудованием, оптимизированными обводами и дальнейшим уменьшением шумности»,

По мнению эксперта, в связи с тем, что Россия в настоящее время испытывает значительные трудности с созданием сбалансированного океанского флота, стране надо сосредоточиться на строительстве атомных подводных лодок. Поэтому продолжение строительства АПЛ типа «Ясень-М» — шаг в правильном направлении, убежден Александр Храмчихин.

По словам специалиста, помимо дальнейшего улучшения характеристик, важным аспектом проекта «Ясень-М» является отказ от использования поставщиков оборудования из стран бывшего СССР. Корабль строится исключительно силами российской кооперации соисполнителей. «Казань» спущена на воду 31 марта 2017 года. Принятие субмарины на вооружение ожидается в этом году.

Третья подводная лодка — К-573 «Новосибирск» — была заложена 26 июля 2013 года по проекту 885 «Ясень-М». Ввод в строй ожидается в 2019 году. Четвертая подводная лодка — К-571 «Красноярск» была заложена 27 июля 2014 года. Пятая подводная лодка — К-564 «Архангельск» — была заложена 19 марта 2015 года. Шестая — «Пермь» — была заложена 29 июля 2016 года. Седьмая — «Ульяновск» — была заложена 28 июля 2017 года.

До 2020 года планируется сдать шесть «Ясеней», седьмую планируется сдать до 2023 года.

«Однако такого количества лодок не хватит даже на одну дивизию», — считает Александр Храмчихин. При этом следует учесть, что все семь «Ясеней» будут распределены между двумя флотами — Северным и Тихоокеанским. Для сравнения, атомные многоцелевые подводные лодки проекта второго поколения проекта 671 РТМ (К) были изготовлены в количестве 26 единиц.

Многоцелевые АПЛ проекта «Ясень-М» имеют водоизмещение 13,8 тыс. тонн, глубину погружения — 520 м, подводную скорость — 31 узел. Автономность плавания — 100 суток. Экипаж — 64 человека. На вооружении находятся мины, торпеды калибра 533 мм, крылатые ракеты «Калибр» и «Оникс».

«Впервые в практике отечественного кораблестроения торпедные аппараты расположены не в носу корабля, а за отсеком центрального поста, что позволило разместить в носовой оконечности антенну нового гидроакустического комплекса», — рассказал «Газете.Ru» заместитель директора .

Для ракетного оружия используются восемь вертикальных пусковых установок. Корпус корабля изготовлен из высокопрочной маломагнитной стали, поэтому субмарина может погружаться на 600 м, что делает ее практически недосягаемой практически для всех видов современного противолодочного оружия.

«Субмарины проекта «Ясень-М» — последнее слово в российском подводном кораблестроении. Эти лодки — самые малошумные и самые мощные по составу вооружения», — подчеркнул Константин Макиенко.

По словам эксперта, субмарины «Ясень-М» в перспективе смогут применять перспективные гиперзвуковые ракеты «Циркон». Следующим поколением после проекта «Ясень-М» будут подводные лодки пятого поколения проекта «Хаски» конструкторского бюро «Малахит», которые в настоящее время находятся в разработке.

Аналогами отечественного «Ясеня» являются американские атомные многоцелевые подводные лодки типа «Сивулф» (Seawolf) и «Вирджиния», французские «Барракуда» и английские «Астьют».

Лодок «Сивулф» в США уже построено три единицы. В боевом составе ВМС США на сегодня АПЛ типа «Вирджиния» уже 15, а всего планируется иметь 30 лодок этого типа (по другим данным — 48).

Многоцелевые подлодки типа «Вирджиния» предназначены для борьбы с кораблями и субмаринами противника на океанских театрах военных действий. Крылатые ракеты «Томагавк» позволяют им наносить удары по береговым объектам противника на удалении более 1,5 тыс. км. Кроме того, субмарины этого типа могут доставлять к месту проведения спецопераций группы боевых пловцов.

На днях ВМС США была передана пятнадцатая по счету атомная подводная лодка типа «Вирджиния» — «Колорадо». От предыдущих версий ее отличают две вертикальные пусковые установки револьверного типа, рассчитанные на шесть крылатых ракет «Томагавк» каждая.

При надводном водоизмещении 7,8 тыс. тонн субмарины типа «Вирджиния» достигают в длину 115 м. Максимальная скорость этих лодок под водой — 34 узла. Предельная глубина — 488 м. Экипаж — 100-120 человек. Помимо крылатых ракет морского базирования «Томагавк», субмарины типа «Вирджиния» оснащены четырьмя 533-мм торпедными аппаратами.

В боевом составе ВМС Франции планируется иметь семь «Барракуда», однако пока нет ни одной боеготовой субмарины, окончание строительства первого корабля планируется в 2020 году. В ВМС Великобритании в боевом составе три субмарины типа «Астьют», а всего планируется иметь семь лодок этого типа.

Подводная лодка «Ясень» (проект 885) - это самая современная и наиболее дорогая российская атомная многоцелевая субмарина четвертого поколения. Пока на воду спущена только одна подлодка этой серии – в 2019 году в состав Северного флота вошел головной корабль проекта «Северодвинск».

Сегодня на стапелях «Севмаша» находятся еще пять подводных лодок проекта 885: «Казань», «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск» и «Пермь». Все они будут построены по усовершенствованному проекту – 885М.

Разработкой этого проекта занимались конструкторы СПМБМ «Малахит».

