Презентация на тему методы обучения. Презентация по педагогике на тему «Методы обучения» скачать бесплатно

Уровни методологического знания (Э. Г. Юдин) : Философский - общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания Общенаучный - представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин Конкретно-научный - совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной дисциплине Технологический - составляют методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания


1. Общая методология педагогики Основные положения и принципы материалистической диалектики Закон единства и борьбы противоположностей, (процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся) Закон перехода количественных изменений в качественные, (увеличение педагогических воздействий приводит к улучшению их качества) Закон отрицания отрицания, (формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку)


1. Общая методология педагогики Основные категории материалистической диалектики Представления о зависимости педагогического процесса от социально- экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей людей Представления о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях


2. Специальная методология педагогики Устойчивые представления о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него Особенности развития личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности Единство воспитания и самовоспитания личности




Основные методологические подходы в педагогике 1. Системный подход Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса Задача воспитателя: учет взаимосвязи компонентов


Основные методологические подходы в педагогике 2. Личностный подход Сущность: признает личность как продукт общественно- исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Уникальность личности ее - интеллектуальная нравственная свобода, право на уважение Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности


Основные методологические подходы в педагогике 3. Деятельностный подход. Сущность: Деятельность - основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности Задача воспитателя: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого). Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, ее организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексия)


Основные методологические подходы в педагогике 4. Полисубъектный (диалогический) подход Сущность: Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность - продукт и результат общения с людьми и характерных для нее отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт "диалогического" содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашел отражение («скажи, кто твой друг...», «с кем поведешься...») Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе


Основные методологические подходы в педагогике 5. Культорологический подход Сущность: аксиология - учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в нее принципиально нового, творец новых элементов культуры) Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества


Основные методологические подходы в педагогике 6. Этнопедагогический подход Сущность: Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребенок живет в определенном этносе Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей




Выделенные методологические подходы педагогики позволяют: 1)определить ее действительные проблемы и способы их разрешения; 2)проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их порядок значимости (иерархию); 3)реализовать гуманистическую парадигму образования. 1. Системный подход 2. Личностный подход 3. Деятельностный подход 4. Полисубъектный (диалогический) подход 5. Культорологический подход 6. Этнопедагогический подход 7. Антропологический подход




Педагогические исследования Педагогическое исследование - процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления В. М. Полонский


Педагогические исследования Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе Прикладные исследования это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики Разработки направлены на обоснование конкретных научно- практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения


Конечная цель педагогических исследований - установление закономерности в педагогических процессах Этическая направленность (эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены, недопустимость риска для здоровья и развития). Неповторимость Неоднозначность (т.к. влияют много причин) Методы педагогических исследований - пути и способы познания объективной реальности педагогических явлений. Выделяются следующие особенности: Педагогические исследования


Методика Это конкретное воплощение метода как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала Метод исследования Путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого явления Методология система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.


Методы педагогического исследования в отличие от методологии – это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Педагогические исследования методы изучения педагогического опыта методы теоретического исследования математические и статистические методы


Педагогические исследования методы изучения педагогического опыта Это способы исследования опыта организации образовательного процесса. Изучается опыт лучших педагогов, и опыт рядовых. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.


Педагогические исследования методы теоретического исследования Это изучение литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о воспитании; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.


Педагогические исследования математические и статистические методы Применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Регистрация, ранжирование, шкалирование.


Определяя программу изучения педагогического явления, исследователь должен исходить из того, что метод исследования каким бы лучшим и современным он не был, взятый отдельно, может быть лишь инструментом анализа одной стороны воспитательного процесса Требования системного подхода таковы: 1. Любое педагогическое явление рассматривается как целостная система. 2. Определяется стороны педагогического процесса, подлежащие диагностике. 3. Анализируются основные связи внутри диагностируемого объекта. 4. Определяется структура и организация диагностируемого явления. Системный подход к изучению педагогических процессов


Классификация методов исследования По масштабу: - глобальный; - локальный; - микро эксперимент По цели: - констатирующий (изучаются существующие педагогические явления); - проверочный уточняющий (проверяется гипотеза); - созидательный, преобразующий, формирующий (в процессе создаются новые педагогические явления) По месту проведения: - естественный; - лабораторный;


Этапы педагогического исследования 1. Определение проблемы и постановка цели - раскрытие закономерностей педагогического явления. Вычисление точно очерченного круга явлений, составляющих предмет исследования. 2. Построение рабочих гипотез. 3. Выбор методов исследования. 4. Осуществление проверки гипотез опытом. 5. Теоретические выводы. 6. Оформление результатов: а) усовершенствование теории; б) пересмотреть отрицательные результаты; в) постановка более сложной проблемы; г) внедрение в практику.


