Можно ли легально производить и продавать самогон в россии. Под градусом: как устроен «самогонный» бизнес В бизнес с университетской скамьи

Здравствуйте, Адриан!

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены
Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Статья 18. Виды деятельности, подлежащие лицензированию

1. Лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением:

производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи;

розничной продажи спиртосодержащей продукции;

закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях;

перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на транспортных средствах, находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении таких организаций.

2. Лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:

производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;

производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;

производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;

розничная продажа алкогольной продукции;

перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.

3. Лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции, указанному в статье 2 настоящего Федерального закона.

4. Лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в абзацах пятом и шестом пункта 2 настоящей статьи, выдаются отдельно на алкогольную продукцию, спиртосодержащую пищевую продукцию и спиртосодержащую непищевую продукцию.

Лицензии на вид деятельности, указанный в абзаце одиннадцатом пункта 2 настоящей статьи, выдаются отдельно на этиловый спирт (в том числе денатурат), нефасованную спиртосодержащую пищевую продукцию с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, нефасованную спиртосодержащую непищевую продукцию с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.

5. Лицензии на производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдаются только организациям, которые имеют оборудование, отвечающее требованиям статьи 8 настоящего Федерального закона.

6 - 7. Утратили силу. - Федеральный закон от 21.07.2005 N 102-ФЗ.

8. Лицензии на виды деятельности, указанные в пункте 2 настоящей статьи, за исключением видов деятельности, указанных в абзацах девятом и одиннадцатом пункта 2 настоящей статьи, выдаются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Лицензии на виды деятельности, указанные в абзацах девятом и одиннадцатом пункта 2 настоящей статьи, выдаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

9. Лицензии на виды деятельности, указанные в пункте 2 настоящей статьи, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, выдаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

10. Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона. Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная одним субъектом Российской Федерации, может действовать на территории другого субъекта Российской Федерации при условии наличия между ними соответствующего соглашения.

Статья 19. Порядок выдачи лицензий

1. Для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, организацией представляются в лицензирующий орган следующие документы:

1) заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юридического лица (организации), места его нахождения, адреса его электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, мест нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, наименования банка и номера расчетного счета в банке, лицензируемого вида деятельности, который организация намерена осуществлять, вида продукции (в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона), срока, на который испрашивается лицензия;

2) копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов в случае, если копии документов не заверены нотариусом);

2.1) копия документа о государственной регистрации организации - юридического лица. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения сведений о соискателе лицензии в единый государственный реестр юридических лиц;

3) копия документа о постановке организации на учет в налоговом органе. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, предоставляет сведения, подтверждающие факт постановки соискателя лицензии на налоговый учет;

4) копия документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии. В случае, если копия указанного документа не представлена заявителем, лицензирующий орган проверяет факт уплаты заявителем государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;

6) заключения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти о соответствии производственных и складских помещений организации требованиям пожарной безопасности и экологическим требованиям. В случае, если указанные документы не представлены заявителем, указанные документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

7) документ, подтверждающий техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, или копия договора с такой лабораторией на проведение указанного контроля. В случае, если документ, подтверждающий техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не представлен заявителем, такой документ (сведения, содержащиеся в нем) представляется по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере технического регулирования;

8) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии основного технологического оборудования. В случае, если указанные документы не представлены заявителем, такие документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере технического регулирования;

9) документ, подтверждающий наличие у организации уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с пунктом 9 статьи 8 и пунктами 2.1 и 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона;

10) схема оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, содержащая информацию об указанных оборудовании, автоматических средствах и о коммуникациях в соответствии с перечнем информации, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

11) расчет мощности основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции с использованием этилового спирта по каждому заявленному виду продукции, составленный в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) документы, подтверждающие наличие у организации производственных и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. В случае, если указанные документы, относящиеся к объекту недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не представлены заявителем, такие документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

13) копии технической документации изготовителя автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции на указанные автоматические средства, установка которых обязательна в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

1.1. Предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи документы могут быть по усмотрению организации представлены как на бумажном носителе, так и в форме электронных документов.

При получении организацией заключения, предусмотренного подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, должна обеспечиваться возможность подачи необходимых для получения такого заключения документов в электронной форме. В случае, если организация направила заявление о выдаче такого заключения в форме электронного документа, заключение должно выдаваться организации также в форме электронного документа, если иное не предусмотрено в заявлении.