Проект 885 – это российский ответ американским АПЛ SeaWolf и Virginia. Изначально планировали построить 30 подлодок «Ясень», в настоящее время ВМФ РФ рассчитывает получить до 2020 года 7 кораблей этого проекта.

АПЛ «Ясень» - это один из самых секретных проектов российского ВПК: любые съемки в цехах Северного машиностроительного предприятия, где происходит сборка кораблей, строго запрещены. И в этом нет ничего удивительного: «Ясень» называют самым передовым проектом российского военного кораблестроения. Например, если в новейших подводных ракетоносцах четвертого поколения типа «Борей » (проект 955) впервые примененное оборудование составляет примерно 40%, то у АПЛ «Казань» практически все системы, узлы и механизмы нигде и никогда прежде не использовались.

Кроме того, подводные лодки проекта 885 называют самыми дорогими кораблями российского ВМФ . Есть информация, что стоимость первой из серии подводных лодок «Ясень» составляет 47 млрд рублей (2015 год). Хотя, такие суммы вполне сопоставимы с тем, что тратит на подводный флот вероятный противник: цена одного американского «Морского волка» составляет примерно 4,4 млрд долларов.

Подводные лодки проекта 885 – это квинтэссенция всего опыта, который получил отечественный военно-промышленный комплекс за полвека создания и эксплуатации атомных субмарин .

История создания

С момента выхода в море первой атомной подводной лодки Nautilus в 1955 году подводное кораблестроение стало важнейшей сферой соперничества между США и СССР. Установка на субмарину ядерного реактора настолько повысило боевые характеристики этого типа кораблей, что они превратились в настоящих «повелителей океанов». В СССР подводные лодки на долгие десятилетия превратились в главную силу военно-морского флота.

Значение АПЛ возросло еще больше после их оснащения баллистическими ракетами . После этого они стали частью ядерной триады, причем наиболее опасной ее составляющей.

Давно известны точные координаты всех шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, перехватчики и системы ПВО делают стратегические бомбардировщики малоэффективным средством доставки ядерного оружия , но попробуйте обнаружить подводную лодку, вооруженную баллистическими ракетами в бескрайних просторах Мирового океана. Недаром ядерные подводные ракетоносцы называют «убийцами городов».

Развитие атомного подводного флота в США и СССР шло по несколько разным путем. В США «отцом атомного флота» считается адмирал Хьюман Риковер. Этот человек жестко контролировал все этапы проектирования и постройки подводных кораблей, жестко отметая все параллельные проекты, которые он считал бесперспективными и ненужными. Результатом такой политики стала простая, стройная и единая линия развития американского подводного флота и как результат ее небольшое количество типов субмарин, которые стоят на вооружении ВМФ США .

В Советском Союзе ситуация была противоположной. Существовали три КБ, которые занимались проектированием АПЛ: «Малахит» и «Рубин» (г. Ленинград) и горьковское «Лазурит». Эти конструкторские бюро конкурировали между собой, предлагали руководству страны различные проекты стратегических и многоцелевых подлодок, что привело в итоге к использованию ВМС СССР большого количества различных типов и модификаций субмарин. Это значительно усложняло их эксплуатацию и обслуживание. И конечно же, делало их во много раз дороже.

В середине 70-х годов ВМФ СССР получил сразу несколько АПЛ третьего поколения. Советским конструкторам наконец-то удалось по характеристикам скрытности (он наиболее важен для боевой субмарины) приблизиться к американским подводным лодкам.

В 1977 году начались работы над созданием облика подводной лодки следующего, четвертого поколения. Задание на проектирование нового корабля получили все три конструкторских бюро. «Рубин» работал над подлодкой с противокорабельными крылатыми ракетами, «Лазурит» - над специализированной противолодочной АПЛ, а конструкторы КБ «Малахит» занялись разработкой многоцелевой подводной лодки, со временем получившей наименование «Ясень».

Однако позже военные приняли поистине революционное решение: объединить все три проекта в один и создать первую отечественную многоцелевую подводную лодку. Основной его причиной стало постоянное увеличение стоимости субмарин от поколения к поколению. Базовым проектом для создания нового корабля был выбран «малахитовский» «Ясень».

Перед конструкторами была поставлена непростая задача, поэтому сроки проектных работ затянулись. Они были завершены только к началу 90-х годов, но в это время возможность постройки нового революционного корабля была поставлена под большой вопрос.

Несмотря на все экономические трудности, новая субмарина была в торжественной обстановке заложена на «Севмашзаводе» 21 декабря 1993 года. Символично, но АПЛ «Северодвинск» — это первый боевой корабль, заложенный в современной России.

Спуск этой лодки был запланирован на 1996 год, однако в действительности все получилось совершенно по-другому. Первый «Ясень» стал долгостроем. Из-за отсутствия финансирования работы над субмариной были полностью остановлены в 1996 году. В начале нулевых годов, когда на проект опять обратили внимание, выяснилось, что многие элементы его оборудования уже морально устарели, поэтому проект пришлось серьезно корректировать. Кроме того, возникли сложности со старыми поставщиками, которые теперь оказались в других государствах, а то и просто перестали существовать.

Только в 2004 году продолжились работы по измененному проекту. 24 июня 2010 года лодка наконец-то была спущена на воду. В следующем году она вышла в море на заводские испытания, которые вместе с доработками заняли три года. Параллельно шли работы и испытания крылатых ракет «Оникс » и «Калибр » - основного оружия будущего боевого корабля. Только 17 июля 2014 года АПЛ «Северодвинск» была принята в состав Северного флота.