Каждый педагог должен быть хорошим диагностом. Педагогическая диагностика направлена на результаты развития личности учащегося, поиск причин этих результатов, характеристику целостного педагогического процесса. Из инструмента познания она превращается в инструмент формирования и развития личности. Выводы


Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей (А.В. Хуторской). Метод – это способ, путь достижения цели. От выбора применяемых методов во-многом зависит успех всего образовательного процесса. Эти вызвано особое внимание к методам обучения. Метод является частью вида деятельности ученика или учителя, единицей производимого действия. Выбор методов обучения определяется: смысловыми целями образования, особенностями учебного курса, целью конкретного урока, возможностями учащихся, наличием времени и средств обучения, предпочтениями учителя и особенностями используемой им дидактической системы. Составной частью метода является прием. Отдельные приемы могут входить в разные методы (например, прием формулирования вопроса на выяснение причин - в методы исследования, объяснения, рефлексии и пр.).


Классификация методов обучения Роль и место методов в обучении определяется их видами и функциями. Поэтому ключевой дидактической проблемой является классификация методов обучения. Однако, единой классификации методов обучения не существует. Но рассмотрение разных подходов к разделению их на группы позволяет систематизировать методы в качестве дидактического инструментария. Роль и место методов в обучении определяется их видами и функциями. Поэтому ключевой дидактической проблемой является классификация методов обучения. Однако, единой классификации методов обучения не существует. Но рассмотрение разных подходов к разделению их на группы позволяет систематизировать методы в качестве дидактического инструментария. Исторически первыми методами обучения считаются методы учителя (рассказ, объяснение), методы ученика (упражнения, самостоятельная работа) и методы их совместной работы (беседа).


Классификация методов по источнику знаний МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Словес ные наглядные практич еские рассказ лекции беседа дискуссии работа с текстом Иллюстраци и (плакаты, картины, таблицы) Демонстра- ции (опытов, видеофил., компьютер.) Дидактиче- ские игры лабораторн ые работы упражнения эксперимент ы Деловые игры


Классификация по возрастанию степени самостоятельности учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) исследовательский поисковая творческая деятельность учащихся по решению новых для них проблем частично-поисковый (эвристический) педагог расчленяет проблему на части, а учащиеся осуществляют отдельные шаги по решению подпроблем проблемное изложение педагог ставит перед учащимися проблему и показывает путь ее решения; учащиеся следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания репродуктивный учащиеся выполняют действия по образцу объяснительно-иллюстративный (информационный) преподаватель сообщает информацию, учащиеся ее воспринимают


Бабанский Ю.К. на основе выделения степени проявления поискового характера деятельности предложил три основные группы методов: Методы стимулирования и мотивации учения - познавательные игры, учебные дискуссии, методы учебного поощрения и порицания, предъявления учебных требований. Методы организации и осуществления учебных действий – словесные, наглядные, практические; индуктивные и дедуктивные методы; проблемно-поисковый, эвристический,исследовательский, репродуктивный (инструктаж, объяснение, тренировка) методы; самостоятельная работа с книгой, с приборами и др. Методы контроля и самоконтроля – устный и письменный контроль, лабораторный, машинный контроль, методы самоконтроля.


C позиции обеспечения продуктивного личностно- ориентированного образования методы обучения классифицируются следующим образом (А.В. Хуторской): C позиции обеспечения продуктивного личностно- ориентированного образования методы обучения классифицируются следующим образом (А.В. Хуторской): 3) Оргдеятельностные методы, т.е. методы учителей, учеников, управленцев образования. Методы учителя и учащихся – учебное целеполагание, планирование, метод рецензий, самоконтроль, рефлексия и др. Административные методы связаны с созданием и развитием образовательного процесса как в масштабе учебного курса, так и всей школы. 2) Креативные методы, позволяющие учащимся создавать собственную образовательную продукцию. К ним относятся – метод эмпатии (вживания),мозговой штурм, методы образного и символического видения, метод ошибок, метод контруирования правил и др. 1) Когнитивные методы, или методы учебного познания окружающего мира. Это, прежде всего, методы исследований в различных науках – методы сравнения, анализа, синтеза, классификации.


Требования к эффективности методов высокая содержательность и научность тесная связь с жизнью, практикой логичность, убедительность эмоциональность, ясность и яркость речи умелое сочетание с другими методами, особенно демонстрацией наглядности динамичность (драматургия) проблемное изложение учебного материала Словесные методы (рассказ, объяснение, инструктирование…)


Словесные методы (обс ужд ение, беседа …) проблемная постановка вопросов постоянное управление, корректировка хода занятия работа вокруг основных проблем обсуждения полемический характер стимулирование творчества объективная оценка каждого выступления О ориентирование учащихся на практику, дальнейшую работу




Упражнения (вводные, основные, тренировки…) применение после освоения теоретического материала, трансформация знаний в навыки и умения понимание учащимися цели упражнения, содержания и последовательность, этапность действий непрерывное подд ер ж а ние у учащихся интереса к упражнению и сознательного отношения к его выполнению обеспечение духа состязательности формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки действий


Самостоятельная работа (работа с книгой, печатными источниками, СМИ…) исследовательский (эвристический) характер самостоятельной работы (в т.ч., заданий на дом) побуждение к поиску, решению учебной проблемы учет индивидуальных и групповых особенностей учащихся, индивидуализация и дифференциация самост оятельных заданий организация консультативной помощи М м етодический контроль за самостоятельной работой и ее адекватная оценка