1.2. Указанные в подпунктах 2.1 и 3 пункта 1 настоящей статьи документы (сведения, содержащиеся в них) представляются в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Указанные в подпунктах 6 - 8 пункта 1 настоящей статьи документы (сведения, содержащиеся в них) представляются в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

2. Для получения организацией лицензии на один из видов деятельности по производству этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, не допускается требовать от такой организации документы, не предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.

3. Для получения лицензии на один из видов деятельности по обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона (за исключением перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и розничной продажи алкогольной продукции), организация представляет в лицензирующий орган:

2) документ, подтверждающий наличие у организации уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с пунктом 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона;

3) документы, подтверждающие наличие у организации складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. В случае, если указанные документы, относящиеся к объектам недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не представлены заявителем, такие документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

4) заключения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти о соответствии складских помещений организации требованиям пожарной безопасности и экологическим требованиям (за исключением заключения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение экологической экспертизы, в отношении складских помещений, предназначенных для хранения алкогольной продукции). В случае, если указанные документы не представлены заявителем, указанные документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

3.1. Для получения лицензии на перевозки этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции организация представляет в лицензирующий орган:

1) документы, предусмотренные подпунктами 1 - 4, 8 пункта 1 настоящей статьи;

2) документы, подтверждающие наличие у организации в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении транспортных средств, соответствующих требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

3) документы, подтверждающие наличие у организации в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении оборудования для учета объема перевозок продукции, соответствующего требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

4) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии оборудования для учета объема перевозок продукции;

5) иные установленные Правительством Российской Федерации документы.

3.2. Для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в лицензирующий орган:

1) документы, предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 1 настоящей статьи;

2) документ, подтверждающий наличие у заявителя уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона;

3) документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. В случае, если указанные документы, относящиеся к объектам недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не представлены заявителем, такие документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

4) утратил силу. - Федеральный закон от 25.06.2012 N 93-ФЗ.

3.2 - 1. Предусмотренные пунктом 3.2 настоящей статьи документы могут быть представлены заявителем на бумажном носителе или в форме электронных документов.

3.3. Для получения заявителем лицензии на один из видов деятельности по обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, не допускается требовать от такого заявителя документы, не предусмотренные соответственно пунктами 3 - 3.2 настоящей статьи.

4. Организация, имеющая лицензию на осуществление одного из видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона (за исключением розничной продажи алкогольной продукции и перевозок этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции), при получении лицензии на осуществление другого вида деятельности, за исключением деятельности, связанной с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представляет в лицензирующий орган только заявление о выдаче лицензии, копию документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии. В случае, если копия указанного документа не представлена заявителем, лицензирующий орган проверяет факт уплаты заявителем государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

5. Документы, представленные организацией в лицензирующий орган для получения лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, регистрируются и подлежат экспертизе лицензирующим органом.

6. Ведение государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также единого государственного реестра мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный сводный реестр выданных лицензий ведется на электронных носителях.

Ведение государственного сводного реестра выданных лицензий на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие реестра с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями.

Информация, содержащаяся в государственном сводном реестре выданных лицензий, является открытой и бесплатной для ознакомления с ней физических и юридических лиц.

7. Решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче принимается в течение 30 дней со дня получения заявления и всех необходимых документов. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы указанный срок продлевается на период ее проведения, но не более чем на 30 дней.

8. Решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче с указанием причин отказа в письменной форме направляется организации в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения. В случае, если в заявлении о выдаче лицензии было указано на необходимость направления решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче в форме электронного документа, лицензирующий орган направляет организации соответствующее решение в форме электронного документа.

9. Основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является:

1) выявление в представленных документах недостоверной, искаженной или неполной информации;

2) нарушение требований статьи 8 настоящего Федерального закона;

3) наличие у заявителя на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по запросу лицензирующего органа;

4) несоответствие производственных и складских помещений, стационарных торговых объектов заявителя, осуществляющего производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, требованиям пожарной безопасности (за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции), экологическим требованиям, которое подтверждено заключением соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

5) наложение органом, осуществляющим государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на принадлежащее заявителю основное технологическое оборудование для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ареста в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

6) несоответствие заявителя иным лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 настоящего Федерального закона.

10. В случае приобретения основного технологического оборудования в целях его использования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции лицензиат обязан представить в лицензирующий орган перечень видов данного оборудования, сертификаты соответствия или декларации о его соответствии, а также документы, указанные в подпунктах 10, 11 и 13 пункта 1 настоящей статьи.