На постройку первого корабля проекта 885 ушло более двадцати лет.

Вторая подводная лодка этого проекта была заложена 24 июля 2009 года, она получила название «Казань». Второй и последующие корабли проекта будут строить по модернизированному проекту «Ясень-М». От базового они будут отличаться более совершенным оборудованием, измененной формой обводов корпуса корабля и еще большим снижением уровня шумности. Кроме того, вторая и все последующие лодки проекта 885 будут строиться исключительно силами российских предприятий. От поставщиков из бывших советских республик было решено отказаться.

26 июля 2013 года заложена третья лодка проекта - «Новосибирск». В строй ее планируют ввести в эксплуатацию в 2019 году.

Описание конструкции

Как уже упоминалось выше, проект 885 «Ясень» является одним из самых секретных в российском ВПК. Долгое время это служило причиной многочисленных догадок и весьма причудливых фантазий относительно нового корабля. Впервые изображения этой субмарины появились в журнале «Гангут» в 1998 году. Однако и сегодня точной информации об оборудовании, установленном на новой подводной лодке мало, хотя, ее основные характеристики известны.

Проект 885 «Ясень» унаследовал многие фирменные черты предыдущих подводных лодок, спроектированных в КБ «Малахит»: обтекаемый корпус каплевидной формы и характерное ограждение рубки корабля. Однако внутренняя компоновка подводной лодки во многом стала исключением из традиций советского подводного кораблестроения.

Большинство советских атомных подводных лодок имели двухкорпусную конструкцию. То есть, они имели прочный корпус, который находился внутри легкого, а между ними располагались балластные цистерны. На такой конструкции настаивало военно-морское руководство, считая, что субмарины, построенные по такой схеме, имеют больший запас плавучести.

Однако подобная конструкция подводной лодки имеет и серьезные недостатки: двухкорпусная схема отрицательно сказывается на скрытности АПЛ. В этом случае легкий корпус играет роль своеобразного резонатора и значительно усиливает шумность подлодки в низкочастотном диапазоне. Именно по этой причине американцы давно отказались от подобной схемы и строили свои подводные лодки с одним корпусом, размещая прямо в нем балластные цистерны.

АПЛ проекта 885 «Ясень» имеют компромиссную полуторакорпусную конструкцию: легкий корпус закрывает прочный только в носовой части корабля и над надстройкой в районе ракетных шахт.

Лодка выполнена по одновальной схеме, корпус субмарины изготовлен из высокопрочной маломагнитной стали. АПЛ проекта 885 «Ясень» оснащены малошумным винтом с семью лопастями особой саблевидной формы.

Экипаж субмарины состоит из 90 человек, из которых 32 являются офицерами.

Еще одним конструкторским решением, необычным для советской школы подводного кораблестроения, стало размещение в носовой части субмарины большой сферической антенны гидроакустической станции «Амфора». Она является важнейшей частью гидроакустического комплекса нового поколения «Иртыш». Сферическая антенна имеет большое количество чувствительных детекторов, а ее расположение обеспечивает наилучшие условия для ее работы. Необычность ситуации в том, что из-за размещения антенны из носовой части лодки пришлось убрать торпедные аппараты, которые на советских АПЛ традиционно находились в носовом отсеке.

На «Ясенях» они перенесены в среднюю часть корабля и расположены под углом к диаметральной плоскости лодки. Подобное размещение уже более сорока лет используется в американском подводном флоте, но всегда отвергалось в ВМС СССР, потому что при таком расположении торпедных аппаратов при стрельбе лодка должна значительно снижать ход.

Согласно другим данным, кроме гидроакустического комплекса «Иртыш», лодки проекта 885 будут оснащены гидроакустическим комплексом «Аякс», с антеннами, расположенными по всей площади корпуса корабля. Вероятно, субмарины этого проекта также будут иметь буксируемую низкочастотную антенну, выпускаемую из верхней части руля.

Еще одной «изюминкой» подводных лодок проекта 885 является их силовая установка. Субмарины получат водо-водяной атомный реактор нового поколения, что существенно повысит надежность энергетической системы АПЛ проекта «Ясень». Реактор имеет интегральную компоновочную схему, трубопроводы теплоносителя первого контура находятся непосредственно в его корпусе. Эксперты считают, что срок службы подобного реактора составит 25-30 лет, что сопоставимо с обычным временем эксплуатации самой подводной лодки.

Подобная конструкция атомного реактора субмарины значительно снижает вероятность аварий и нештатных ситуаций. Он оснащен современной информационно-управляющей системой, которая постоянно держит на контроле уровень радиоактивного излучения.

Кроме того, реактор АПЛ «Ясеня» имеет высокий уровень естественной циркуляции теплоносителя первого контура, что значительно уменьшает шумность субмарины. Лодка сможет идти на достаточно высокой скорости (вероятно, до 25 узлов) не используя насосы для циркуляции теплоносителя – один из главных источников шума современных подводных лодок.

Также с целью снижения заметности подлодки все ее узлы и агрегаты оснащаются системой активного подавления шума. Впервые подобная система была использована на АПЛ «Гепард» и «Вепрь». В конструкции «Ясеня» активно применяются различные вибропоглощающие материалы, все оборудование крепится на специальных каркасах, которые уменьшают шум их работы. Кроме того, каждый блок покрыт собственными звукоизолирующими панелями. Корпус судна также имеет специальное резиновое покрытие, уменьшающее шумность судна и снижающее заметность корабля на гидролокаторах.