В традиционной педагогике недостаточно используются проблемные, исследовательские и практические методы. В традиционной педагогике недостаточно используются проблемные, исследовательские и практические методы. В личностно-ориентированном обучении основными факторами выбора методов служит задача организации продуктивной деятельности учащихся и обретения ими личностных смыслов. В личностно-ориентированном обучении основными факторами выбора методов служит задача организации продуктивной деятельности учащихся и обретения ими личностных смыслов. Первый и самый главный принцип, который можно предложить творческому учителю, таков: Все что хочешь сказать, спроси! Первый и самый главный принцип, который можно предложить творческому учителю, таков: Все что хочешь сказать, спроси! На уроке важно создать такую учебную среду, где ученик бы задавался вопросами о своих достижениях, трудностях и На уроке важно создать такую учебную среду, где ученик бы задавался вопросами о своих достижениях, трудностях и успехах, выстраивал вместе с учителем траекторию собственного развития.


Дидактический практикум Сформулируйте по выбранной Вами теме задание для учащихся, выполнение которого предполагало бы использование методов если бы…, вживания в образ, рефлексии и т.д. Сформулируйте по выбранной Вами теме задание для учащихся, выполнение которого предполагало бы использование методов если бы…, вживания в образ, рефлексии и т.д. Придумайте и опишите какой- либо свой метод обучения, связанный с продуктивной деятельностью школьников на уроке. Придумайте и опишите какой- либо свой метод обучения, связанный с продуктивной деятельностью школьников на уроке.


Итоговая рефлексия 1. Назовите основания для классификации методов обучения. 2. Возможно ли построение единой классификации методов обучения? 3. Какие методы обучения, на Ваш взгляд, способствуют развитию интереса школьников к учению. Обоснуйте ответ. 4. Какова связь между методами и целями обучения? Методами и формами обучения? Методами и формами обучения? Методами и содержанием обучения? Методами и содержанием обучения?


Рекомендуемая литература Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.,1985. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.,1985. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. О методах обучения //Сов. Педагогика – 3. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. О методах обучения //Сов. Педагогика – 3. Махмутов М.И. Современный урок.- М., Махмутов М.И. Современный урок.- М., Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие.- М., Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие.- М., Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов.- СПб, Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов.- СПб, 2001.


Библиография 1. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов.- СПб, Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн., Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования.- Ростов-на-Дону, 2000.

Определение методов и средств обучения Метод – от греч. «methodos» - путь следования к чему, либо, способ достижения чего-либо Метод- это способ обучающей работы учителя и организации учебно- познавательной деятельности учащихся по решению дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом (И.Ф. Харламов) Метод- это способ достижения цели обучения, представляющий собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта (И.Я. Лернер) Средства обучения – предметы, которые… облегчают учащимся непосредственное и косвенное познание действительности Классификация средств обучения (по характеру воздействия) Визуальные (зрительные) Визуальные (зрительные) Аудиальные (слуховые) Аудиальные (слуховые) Аудивизуальные (зрительно- слуховые) Аудивизуальные (зрительно- слуховые) Частично автоматизирующие процесс обучения Частично автоматизирующие процесс обучения


Рекомендации по выбору метода обучения Правильный выбор метода обучения влияет на формирование мировоззрения учащегося и на развитие его способностей, воспитание потребностей. Правильный выбор метода обучения влияет на формирование мировоззрения учащегося и на развитие его способностей, воспитание потребностей. Метод обучения выбирается в зависимости от дидактических целей урока и от содержания проходимого материала Метод обучения выбирается в зависимости от дидактических целей урока и от содержания проходимого материала


Методы обучения (классификация по характеру деятельности) (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) Объяснительно-иллюстративный Объяснительно-иллюстративный Частично-поисковый Частично-поисковый Исследовательский Исследовательский Репродуктивный Репродуктивный Метод проблемного изложения Метод проблемного изложения


Структура объяснительно- иллюстративного метода обучения Приемы преподаванияЗадачи учителя 1.Беседа 2.Формулировка фактов 3.Сообщение 4.Объяснение 5.Показ действия Объяснительно- Иллюстративный метод 1.Разъяснить 2. Добиться восприятия 3. Добиться понимания Цель урока: знакомство с готовыми знаниями и образцами деятельности


Структура объяснительно- иллюстративного метода обучения Приемы ученияПотребности ученика 1.Просмотр информации 2.Прочтение информации 3.Прослушивание информации 4. Участие в восприятии информации Уровень познавательной деятельности учащихся – репродуктивный (воспроизведение) 1.Овладеть способом применения по образцу 2.Запомнить материал 3.Понять материал Цель урока: знакомство с готовыми знаниями и образцами деятельности


Структура частично- поискового метода обучения Приемы преподаванияЗадачи учителя 1.Эвристическая беседа 2.Самостоятельная работа с элементами исследования 3. Игра Частично-поисковый Метод (информационно- Эвристический) Проблемный подход В сообщении материала Цель урока: обучение учащихся элементам творческой деятельности