В случае приобретения основного технологического оборудования в целях его использования для хранения этилового спирта, спиртосодержащей продукции и (или) перевозок этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции лицензиат обязан представить в лицензирующий орган перечень видов данного оборудования и сертификаты соответствия или декларации о его соответствии, а также документы, указанные в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи, если лицензиат является перевозчиком.

Лицензирующий орган рассматривает представленные документы в течение 30 дней со дня их получения. Эти документы могут быть направлены лицензиатом в лицензирующий орган в форме электронных документов в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи.

При выявлении в представленных документах недостоверной информации и (или) нарушения лицензиатом требований статьи 8 настоящего Федерального закона лицензирующий орган принимает решение о недопустимости использования основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Использование основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции допускается по истечении 45 дней после представления в лицензирующий орган документов в порядке, установленном настоящим пунктом, при условии отсутствия решения, указанного в абзаце четвертом настоящего пункта, или до истечения 45 дней при условии, что лицензирующим органом принято решение о допустимости использования данного оборудования.

Решение о допустимости или недопустимости использования основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направляется в письменной форме лицензиату в течение трех дней после его принятия лицензирующим органом. В случае, если в уведомлении о приобретении основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции указано на необходимость направления в электронной форме лицензиату лицензирующим органом всех связанных с рассмотрением такого уведомления документов, решение о недопустимости использования данного оборудования направляется в форме электронного документа лицензиату.

Лицензирующий орган до принятия решения о допустимости или недопустимости использования основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции проводит обследование (проверку) лицензиата в целях установления соответствия данного оборудования лицензиата требованиям статьи 8 настоящего Федерального закона.

Использование основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при наличии решения о недопустимости использования основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не допускается.

11. В случае реорганизации организации переоформление лицензии осуществляется в порядке, установленном для ее получения, по заявлению организации или ее правопреемника.

При переоформлении лицензии, выданной на вид деятельности, указанный в абзаце десятом пункта 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, в связи с реорганизацией организации в форме слияния, присоединения или преобразования документы, предусмотренные подпунктом 2 пункта 3.2 настоящей статьи, не представляются.

12. В случае изменения наименования организации (без ее реорганизации), изменения места ее нахождения или указанных в лицензии мест нахождения ее обособленных подразделений, окончания срока аренды производственного или складского помещения, стационарного торгового объекта, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности, изменения иных указанных в лицензии сведений, а также в случае утраты лицензии переоформление лицензии осуществляется на основании заявления организации с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии. Указанные документы могут быть направлены лицензиатом в лицензирующий орган в форме электронных документов в порядке, предусмотренном пунктом 1.1 настоящей статьи. В предусмотренных настоящим пунктом случаях переоформление лицензии осуществляется путем выдачи новой лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата ранее выданной лицензии (за исключением ее утраты) в лицензирующий орган.

Заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии.

14. До переоформления лицензии лицензиат или его правопреемник может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии, но не более трех месяцев с момента возникновения обстоятельств, являющихся основанием для переоформления лицензии.

15. Утратил силу. - Федеральный закон от 18.07.2011 N 218-ФЗ.

16. Сроки принятия лицензирующим органом решения о переоформлении лицензии или о продлении срока ее действия не могут превышать сроки, установленные для принятия решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче.

7. Лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.

Срок действия такой лицензии продлевается по просьбе лицензиата на основании представляемого им в лицензирующий орган заявления в письменной форме о продлении срока действия такой лицензии при условии уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 18 настоящей статьи, а также на основании представляемых налоговым органом по межведомственному запросу лицензирующего органа сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.

В течение 30 дней со дня поступления заявления о продлении срока действия такой лицензии лицензирующий орган рассматривает данное заявление, принимает решение о продлении срока действия такой лицензии или об отказе в продлении этого срока в порядке, установленном для выдачи лицензии, и в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения сообщает в письменной форме о своем решении лицензиату, а в случае принятия решения об отказе в продлении срока действия такой лицензии и о причинах отказа.

Заявление о продлении срока действия такой лицензии подается в лицензирующий орган не ранее чем за 90 дней до истечения срока ее действия.

18. За предоставление лицензий на осуществление видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, продление срока действия таких лицензий и их переоформление уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

19. В лицензии указываются наименование лицензирующего органа, полное и (или) сокращенное наименования и организационно-правовая форма организации, место ее нахождения, адрес ее электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, места нахождения ее обособленных подразделений (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), осуществляющих лицензируемые виды деятельности, лицензируемый вид деятельности, вид продукции в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона, производственная мощность в случае, если лицензия выдается на производство этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, срок действия лицензии, ее номер и дата ее выдачи. Указанный перечень сведений является исчерпывающим.