На малых скоростях «Ясени» будут использовать электромоторы, чтобы понизить шумность хода.

Корпус подводной лодки имеет максимальную длину 120 (по другим источника — 139,2) метров, а ширину – 15 (по другой информации – 13) метров. Прочный корпус корабля разделен на девять отсеков. В первом отсеке расположен центральный пост и выход в сплывающую спасательную камеру, в которой может разместиться весь экипаж субмарины. Вокруг первого отсека АПЛ находятся цистерны главного балласта.

Второй отсек субмарины занимают торпедные аппараты и стеллажи с торпедами. Третий отсек разделен на четыре палубы, здесь находится различное оборудование и элементы общекорабельных систем.

Четвертый отсек жилой, в нем расположены помещения для отдыха матросов и офицеров. Пятый отсек подлодки ракетный. Здесь же находятся цистерны быстрого погружения.

В шестом отсеке субмарины расположен реактор, также на этом уровне находится уравнительная цистерна, которая обеспечивает удержание корабля на необходимой глубине после проведения ракетных стрельб.

В седьмом отсеке подводной лодки находится паротурбинная установка и другое энергетическое оборудование. Вокруг этого отсека находятся цистерны основного балласта (кормовая группа). Восьмой отсек занят оборудованием общекорабельных систем.

Хвостовое оперение имеет классическую крестообразную схему. Горизонтальные рули расположены в носовой части корабля, сразу за обтекателем гидроакустической антенны.

Основным видом вооружения подводных лодок проекта «Ясень» являются крылатые ракеты и торпеды .

Подводные лодки оснащены восемью вертикальными пусковыми установками СМ-346 (по 4 на каждый борт), в которых можно разместить 24 ПКР П-800 «Оникс». Также можно использовать ПКР «Бирюза» и «Калибр». Система управления стрельбой позволяет производить запуск через четыре минуты после поступления команды.

Кроме ракетных пусковых установок, АПЛ «Ясень» имеют десять торпедных аппаратов калибра 533 мм. Боезапас составляет тридцать торпед. Подлодки могут использовать торпеды УСЭТ-80, а также телеуправляемые торпеды, в будущем АПЛ планируют вооружить новыми торпедами «Физик-1» и «Футляр».

Подводные лодки проекта 885 оснащены боевой информационно-управляющей системой (БИУС) «Округ», которая собирают всю информацию о состоянии корабельных систем и механизмов, а также получает данные о боевой обстановке от многочисленных средств наблюдения и целеуказания. АПЛ может получать необходимую информацию и от других кораблей через специальную защищенную систему звукоподводной связи.

Оценка проекта

Российские АПЛ четвертого поколения «Ясень» на сегодняшний день являются одними из наиболее совершенных боевых подводных кораблей в мире. Их основными конкурентами являются новейшие американские АПЛ SeaWolf и Virginia. Эти корабли имеют сходные характеристики (в первую очередь шумность), однако «Ясень» - это более многофункциональная подводная лодка.

По своему вооружению АПЛ проекта «Ясень» напоминают американские атомные субмарины типа «Огайо», переоборудованные под использование крылатых ракет.

Характеристики

Тип корабля ПЛАРК
Обозначение проекта 885 «Ясень»
Скорость (надводная), уз. 16
Скорость (подводная), уз. 31
Рабочая глубина погружения, м 520
Макс. глубина погружения, м 600
Автономность плавания, сут. 100
Экипаж, чел.

Основная задача создания серии атомных подводных лодок «Ясень» (проект 885) – противодействие военно-морскому доминированию США сразу по нескольким направлениям – в качестве «убийцы авианосцев»; как средство борьбы с АПЛ; для нанесения ядерного удара стратегическими крылатыми ракетами в случае начала конфликта.

В. Н. Пялов

Работы по созданию атомной подводной лодки 4-го поколения начались ещё в конце 70-х в ленинградском конструкторском бюро «Малахит» под руководством главного конструктора В. Н. Пялова, позже в 1998 году возглавившего знаменитое КБ. Перед разработчиками стояла ещё одна очень важная задача — унифицировать конструкцию АПЛ, сделав её многоцелевой. До этого в СССР строились подводные лодки исключительно «узкой специализации», что было неоправданной «роскошью».

Особенности конструкции

В процессе разработки «Ясеня» конструкторы отошли от традиционной для подводных лодок схемы, предполагающей наличие прочного и лёгкого корпуса. Они предложили идею построить лодку в «полтора» корпуса, то есть, при наличии прочного корпуса прикрыть внешней оболочкой только носовую часть.


Другая особенность проекта 885 — интегрально-моноблочная энергоустановка, расположенная в 6-м реакторном отсеке. Весь процесс тепловыделения был локализован в первом контуре, что сделало ненужным прокладку трубопроводов. Мощность компактной ядерной установки – 200 мВт. Срок её службы – не менее 30 лет.


Что известно о проекте 885

Про АПЛ «Ясень» известно немного в силу её секретности. Так, спущенная на воду в 2010 году подводная лодка «Северодвинск» водоизмещением 11800 тонн имеет параметры (макс. длина, ширина, осадка) – 120 х 15 х 10 м, скорость – до 30 узлов в час, и экипаж – 85 человек. Предполагается к 2020 году построить для ВМФ 8 АПЛ подобного типа.