Структура частично-поискового метода обучения Приемы ученияПотребности ученика 1. Самостоятельное обобщение по частным вопросам 2. Решение познавательных задач 3. Составление плана самостоятельной работы 4. Участие в эвристической беседе 5. Частичный мыслительный эксперимент Уровень познавательной деятельности – частично- поисковый (понимание и перенос) 1. Стремление к выявлению смысла изучаемого материала 2. Познание связей между явлениями 3. Овладение способами применения знаний в измененных условиях Цель урока: обучение учащихся элементам творческой деятельности


Структура исследовательского метода обучения Приемы преподавания Задачи учителя 1. Сопоставление с новыми фактами 2. Консультации 3. Анализ 4. Оценка 5. Эксперимент 7. Управление исследовательской деятельностью 1.Минимум информационных функций 2. Максимум управленческой деятельности Исследовательский метод обучения Цель урока: целенаправленное обучение поисковой деятельности


Структура исследовательского метода обучения Приемы учения Потребности ученика 1. Осознание учебной проблемы 2. Самостоятельное выдвижение гипотезы по решению задач 3. Соотнесение полученных результатов с выдвинутым предположением 4. Обобщение по Проблеме в целом Уровень познавательной деятельности – исследовательский (перенос) 1. Стремление применить знания в новой ситуации 2. Потребности в процессе самостоятельной работы разрешить учебную проблему Цель урока: целенаправленное обучение поисковой деятельности


Структура репродуктивного метода обучения Приемы преподавания Задачи учителя 1. Устный опрос ранее изученной информации 2. Предложение учащимся упражнений, направленных на закрепление и рассмотренного материала 3. Игра Репродуктивный метод 1. Подбор упражнений на запоминание информации 2. Умение учащихся перевести в разряд навыка Цель урока: усвоение готовых знаний


Структура репродуктивного метода обучения Приемы ученияПотребности ученика 1. Решение заданий по образцу 2. Повторение информации Уровень познавательной деятельности учащихся – репродуктивный (воспроизведение) 1. Многократное воспроизведение знаний 2. Запоминание информации, необходимой для решения упражнений Цель урока: усвоение готовых знаний


Структура метода проблемного изложения Приемы преподаванияЗадачи учителя 1.Постановка проблемы 2.Создание проблемной ситуации 3.Разрешение проблемной ситуации 4.Анализ полученного решения Метод проблемного изложения Организация адекватных действий учеников Цель урока: обучение учащихся элементам творческой деятельности


Структура метода проблемного изложения Приемы ученияПотребности ученика 1.Выполнение логических операций 2.Воспроизведение знаний и способов деятельности 3.Рассказ 4.Осмысление учебного материала 5.Составление плана 6.Восприятие информации Уровень Познавательной Деятельности – Частично-поисковый (понимание) 1.Сравнивать 2.Анализировать 3.Выделять главное Цель урока: обучение учащихся элементам творческой деятельности


Алгоритм анализа методов обучения Определить, соответствие методов обучения триединой цели урока Определить, соответствие методов обучения триединой цели урока Выяснить соответствие метода преподавания и метода учения Выяснить соответствие метода преподавания и метода учения Определить действенность связи методов преподавания и методов учения во взаимодействии Определить действенность связи методов преподавания и методов учения во взаимодействии Оценить соответствие форм организации познавательной деятельности учащихся методам обучения Оценить соответствие форм организации познавательной деятельности учащихся методам обучения Определить соответствие методов обучения реальным возможностям учеников данного класса Определить соответствие методов обучения реальным возможностям учеников данного класса Проанализировать воспитательное и развивающее воздействие Проанализировать воспитательное и развивающее воздействие Оценить систему методов обучения в их взаимосвязи и взаимодействии Оценить систему методов обучения в их взаимосвязи и взаимодействии Определить вклад каждого метода в отдельности в формирование понятий, диалектического мировоззрения осознания закономерностей между явлениями Определить вклад каждого метода в отдельности в формирование понятий, диалектического мировоззрения осознания закономерностей между явлениями Установить результативность методов обучения через анализ полученных знаний учащихся Установить результативность методов обучения через анализ полученных знаний учащихся




Итоги опроса по посещенным урокам Ильющиц Светланы Николаевны Методы обучения соответствовали Методы обучения соответствовали триединой цели урока триединой цели урока методам учения методам учения содержанию учебного материала содержанию учебного материала формам познавательной деятельности учащихся формам познавательной деятельности учащихся реальным возможностям учеников реальным возможностям учеников


Итоги опроса по посещенным урокам Ильющиц Светланы Николаевны Осуществлялось: Воспитательное и развивающее действие методов обучения Воспитательное и развивающее действие методов обученияПроявлялась: Связь методов и средств обучения Связь методов и средств обученияПреобладали: Объяснительно-иллюстративный Объяснительно-иллюстративный Частично-поисковый Частично-поисковый



Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Работа с учебником и книгой.

Экскурсия

Дискуссия.

Объяснение.