Форма лицензии утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

20. Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.


Сталкиваясь по своей работе с алкогольной темой, часто приходится видеть и слышать, как жалуются люди, большей частью женщины, на самогонный бизнес, который калечит их родных и близких, а потуги правоохранительных служб влияния на разрешение ситуации не оказывают.

Такой бизнес пользуется большим спросом у населения (конечно у определенной категории) и к продавцам все никак «не зарастёт народная тропа».
Думаю, что такой болезнью поражена вся территория нашего государства, во всяком случае, его большая часть, если учесть, что на федеральном уровне такой вид правонарушения, как сбыт алкогольной продукции домашней выработки, не наказуем.

Может, кто и удивится, что наказания нет, но пролистав Кодекс РФ «Об административных правонарушениях», может сам в этом убедиться.
Как выход из ситуации, некоторыми субъектами Российской Федерации принимаются свои законы, устанавливающие санкции за продажу самогона. Но и в этом случае эффективность практически нулевая.

Возьмем, к примеру, закон Краснодарского края № 608-КЗ «Об административных правонарушениях», где в особенной его части имеется статья 2.8 под названием «Хранение с целью сбыта, а равно сбыт крепких спиртных напитков домашней выработки».
Санкции указанной статьи предусматривают, при первом совершении нарушения, штраф в размере от одной до двух тысяч рублей. При повторном, в течение года, нарушении, размер штрафа увеличивается от двух до двух тысяч пятьсот рублей.

Есть еще часть третья статьи, предусматривающая наказание за продажу данного вида продукции несовершеннолетним лицам.
Вроде закон есть, штрафы, на первый взгляд, ощутимые, но ведь не перестают продавать самогон. В чем же дело?

А давайте подсчитаем, сколько примерно зарабатывает налаженная самогонная точка? В среднем, в сутки, через такую точку может проходить человек пятьдесят. Теперь берем стоимость 0,5 литра самогона. Она зависит от района продажи, качества напитка и покупательского спроса, и варьируется от 20 до 40 рублей. Перемножаем и получаем, что в сутки самогонщик может без особого напряжения заработать от одной до двух тысяч рублей. Да пусть даже, если взять совсем слабого покупателя, пятьсот рублей. Это всего лишь за сутки!

Теперь сопоставим суммы приведенных выше штрафов с выручкой самогонщика и сами поймем всю ситуацию.
Я знаю случаи, когда участковый долго ходил и уговаривал одного дельца прекратить свой бизнес, даже несколько раз штрафовал. В итоге, когда тому видно стало жалко милиционера, он предложил, что согласен ежемесячно выплачивать штраф. И ему будет хорошо, участковый станет наведываться только раз в месяц, и милиционер будет иметь стабильный результат по протоколам. Чем все закончилось, не знаю, но думаю, что все продолжается в том же духе.
То, что самогонный бизнес является прибыльным делом, особенно в сельской местности и небольших городках, сегодня представляется неоспоримым фактом.
Напротив дома, в котором я живу, стоит другая пятиэтажка, где в одной из квартир продают самогон. Так там даже во входной двери сделали открывающееся окошко, куда каждый желающий может постучаться, оплатить, получить свою стопку или бутылку и идти дальше. Работа в таком «магазине» круглосуточная. Естественно, если весь двор знает об этой точке, о ней знает и участковый.

Но… С другой стороны можно понять и правоохранительные органы. Сегодня нельзя, как лет пятнадцать или двадцать тому назад, войти в дом, найти самогон, изъять его и сам аппарат, да еще и выписать хороший штраф. Нет, сегодня милиционер должен поймать именно за руку самогонщика, или иметь показания лица, который только что купил и именно в этом доме самогон. Еще, для вескости доказательств, неплохо было бы иметь двух свидетелей факта продажи. Войти в дом без согласия собственника милиционер может только в случае очевидности совершаемого там преступления, чем сбыт самогона не является. А где можно найти свидетелей продажи, а еще и заставить любителя выпить сдать точку, которая для него как святой родник? Вот и приходится участковым искать различные ухищрения, что отнимает немало времени, которого у милиционера в обрез, так как кроме самогона на участке много других важных дел и проблем.