АПЛ «Северодвинск»

Незаметность, как фактор боевой мощи

Наличие мощного вооружения ядерной субмарины и её современная техническая оснащённость сводятся к нулю при отсутствии важнейшей для современных подводных лодок характеристики – незаметности. Увы, но все без исключения подводные лодки, «шумят» винтами и турбинами, «фонят» работающими реакторами, создают магнитное поле и оставляют за собой тепловой след.

Любой из перечисленных факторов в случае обнаружения может стать фатальным для лодки и её экипажа. К чести разработчиков «Ясеня», они создали одну из самых «невидимых» АПЛ. В частности, во избежание подрыва на магнитной мине, корпус лодки, изготовленный из специального стального сплава, был подвергнут размагничиванию.

Крылатая ракета «Калибр»

Максимально – на 15 дБ были снижены шумы, благодаря уникально скомпонованной энергосистеме. Значительно усилили незаметность «Ясеня» специальное покрытие лёгкого корпуса и особая технология при изготовлении гребного винта.

Боевые возможности

Пуск крылатой ракеты с АПЛ «Северодвинск»

Как уже было сказано, проект 885 «Ясень» отличается своей универсальностью. Это означает, что в зависимости от выполняемой задачи его можно оснастить конкретным вооружением. Так 8 шахтных пусковых установок одинаково подходят, как для размещения противокорабельных крылатых ракет «Оникс», так и для более современных КР

Как и другая военная техника, мировые подводные лодки исторически поделены по годам выпуска на поколения. От «Наутилуса» и «Ленинского Комсомола» до современных ракетоносных многоцелевых малошумных «Морских волков» и «Бореев» минуло не только шесть десятилетий, за это время сменилось вот уже четыре генерации субмарин-атомоходов. На вооружение Российского флота уже поступил «Северодвинск» (К-560) проекта 885 «Ясень», подводная лодка с ядерной силовой установкой четвертого поколения. Заложено еще три аналогичных корабля («Казань», «Новосибирск» и «Красноярск»), на очереди еще три. До конца десятилетия их, по всей видимости, будет не менее десяти. Со стапелей сошла новая атомная подводная лодка, фото, запечатлевшие это событие, опубликовали СМИ всего мира, иногда с доброжелательными комментариями, но чаще как иллюстрацию растущей военной активности России. Может быть, такое мнение обосновано, и наша страна, вооружаясь, проявляет агрессивные намерения? например, величин военных бюджетов и состава флотов.

Цели и задачи

Современное положение в мире, несмотря на отсутствие идеологического противостояния, обострилось до «горячего» уровня, сравнимого с предвоенным ожиданием периода Независимая политика, проводимая руководством России при защите геополитических интересов страны, вызывает раздражение «западных друзей». На примере некоторых государств, раздираемых внутренними конфликтами, обостряемыми полностью разрушенной экономикой, можно судить о намерениях и желаниях внешних сил пойти на любые меры, вплоть до прямого военного вмешательства, чтобы добиться своих целей. Предварительной фазой таких агрессивных действий выступает дипломатическое давление, сопровождаемое угрозами применения силы. Военный огромен, он уверенно приближается к астрономическому и беспрецедентному уровню в 700 млрд. долларов. Российская Федерация не может на оборону тратить столько денег, поэтому обходится меньшей суммой, реагируя на угрозы ассиметрично. Подводные лодки проекта «Ясень» - пример стратегического подхода, согласно которому без финансового перенапряжения достигается вполне приемлемый паритет. Хотя утверждать, что они обходятся дешево, тоже нельзя.

История четвертого поколения

Общий облик атомных субмарин четвертого поколения, в общем и целом, сформировался в конце семидесятых годов. В то время противостояние двух сверхдержав не маскировалось разговорами о благах демократии, а носило вполне откровенный характер непримиримого конфликта двух политико-экономических систем. Главным морским оружием США были авианосцы, олицетворявшие всю военную мощь Запада. Вторым «мечом», которым угрожали Советскому Союзу, считались АПЛ. В связи с этими двумя беспокойными обстоятельствами атомная подводная лодка последнего поколения при отражении возможной агрессии теоретически могла выполнять две основные задачи: борьбу с тяжелыми авианесущими кораблями, ходившими в сопровождении эскортов, и уничтожение вражеских субмарин. Можно добавить и еще одну важную функцию: нанесение гарантированного ответного удара. СССР взял на себя обязательство первым не применять. Планировалось создание еще одного типа подводного корабля, универсального, называемого также многоцелевым. Именно к таким и относятся подводные лодки проекта 885 «Ясень», воплотившиеся в металле уже после распада СССР, в XXI веке. Политическая система в стране изменилась. Вероятный противник остался прежним.

Унификация и универсализация

КБ «Малахит» в СССР с пятидесятых годов занимался разработкой новейших субмарин с атомной силовой установкой. Новая подводная лодка разрабатывалась именно здесь, в Ленинграде. Техника четвертого поколения отличается не только годом выпуска инженерной документации. Новаторских идей применено много, они носят и концептуальный характер, и касаются отдельных технических особенностей. Советский Военно-Морской Флот эксплуатировал многие проекты подводных лодок, что затрудняло их обслуживание, обучение экипажей, ремонт, да и само производство. Возникла вполне логически обоснованная идея максимально унифицировать конструкцию ПЛ таким образом, чтобы она могла выполнять ряд задач, ранее доступных только специализированным кораблям, или, по крайней мере, на базе единого образца получить возможность создания единиц различного назначения. Такая атомная подводная лодка и обходилась дешевле (народные деньги и в СССР старались экономить), и подготовка экипажей упрощалась.

Полтора корпуса - это как?