Самостоятельная работа

Метод иллюстраций

Метод демонстраций

Упражнения.

Творческие работы

Объяснительно-иллюстративный

Репродуктивный

Проблемного

Частично-поисковый метод, или эвристический метод.

Исследовательский метод.

Деятельность обучающего

Деятельность обучаемого

1. Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода - организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия. Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества

1. Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий, в том числе кино- и диафильмов и т.д. Обучающий широко использует беседу, демонстрацию опытов и т.д.

1. Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации

Деятельность обучающего

Деятельность обучаемого

2. Репродуктивный метод.

Основное назначение метода - формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний

Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) и программированного обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Әдіс - грек. зерттеу жолы, оқу Метод – греч. сл. - путь исследования, познание, учение. Метод – способ построения и обоснования знаний, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

3 слайд

Описание слайда:

Оқыту әдістемесі Методика обучения система различных путей и процессов, которые применяются во время занятий и инструктажа для достижения ожидаемой цели с использованием обучающих и учебных средств

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

По признаку источника получения знаний учащимися Словесные объяснение; рассказ; лекция; семинар; вводная беседа; беседа-сообщение; индивидуальная и фронтальная беседа; собеседование; учебная дискуссия; конспектирование; составление плана текста, тезисов; цитирование; аннотирование; рецензирование; составление справки; звукозапись

6 слайд

Описание слайда:

Наглядные методы рисунок; плакат; макет; схема; графоиллюстрация; динамические модели; слайд; видеофильм; самостоятельные наблюдения; раздаточный материал; демонстрация приборов, опытов, технических установок, компьютерных программ; творческие работы учащихся; ЛПР; графические упражнения; курсовые проекты

7 слайд

Описание слайда:

Классификация методов обучения по ступеням познавательной деятельности объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; проблемный метод; исследовательский метод; частично-поисковый (эвристический) метод

8 слайд

Описание слайда:

Основные методы обучения Объяснительно-иллюстративный Цель: организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материла и обеспечения его успешного восприятия. Экономный способ передачи обобщенного и систематизированного опыта. Преподаватель, сообщая учебную информацию, использует дидактические средства. Учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают информацию, наблюдают за демонстрациями, записывают основные сведения, зарисовывают схемы. Результат: понимание сути явлений, понятий определений, закономерностей, работы механизмов, систем; формирование компетенций использовать полученные знания

9 слайд

Описание слайда:

Основные методы обучения Репродуктивный метод Цель: формирование компетенций по использованию и применению полученных знаний. Преподаватель разрабатывает и применяет различные упражнения и задачи, использует различные инструкции (алгоритмы). Учащиеся овладевают приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладевают алгоритмом практических действий Результат: конкретная деятельность учащихся по заданному алгоритму

10 слайд

Описание слайда:

Основные методы обучения Индуктивный Цель: изучение учебного материала последовательно, от частного к общему, от созерцания к научному познанию. Преподаватель разделяет материал на части по сложности, логической последовательности, устанавливает взаимосвязь и делает обобщение. Учащиеся понимают суть структурных составляющих, добиваются глубины познания малого с установлением последующих связей малых частей в целое. Результат: формирование компетенций по умению выводить закономерности синтезировать умозаключения

11 слайд

Описание слайда:

Основные методы обучения Дедуктивный Цель: изучение объекта, начиная с общей характеристики, с последующим разделением на составные части, изучаемые отдельно. В конце необходим возврат к обзору целого с целью конкретизации и углубления знаний. Преподаватель дает теоретическое сообщение, объясняет закономерности демонстрации принципов действия. В заключительной фазе рассматривается взаимодействие всех элементов в целом. Учащиеся понимают общее назначение изучаемого объекта, его структуры и назначения отдельных элементов, выясняют принципиальные основы действия отдельных узлов, деталей. Результат: формирование умений разбивать объект на составляющие

12 слайд

Описание слайда:

Основные методы обучения Проблемный метод Цель: раскрытие в изучаемом материале различных проблем и показ способов их решения на известном материале. Преподаватель выявляет и классифицирует проблемы, форм, показывает, как можно их проверить, ставит проблемы в процессе проведения опыта, наблюдений, логического умозаключения. Учащиеся осмысливают и запоминают готовые научные выводы, прослеживают за логикой доказательства, движением мысли, формируются компетенции научного мышления, познания, культуры развертывания познавательных действий. Результат: формирование компетенций понимать суть проблемы и способы ее решения, развитие логического мышления

13 слайд

Описание слайда:

Основные методы обучения Эвристический метод Цель: подготовка учащихся к самостоятельной постановке и решению проблем в неизвестной ситуации. Развитие высокой мыслительной активности учащихся, содействие развитию логического мышления, интерес к изучаемому материалу. Опора на имеющиеся у учащихся понятия. Преподаватель ведет учащихся к постановке проблемы путем разделения проблемной задачи на подпроблемы, показывает им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из фактов, строить план проверки фактов; использует эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы. Учащиеся активно участвуют в эвристической беседе, овладение приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения через творческую деятельность. Целостное решение проблемы пока отсутствует. Результат: формирование самостоятельности в определении проблемы, поиска путей решения отдельных элементов, аналитического мышления.