Но все описанное выше касается только крепких спиртных напитков домашней выработки, а как быть с домашним вином непонятного качества, которое продается летом во многих дворах на территории Краснодарского края, особенно в курортных зонах. Ведь ответственности за это нет даже в краевом законе, а ведь у нас как говорится: «Что не запрещено, то разрешено».

На заметку: Неотъемлемой частью успешной работы любого сайта является количество посетителей. Этот показатель, именуемый также трафиком, очень важен, так как показывает число посетителей сайта за единицу времени. И если Вас не устраивает этот показатель - всегда можно

Расскажем, какие ограничения придется соблюдать самогонщикам-любителям.

С 1 января 2018 года в России вступают в силу поправки в ряд нормативно-правовых актов, получивших общее название «закон о самогоноварении». Изменения призваны ужесточить контроль за производителями так называемого «домашнего алкоголя» – ограничить объемы производства такой продукции, чтобы она оставалась для домашнего потребления, а не наполняла рынок нелегальной алкогольной продукции, как это происходит сейчас.

Расскажем подробнее, что из себя представляет «закон о самогоноварении» 2018 года, какие ограничения придется соблюдать самогонщикам-любителям, действительно ли самогон объявили вне закона.



Рынок нелегального алкоголя

Распространение нелегальной алкогольной продукции – большая проблема для России. Все помнят, как в декабре 2016 года в Иркутске более 100 человек отравились настойкой Боярышника и другими спиртосодержащими суррогатами. По официальным данным, отравление стало смертельным для 76 человек. Похожие случае, но в меньших масштабах, в 2016-2017 гг были зафиксированы и в других регионах России.

Все это побудило законодателей принять жесткие меры против производства нелегального алкоголя, одним из которых стало принятие так называемого «закона о самогоноварении» в 2017 году (17.09.2017), который вступает в силу с 1 января 2018 года.

Самогон вне закона?

Поправки КоАП РФ и ФЗ от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» серьезно напугали любителей самогона.

Многие посчитали, что с 2018 года самогон в России вне закона. И, как во времена СССР, участковые уполномоченные будут ходить по квартирам и проверять, не гонит ли кто первач, а всех попавшихся производителей домашнего дистиллята ждет ответственность за самогоноварение. Однако это не совсем так. Тем, кто действительно «гонит» для собственного потребления в небольших масштабах, ничего не грозит.

Изменения в первую очередь ударят по «гаражным самогонщикам», которые производят алкоголь в малопромышленных масштабах на продажу. Именно такой алкоголь, который производится без лицензии и необходимого государственного контроля, чаще всего становится причиной смертельных отравлений.

Какие ограничения введены?

В соответствии с обновленной редакцией ст. 14.1 ФЗ от 22.11.1995 N 171-ФЗ, подлежит обязательной госрегистрации оборудование для производства этилового спирта мощностью не 4 000 декалитров, как было раньше, а 200 декалитров (2 000 литров).

Производственная мощность, как известно, рассчитывается исходя их максимального годового выпуска продукции, поэтому 2 000 литров необходимо разделить на 365, в результате получается, что регистрировать необходимо оборудование, способное производить 5,5 литров самогона в сутки.

Регистрация происходит в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ N 666 от 30.05.2017.

К оборудованию для самогоноварения относятся и требуют регистрации (при наличии соответствующей производственной мощности):

  • перегонный аппараты;
  • аппараты и колонны для очистки и ректификации спирта;
  • установки для производства спирта.

В Росалкогольрегулирование для госрегистрации самогонщик должен предоставить:

  • заявление с указанием вида и места нахождения такого оборудования;
  • копии паспортов оборудования (при наличии) и (или) иные сведения, позволяющие его идентифицировать (в том числе содержащие заводской номер);
  • правоустанавливающие документы на оборудование.

При этом одной регистрации недостаточно. Само оборудование должно соответствовать строгим требованиям. Обладателям такого оборудования придется получать лицензию, а соответственно создать юридическое лицо либо ИП, потому что производство алкоголя физлицами в таких масштабах запрещено. Таким образом, обращение гражданина в Росалкогольрегулирование с документами о регистрации своего самогонного аппарата мощностью более 200 декалитров приведет либо к его изъятию, либо к консервации под надзором чиновников до тех пор пока все необходимы документы не будут получены, а государственные пошлины уплачены.