Обычная ПЛ, атомная или дизельная, построенная по классической компоновке, состоит из прочного корпуса, содержащего все необходимое для выполнения боевых задач, и легкой оболочки, прикрывающей балластные цистерны. Есть, конечно, и многокорпусные подводные крейсера («Акула», например), но они очень большие и дорогие, поэтому их использование узкоспециализировано, а задача состояла как раз в создании многоцелевого корабля. По оригинальной схеме построен проект «Ясень». имеет полтора корпуса. Что это значит? Разумеется, урезать прочный корпус нельзя, в нем находятся все вооружения, механизмы и машины, приборы управления, и много всего другого, включая экипаж. А вот с внешней оболочкой инженеры из КБ «Малахит» поступили смело. Им прикрыта только носовая часть корабля, не считая надстройки над ракетными шахтами. Передняя цистерна главного балласта расположена в межкорпусном пространстве, еще десять распределены следующим образом: 5 ЦГБ расположены в седьмом отсеке и 4 (плюс дополнительная, предназначенная для быстрого погружения) в пятом, ракетном. Емкости, заполняемые воздухом или водой, занимают кольцевое пространство, окаймляя оборудование и вооружения. Но особенностями компоновки корабелы не ограничились.

Реактор

В шестом отсеке находится «сердце» корабля, атомный реактор. Именно здесь выделяется огромное количество тепловой энергии, разогревающей пар, вращающий турбины. Подводные лодки проекта «Ясень» оснащены особой энергетической установкой, построенной по интегрально-моноблочной схеме. Благодаря этому все тепловыделения, происходящие в первом контуре (непосредственно контактирующем с тепловыделяющими элементами) локализованы, и длинные трубопроводы вести никуда не нужно. Установка компактна, ее мощность составляет двести мегаватт, и она меньше «фонит» (это уже вопрос скрытности). Реактор очень надежен, это требование диктуется затрудненным доступом к его зонам, срок гарантированной эксплуатации установлен временем не менее тридцати лет.

Назначение отсеков

Подводные лодки класса «Ясень» имеют прочный корпус, разделенный на отсеки, этим они не отличаются от всех прочих. Их девять, вот их список:

1-й - ЦКП. Кроме центрального командного поста здесь размещены спасательная камера, в которой в случае надобности корабль сможет покинуть экипаж, гидроакустический пост и выход в рубку. Торпедные аппараты, в отличие от предыдущих проектов, находятся позади этого отсека, уступив место главным «глазам» и «ушам» корабля - антенне, принимающей даже самые слабые сигналы и дающей исчерпывающую информацию об окружающей обстановке. Подводные лодки проекта 885 «Ясень» - самые «зрячие» корабли своего класса.

2-й - торпедный, отсюда заряжаются ТА, сами подводные снаряды, а также вспомогательное оборудование и электроприводы внешних выдвижных устройств.

3-й, четырехпалубный, насыщен приборами, оборудованием общекорабельного назначения (генераторами, охладителями, балластными насосами и пр.)

4-й - бытовой, здесь расположены кубрики и каюты экипажа, кают-компания, столовые, медпункт и другие помещения, обеспечивающие нормальные условия во время долгих дальних походов.

5-й отсек называется ракетным. Помимо грозного оружия, как указано выше, здесь есть и балластные цистерны.

6-й - реакторный, помимо энергоустановки, снабжен вспомогательной цистерной для компенсации пускового импульса.

7-й отсек называется турбинным. Это место, в котором раскаленный пар отдает свою энергию валу гребного винта. Еще здесь расположены 5 ЦГБ.

В 8-м сосредоточено механическое оборудование, а также есть люк аварийно-спасательного назначения.

9-й отсек называется румпельным. В переводе с морского языка это означает, что здесь происходит управление горизонтальными и вертикальными рулями посредством гидравлических приводов.

Незаметность

Атомная подводная лодка «Ясень» проектировалась таким образом, чтобы обнаружение ее было проблематичным. Обычно присутствие субмарины в какой-либо зоне мирового океана «вычисляют» по нескольким признакам: шуму винтов и механизмов, радиологическому следу, тепловыделениям, а также визуально через прозрачные слои воды. Демаскирует корабль и магнитное поле, создаваемое металлом. Для того чтобы уменьшить заметность и опасность подрыва на мине с детонатором, реагирующим на изменения статических полей, суда в портах и на рейде подвергают процедуре размагничивания. Корпус АПЛ 885 проекта изготовлен из специального стального сплава, близкого по свойствам к парамагнетикам. Шумы минимизированы, на 15 децибел их уменьшили только за счет революционной схемы компоновки энергосистемы. Особое звукопоглощающее покрытие также сделало лодку «тихой». Применены и другие решения по снижению заметности. один, он изготовлен по особой технологии, обеспечивающей малошумность хода.

Вооружения

Теперь о главном, о том, какие виды оружия может в случае надобности применить «Ясень». Подводная лодка имеет на борту восемь пусковых установок шахтного типа для «Ониксов». Так как корабль отличается универсальностью, их можно заменить на 3М54 («Бирюза») или "Калибр" 3М14. Каждая ПУ может выпустить по 4 крылатые ракеты. Управляет комплексом вооружений система 3Р-14П. Ракеты могут поражать наземные и надводные цели, проходя по настильной траектории, что затрудняет их обнаружение и действия ПРО. В их конструкции реализован принцип «волчьей стаи», согласно которому между летящими снарядами в момент выхода на боевой курс устанавливается интерфейсная связь. Ракета, оказавшаяся выше других, берет на себя роль лидера, координируя действия всей группы. В случае ее поражения средствами ПРО противника руководящая функция автоматически передается другой единице. Бороться с таким залпом крылатых ракет практически невозможно. За это «Ясень» получил мрачноватое прозвище «Убийца авианосцев».