14 слайд

Описание слайда:

Бинарный урок Цели: Изучение предметов на четвертом уровне системности знаний (Ю.А.Самарин). Развитие сотрудничества педагогов. Формирование у учащихся убеждения в связности предметов, в целостности мира. В проведении бинарного урока принимают участие несколько учителей. Часто эта технология используется для чтения лекций. Лекцию могут проводить два преподавателя разных предметов.

15 слайд

Описание слайда:

Взаимоконтроль Цели: Проверка знаний учащихся. Предоставление возможности каждому ученику сообщить о своих успехах сверстникам. Снятие неуверенности у слабых учеников перед сильными. Развитие речи учащихся. Интенсификация опроса. Воспитание Я-концепции.

16 слайд

Описание слайда:

Выступление Цели: Инсценировка проводится с целью развития умений выступать, мыслить быстро, конспективно набрасывать свое предстоящее выступление по предложенной теме или в какой-нибудь предлагаемой ситуации. Формируются умения анализировать и оценивать выступления, вырабатываются критерии оценки выступающих. Педагогам или другим ведущим сообщается тема, цели и развивается интерес. Назначаются эксперты и секретарь. Дается исходная информация, по какой теме выступать, в какую ситуацию должен поставить себя выступающий, по каким показателям и как оценивает выступление. Дается время на подготовку. Каждый готовит свое выступление индивидуально. Каждый может быть вызван. Затем слово дается 4-5 участникам подряд. Выступление длится не более 3 минут. Остальные учащиеся слушают выступающих. После выступления все оценивают выступившего по определенным критериям.

17 слайд

Описание слайда:

Анализ выступлений трехступенчатый. Каждый учащийся проверяет соответствие оценок и распределяет места среди выступающих. Затем по своей инициативе вступает в контакт с соседями. Вносит коррективы в свои оценки. Проводится общегрупповая дискуссия. Анализируется содержание выступлений, конкретизируются позитивные и негативные стороны в манере поведения выступающих. При оценивании учащиеся находят в выступлении положительное. Акцентировать внимание на выискивание неудачных моментов нежелательно. Технический эксперт сообщает о распределении мест. Этого момента может не быть. Распределение мест может проводиться в том случае, когда технология применяется уже длительное время и учащиеся не испытывают страха перед публичными выступлениями. Этот недостаток исчезает, если в оценках присутствуют только положительные моменты. Ведущий подводит итоги и обобщает.

18 слайд

Описание слайда:

Диспут Цели: Развитие логического мышления Я. Формирование умений задавать вопросы. Формирование умений отвечать в эмоционально-напряженной обстановке. Обучение уважительному отношению к оппоненту при разных точках зрения. Диспут или научная полемика – это форма сотрудничества, которая используется для изучения двух различных точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины (правильной точки зрения). В различных исследованиях установлено, что мышление в спор интенсивно развивается (Д.Болдуин, Э.Риньяно, Ж.Пиаже и др.). Поэтому данная технология должна иметь свое место в педагогическом процессе.

19 слайд

Описание слайда:

Коноп (контрольный опрос учащихся с включением игровых элементов) Цели: Данная технология предназначена для проверки знаний, умений на этапе итогового контроля. Развивает у учащихся менеджерские умения. Может применяться для развития интереса к предмету. Эта технология активного контроля знаний позволяет за 1-2 часа провести устный опрос 25-30 учащихся, способствует развитию логического мышления, быстрой и правильной формулировке ответов на поставленные вопросы, улучшает подготовку к обязательной контрольной работе, защите курсовой работы, сдачи экзаменов. Введение игровых элементов повышает заинтересованность учащихся при опросе, а элементы соревнования стимулируют хорошую подготовку по пройденному материалу.

20 слайд

Описание слайда:

Лекция –беседа Педагог ставит перед учащимся проблемы и предлагает решать их совместно. Задавая новые вопросы, уточняя и дополняя ответы (но, не критикуя неудачные), педагог структурирует, систематизирует высказывание и подводит к общим выводам по отдельным разделам лекции. Преподаватель - ведущий беседы, представление о лекторе здесь исчезает. Проведение проблемной лекции-беседы требует от педагога глубоких знаний обсуждаемой темы. Он должен уметь ставить вопросы ясно и понятно, быстро ориентироваться в высказываниях учащихся, развивать их и направлять дополнительными уточняющими вопросами на решение проблем. Время выступления педагога зависит от ситуации, он должен избегать ухода в сторону от темы лекции. Данную форму можно использовать в молодежной или небольшой аудиториях, при положительном отношении учащихся к педагогу. Это подход можно использовать при обучении речетворчеству. Поставив задачу, педагог стимулирующими вопросами активизирует учащихся.

21 слайд

Описание слайда:

Конспект-лекция Цели: Развитие у учащихся умений самостоятельной работы. Сокращение времени аудиторной работы. Предоставление возможностей медленно обучающимся ученикам не отставать от общего темпа.