Торпедных аппаратов десять, все они находятся по бортам второго отсека сразу за центральным командным постом. Боезапас - 30 «Физиков-1» (калибр 533).

В случае надобности корабль может устанавливать мины, осуществлять гидроакустическое противодействие (для этого есть «Шлагбаумы» РЭПС-324) и выполнять другие мероприятия, усложняющие оперативную активность враждебных ВМС.

Общие характеристики

Не обо всем, что есть на корабле, можно получить информацию из открытых источников. Экспертам остается судить по внешнему виду о том, что представляет собой эта подводная лодка. Фото, публикуемые в СМИ, позволяют сделать вывод о размерах, они действительно немалые: длина составляет 140 метров. Водоизмещение в подводном положении - почти 14 тыс. тонн. Доступны также скоростные параметры, которым может похвастаться эта подводная лодка. Характеристики, как обычно, отличаются в зависимости от степени погруженности корпуса, под водой корабль движется быстрее (31 узел), а при всплытии развивает 16 узлов. Экипаж состоит из 32 офицеров и 90 матросов и старшин. Все они в случае опасности и невозможности борьбы за выживание могут покинуть лодку в отделяемой спасательной капсуле, находящейся в носовой части. Бросается в глаза обилие выдвижных антенных систем, возвышающихся над рубкой. Они обеспечивают надежную связь с командованием и другими кораблями. Доступна информация о наличии на лодке особой аппаратуры, создающей акустический информационный канал, защищенный от перехвата. О том, как он работает, подробных сведений нет.

Заявленная автономность составляет сто дней, но реально, по всей видимости, может быть и большей.

Технологии и стоимость

Тот факт, что корабли относятся к одному проекту, отнюдь не означает их полную идентичность. Каждая новая единица обладает определенными преимуществами перед предыдущей по причине совершенствования технологий и применения более современных видов оборудования и вооружений. Корабли строятся не так быстро, как некоторые другие виды техники, особенно такие сложные, как АПЛ проекта «Ясень». Подводная лодка «Северодвинск», принятая на вооружение ВМФ в прошлом году, обошлась казне в 47 миллиардов рублей. Столько же будет стоить и «Казань», но уже известно, что у этого корабля обводы усовершенствованы, оборудование модернизировано, а шумность еще более низкая. К тому же производство всех узлов и комплектующих ПЛ теперь перенесено на территорию Российской Федерации, что снижает риск утечки секретной информации об их устройстве и повышает независимость от зарубежных поставщиков. Есть основания предполагать, что стоимость каждой последующей единицы будет снижаться по мере совершенствования технологического цикла. Так происходит всегда, но у этого явления есть и другая сторона. В момент достижения наибольшего совершенства любая техника уже устаревает, а новые разработки уже готовы для внедрения, и круг этот повторяется бесконечно. Каким бы ни был удачным проект 885 «Ясень», у российских КБ наверняка есть уже другие идеи. Через несколько лет ими наверняка будет создана новая подводная лодка, характеристики которой будут еще лучше.

Не так давно военно-морской флот Российской Федерации пополнился подводными лодками проекта «Ясень». С верфей Северодвинска сошло четыре субмарины проекта 885М, а 19 марта 2015 года заложена еще две лодки проекта «Ясень-М», получившая имя «Архангельск» и «Пермь». Именно эти подводные ракетоносцы сегодня служат щитом нашей Родины от агрессии извне.

Оснащённые новейшим оборудованием и вооружением, имея высокую скорость и скрытность при действии на глубине – даже эта четверка ракетоносцев способна своими действиями остановить войну или наоборот, стереть с лица земли корабельную группу или флот средних размеров. Кроме этого многоцелевые подводные лодки этого проекта на равных могут бороться и с субмаринами противника.

История создания

Подводные лодки проекта 885, «Ясень» представляли собой серию атомных крейсеров – ракетоносцев, обладающих повышенными характеристиками скрытности при действии на глубинах, широким ассортиментом торпедно-ракетного вооружения которое позволило бы нанести ракетный удар по территории страны-агрессора, либо атаковать крупные корабельные группы вероятного противника с использованием атомного оружия.

Движителем субмарины должна была служить энергия атома, заключённая в водо-водяном реакторе. Новая атомная подводная лодка, вошедшая в проект 885, была зашифрована под кодовым названием «Ясень», подводная лодка типа «Гранай» по классификации НАТО.

К работе над проектом приступили в конце 80-х годов прошлого века. Над «Ясенем» трудились лучшие конструкторские бюро страны. И был получен соответствующий результат.

АПЛ типа «Ясень» и на сегодняшний день, спустя 40 лет после начала разработки, представляют собой грозную силу, не уступающую, а в ряде случаев и превосходящую подводный флот противника. Проект подводных лодок 885, «Ясень», получивший литеру «М» представлял собой подводные лодки с обновлённой начинкой, улучшены были практически все характеристики крейсера.

Первая субмарина серии, получившая имя «Северодвинск» заложена в конце 1993 года.

Постройка подводного крейсера неоднократно замораживалась, были перебои с финансированием, с поставкой ресурсов и материалов. В итоге в 1996 году проект заморозили.