22 слайд

Описание слайда:

Лекция У учащихся тезисы лекций, они ведут записи вопросов к лекциям. Преподаватель оценку ставит за интересный вопрос. Преподаватель при чтении лекции допускает 10 ошибок. Учащиеся должны обнаружить их. Оценку ставят за находчивость. В лекциях пропущены понятия, принципы, устройство, действия. Учащиеся читают текст и правильно вставляют их. Группы учащихся ведут поиск интересного материала к предстоящим лекциям преподавателя. Учащиеся должны отметить в лекции преподавателя интересные моменты. Учащиеся составляют краткие тезисы к лекциям. После лекции преподавателя учащиеся формулируют домашнее задание, темы, вопросы.

23 слайд

Описание слайда:

Лекция-дискуссия Цели: Развитие критического мышления. Активизация процесса принятия материала. Более глубокое понимание изучаемого материала. Между изложением логических разделов лекции педагог организует беглый обмен мнениями. Выбор вопросов и тем для обсуждения осуществляется лектором в зависимости от контингента слушателей. Участники дискуссии могут высказывать свое мнение с места, не вставая. Дискуссия может проводиться также в конце занятия по всему содержанию лекции. Даже короткая дискуссия в ходе лекции оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность слушателей и, что очень важно, позволяет лектору управлять коллективным мнением группы.

24 слайд

Описание слайда:

Магнитофонный опрос Цели: Проверка знаний, умение учащихся. Активизация обучающей функции контроля. Развитие речевых умений (грамотности, точности, понятности, краткости выражения мысли). Стимулирование учащихся совершенствовать речевые умения. Магнитофонный опрос широко практиковался В.Ф.Шаталовым для решения одной из важнейших проблем школы – увеличения времени говорения учащихся на уроке при проверке предметного материала. Магнитофонный опрос имеет и стрессовые стороны. Учащиеся, не подготовленные к его введению, испытывают дискомфорт. Поэтому использование этой формы должно быть тщательно продумано. Начинать его нужно с сильных, уверенных учащихся. Первое время учащиеся отвечают на магнитофон по желанию.

25 слайд

Описание слайда:

Определение понятий Цели: Научить учащихся понимать каждое слово в предложении. Помочь учащимся осознать необходимость более внимательного отношения к каждому слову в предложении. Формирование умений сотрудничать в группе при выполнении учебного задания. Учитель начинает объяснение с того, что понимание слова – это представление (видение, слышание, осязание и т.п.) учащимися образов тех предметов и явлений.

26 слайд

Описание слайда:

Подготовка к экзамену (технология Шаталова-Границкой) Цели: Подготовка к экзамену или зачету посредством воспроизведения всего пройденного материала; развитие функции памяти-воспроизведения, речи учащихся; формирование отношений сотрудничества; позитивной адекватной Я- концепции. Учитель сообщает учащимся, что на следующем уроке (или через несколько уроков) будет предварительная проверка знаний перед экзаменами. Ученики задают учителю вопрос по пройденной теме. Преподаватель отвечает на них. Такая процедура может проходить весь урок. Сообщается ученикам, что к следующему уроку необходимо подготовиться к ответу на несколько вопросов. На следующем уроке 8-10 желающих готовят у доски записи ответов и отвечают перед всем классом на свой вопрос. Отлично ответившие на вопросы могут экзаменовать других по этим вопросам. Каждый ученик может экзаменовать только по тому вопросу, на который он ответил. Экзаменатор сам отвечает другим ученикам по другим вопросам. Таким образом, ученик опрашивает других по тому, что сдал, и сдает то, что еще не сделал. Так каждый ученик должен получить оценку по всем вопросам.

27 слайд

Описание слайда:

На стене вывешивается ведомость, в которой по вертикали расположены фамилии ребят, а по горизонтали - № вопросов. Напротив фамилии экзаменатора под тем вопросом, по которому он принимает зачет, клеточка окрашивается в яркий цвет. Это делается для того, чтобы все видели, кому можно сдавать зачет и по какому вопросу. Сдавший зачет может получить право от учителя принимать зачет у других. Ученики могут принимать зачет не по одному, а по нескольким вопросам. Таким образом, у ребят есть выбор, кому сдавать зачет. Желательно, чтобы каждый ученик был экзаменатором хотя бы по 1 вопросу. В какой-то момент успешный ученик сдает зачет менее успешному. Это имеет большое воспитательное значение для менее успешного. Идет коррекция Я- концепции в позитивную сторону. Отметки «три» и «четыре» в ведомость выставляются карандашом и, если пожелает учащийся, «пять» выставляется фломастером или пастой.

28 слайд

Описание слайда:

Проблемное изучение материала Цели: Активизация мышления учащихся; формирование интереса к изучаемому материалу. Один из методов активизации деятельности учащихся - подготовка проблем во время лекции. «Проблемный метод» или озадачивание. Сводится он к следующему: педагог ставит перед учащимся проблему. Это можно сделать с помощью 1 вопроса, системы вопросов, касаемых какой-либо детали изучаемого, вокруг которой выстраивается весь материал и т.п.). Если учащиеся не могут дать ответ, они ждут объяснения педагога. Проблема может быть поставлена с помощью графиков, чертежей, рисунков, фотографий и т.п. Работа учащихся над проблемой является не менее, а часто более ценной, чем само решение. Учащиеся помнят саму реакцию на проблему.