Но в 2003 году все работы были возобновлены, конструкция крейсера восстановлена, улучшена, и в июле 2010 года АПКр «Северодвинск» вошёл в состав российского подводного флота. Это первая и единственная подводная лодка 885 проекта, остальные корабли строились по теме «Ясень-М», или пр. 885М
АПКр «Казань» вторая подводная лодка этого проекта, работы начаты в 2009 году.

В 2013 году был заложен «Новосибирск», очередной ракетоносец проекта «Ясень-М». Следующая субмарина получила имя «Красноярск», в 2015 заложен «Архангельск» и последней была заложена подводная лодка проекта 885М – «Пермь».

Предполагается довести количество кораблей серии 885 до 7-8 единиц, дополнительно к ним разработать и произвести не менее 20 глубоководных ракетоносцев проекта 885М поколения 4++, которые на голову должны превосходить имеющиеся субмарины в составе флотов «вероятного друга».

Описание конструкции

В отличие от более ранних лодок, проект 885 имеет полуторакорпусную конструкцию. Практически роль лёгкого корпуса выполняют обтекатели носовой и кормовой части, а также ограждение боевой рубки и надстройки. Внутри корпус разделён на ряд отсеков. Внесены изменения в размещение вооружения.

Классическая компоновка субмарин предполагает размещение торпедного вооружения в носовом отсеке подводной лодки, ракетное обычно размещается за рубкой. В АПЛ проекта «Ясень» торпедное вооружение размещено побортно, в средней части корпуса.

Трубы торпедных аппаратов размещены под углом к центральной плоскости лодки. Там же за ограждением выдвижных устройств размещены и пусковые ракетные шахты комплекса «Оникс».

Движителем АПКр является водо-водяной атомный реактор мощностью 200МВт. Размещённый в прочном корпусе он передаёт пар на генераторы, которые в свою очередь вырабатывают ток для гребных электродвигателей.

В свою очередь электродвигатели вращают многолопастные гребные винты, обеспечивая подводный ход лодки со скоростью до 31 узла. Кроме того электрогенераторы обеспечивают электричеством и все оборудование подводной лодки.

Подводная лодка из проекта 885 «Ясень» – новое слово в истории субмарин.

Ввиду своей универсальности и для снижения стоимости производства принята нетрадиционная компоновка. Для обеспечения скрытности под водой поверхность корпуса и рубки укрыта под шумопоглощающим резиноподобным покрытием.

Начинка лодки представлена наиболее современными средствами поиска и связи.

Особенности в характеристике АПЛ проекта 885:

  • полуторный корпус лодки;
  • расположение отсеков вооружения;
  • размещение в носовых отсеках аппаратуры контроля и слежения;
  • пониженная шумность;
  • широкий ассортимент ракетного и торпедного вооружения.

Для спасения экипажа в ограждении рубки установлена сферическая подъёмная спасательная капсула.


В ней способен разместиться весь экипаж субмарины. Подобное устройство было использовано при спасении с , в 1989 году. Но в этом случае все ошибки предыдущего проекта были учтены и исправлены.

Оценка проекта

Данная модель подводных лодок, получила множество положительных отзывов от стран-конкурентов. Представители командования Королевского морского флота Великобритании, признали, что проект 885М «Ясень» не имеет аналогов и может сравниться лишь с американскими разработками в области ядерного подводного оборудования SeaWolf и Virginia, разработка которых была приостановлена по финансовым причинам.

Характеристики

Для понимания важности проекта, необходимо понять особенности его строения. Характеристика данной модели является базовой, при создании всех атомных подводных лодок.

Подлодка 885М «Ясень», обладает техническими характеристиками, которые превосходят АПЛ «Virginia».

885М «Ясень» АПЛ типа "Virginia"
Особенности корабля МПЛАРК МПЛАТАРК
Надводная скорость (в узлах) 16 25
Глубинная скорость (в узлах) 31 35
Оптимальное глубина погружения (в метрах) 520 250
Максимальное глубина погружения (в метрах) 600 488
Плавание в автономном режиме (сутки) 100 90
Вместимость (человек) 64 От 100 до 120
Разрешение водоизмещения над водой (в тоннах) 8 600 7800
Разрешение водоизмещения под водой (в тоннах) 13 800 7925
Максимальная длина (в метрах) 139.2 114,8
Максимальная ширина (в метрах) 13 10,5
Средне-допустимая осадка (в метрах) 9.4 9,3
Установка силовая Водо-водяной реактор ОК-650В Атомный реактор типа GE S9G,
Минно-торпедное оборудование 10 штук 533-мм торпедных установок (УСЭТ-80, могут использоваться любые торпеды и ракето-торпеды этого калибра) боезапас к ТА - 26 торпед Mk.48, Mk.46 и ПКР Harpoon
Ракетное вооружение 8х4 ПУ Оникс, Калибр - Х-101 , в планах - X-102 12 вертикальных ПУ КР Tomahawk, 4 533-мм ТА

Боевая информационная система управления «Округ», встроена в каждую субмарину 885М «Ясень». Это позволяет Центру управления вести контроль над состоянием подлодки, вооружением, указывать цели и передавать любую другую информацию.

Звукоподводная сеть передачи данных защищена, что позволяет соблюдать полную конфиденциальность.

Благодаря внедрению модификаций, АПЛ 885М «Ясень», намного превзошли самые современные разработки американских разработчиков субмарин-ракетоносцев. Таким образом, к 2020 году, военно-морской флот РФ будет обладать самыми внушительными АПЛ в мире.

Видео