29 слайд

Описание слайда:

Работа над проблемой успешна тогда, когда возникает проблемная ситуация (психическое состояние учащегося, испытывающего интеллектуальное затруднение, мыслительная деятельность направлена на решение проблемы). В проблемной ситуации учащегося либо недостаточно знаний, либо он владеет способами действия для решения данной проблемы. Постановка проблемы не всегда приводит к проблемной ситуации. Проблемы не интересны для учащегося, если они не связаны с его жизнью, имеют общий характер. Не возникает проблемная ситуация и тогда, когда у учащегося слишком низкий уровень знаний для решения данной проблемы или, наоборот, он быстро находит решение и ему не интересен дальнейший ход рассуждений. Существуют различные варианты постановки и решения проблемы. Проблему решает педагог Педагог ставит проблему или проблемы, сам их решает, излагает лекционный материал. При такой форме проведения занятия учащиеся внешне пассивны, но внутри каждого из них могут интенсивно протекать процессы понимания, принятия и запоминания. Этот подход применяется чаще, чем другие. Ответ самим лектором на поставленный вопрос наиболее приемлем в больших аудиториях, где затруднена обратная связь.

30 слайд

Описание слайда:

Малые группы (альтернативы) Педагог излагает проблему, учащиеся высказываются, фиксируется внимание на двух-трех часто встречаемых подходах к проблеме. Учащимся делятся на малые группы «приверженцев» того или иного мнения. После работы в группах лидеры защищают свою точку зрения. Педагог делает анализ выступлений, развивает их и излагает дальше материал лекции. Малые группы (ваше решение проблемы). Следующий вариант лекции - с использованием малых групп: формируются малые группы по пять-семь человек. В этих группах выбираются руководители дискуссии. Каждой из групп педагог раздает заранее отпечатанный лист, где описаны проблемы. После короткого обсуждения каждая из групп предъявляет в письменном виде свой вариант решения. Если решения проблемы неполные или неправильные, то педагог пытается в своей лекции подробно на них остановиться.

31 слайд

Описание слайда:

Тест с закрытыми ответами Цели: Проверка знаний, умений, навыков учащихся на уровне узнавания. Формирование мнения учащихся в объективности контроля и достижение большей объективности оценивания. Увеличение числа учащихся, охваченных контролем.

32 слайд

Описание слайда:

Презентация Преподаватель стоит перед учебной группой и предлагает реальные объекты, модели, рабочие приемы и аудиовизуальные средства информации – фильмы, слайды, м/медиа и т.д. Знания передаются наглядно, живо и близко к практике

33 слайд

Описание слайда:

Демонстрация Преподаватель стоит перед учебной группой и демонстрирует, как нужно обращаться с инструментом или обслуживать машину, справляться с определенными ситуациями

34 слайд

Описание слайда:

Исследование Самый главный метод для активизации учащихся. Исследование может быть краткосрочным и долгосрочным.

35 слайд

Описание слайда:

Точка зрения Цель: развитие умений ориентироваться в материале самостоятельно, выделять главное, оценивать и ставить вопросы. В конце урока за 3-4 мин. преподаватель предлагает учащимся подумать над услышанным во время занятий. Учащиеся должны на карточках или небольшом листке быстро и кратко ответить на вопросы: Что является основным из всего материала, изученного сегодня? - Какую информацию по этому вопросу Вы хотели бы получить дополнительно?

36 слайд

Описание слайда:

Обсуждение проблемных ситуаций Цель: развитие критического мышления, навыков решения проблемной ситуации. Преподаватель выбирает тему, требующую анализа, синтеза, мышления; сообщает учащимся необходимую информацию и данные по некоторой проблемной ситуации, формулирует вопросы; просит учащихся быстро обсудить проблему, используя полученные на уроке знания. Учащиеся, работая в группах (4-5 чел.), обсуждают проблему и отвечают на данные вопросы по данной ситуации, подготовленной преподавателем

37 слайд

Описание слайда:

Письменное задание Цель: развитие навыков самостоятельного выделения главных идей, их анализа, оценки результатов работы в соответствии с предложенными критериями оценки. Преподаватель формулирует и раздает по группам задания по определенной теме. Для выполнения задания требуется: самостоятельно выделить главную идею (факт), о котором идет речь в предложенном материале; дать анализ этого явления (факта), выбирая необходимую информацию из учебника и дополнительной лит-ры. После выполнения задания каждая группа учащихся информирует о результатах. Другие учащиеся слушают, делают критические замечания и оценивают работу с разных точек зрения. Критерии оценки: соответствие содержания мат-ла поставленной задаче; правильное определение главной идеи, фактов и понятий в соответствии с этой идеей; понятность и общая грамотность изложения.