Ответственность и наказание за самогоноварение в России

По новому закону о самогоноварении в 2018 году предусмотрена ответственность за нарушение требований к производству и перемещению самодельных алкогольных напитков. В частности, в соответствии со ст. 14.17 КоАП РФ (так называемая «статья за самогоноварение»):

  • использование и владение незарегистрированным технологическим оборудованием для самогоноварения мощностью более 200 декалитров грозит владельцам штрафом от 3 тыс. до 5 тыс. рублей с конфискацией этого оборудования;
  • введена ответственность за перемещение немаркированной (самодельной) алкогольной продукции в объеме более 10 литров на человека: штраф – от 3 тыс. до 5 тыс. рублей.

Для добросовестных производителей домашнего самогона для собственных нужд ничего не меняется. Аппараты для домашнего «перегона», как и раньше, находятся в свободной продаже. А участковых полиции, если они заходят осмотреть жилое помещение гражданина на предмет выявления незарегистрированного оборудования, без соответствующей санкции суда на порог можно не пускать.

  • Mawisoft
  • 1С:Бухгалтерия
  • Flamp
  • Вконтакте
Если в советское время слово «самогонщик» ассоциировалось прежде всего с комическо-криминальной кинематографической троицей Вицин-Никулин-Моргунов, то сейчас производством качественных крепких напитков в домашних условиях, что называется, «для души» занимаются вполне респектабельные мужчины. А раз к какой-то сфере есть интерес платежеспособной мужской аудитории, значит, в нее быстро приходит бизнес, желающий потребности этой аудитории удовлетворить.

Иван Свинаренко , новосибирский предприниматель, основатель бизнеса по продаже самогонных аппаратов «Мужское хобби» , а также совладелец магазина и бара крафтового пива «Йохохо» . Родился в 1980 году в Новосибирске. Окончил академию водного транспорта, с 2002 года работает в семейном бизнесе по производству медицинской техники, развивает сегмент продаж. В 2010 году с компаньоном начал производить и продавать самогонные аппараты, в 2015 году занялся крафтовым пивом – открыл магазин и бар самообслуживания.

Как появился проект «Мужское хобби»

Основной бизнес, которым я занимаюсь, - это производство медицинской техники: облучателей и рециркуляторов для обеззараживания. Я пришел в этот бизнес сразу после института и руковожу отделом продаж. У нас был партнер в аналогичной отрасли, с которым мы очень долго работали. В начале 2010 года он мне рассказал о своем увлечении: коллега занимался самогоноварением уже пару лет. Я ему в ответ сказал, что у меня давно была идея начать производить самогонные аппараты, но это больше основано на интересе, чем на бизнес-целях. Мне это было интересно, потому что у меня тесть этим активно занимается, я это видел, хотел или приобрести аппарат, или сделать его самостоятельно.

Коллега предложил мне: «давай попробуем, у меня есть наработки, уже несколько аппаратов под заказ делал». Он полагался на мой опыт - как продажника, и на свой - как инженера. Большая часть производственных идей, инженерные решения – были на нем, а я развивал по большей части сбыт. Когда в 2010 году мы начинали, из конкурентов были только Москва и Питер. На тот момент не существовало такого засилья производителей самогонных аппаратов и дистилляторов как сейчас. Теперь же появилось огромное количество производителей по всей стране.

Мы основывались на том, что, во-первых, нам это интересно, и во-вторых есть определенный интерес к этой теме у людей в интернете. Например, мы смотрели сайт homedistiller.ru - вся страна, все дистилляторщики там сидят и делятся рецептами, изобретениями.

Примерно год мы отрабатывали линейку, ассортимент, пока не пришли к четкому пониманию, какие аппараты нужны. Наша аудитория - это на 99% мужчины среднего возраста, 30-50 лет, с достатком выше среднего - наши аппараты довольно дорогостоящие, они для хобби, а не для того, чтобы гнать какой-то там дешевый алкоголь. Люди получают удовольствие, они создают готовый конечный продукт, который можно попробовать самому и дать оценить окружающим.

«В современном мире большинство профессий не дают какого-то конкретного результата, который можно увидеть, оценить, сказать - вот это сделал я. В этом и есть мужская востребованность: кто-то шашлыки готовит, кто-то плов, кто-то возится с машинами. Здесь всё сочетается: и мужская кулинария, и мужские напитки, и железо»

Во всем мире есть такое понятие - «домашние дистилляторщики». В домашних условиях можно приготовить все, что угодно – виски, ром, бурбон, кальвадос, весь элитный алкоголь. Сейчас идет рост количества производителей оборудования, и заинтересованных людей становится все больше. Наши аппараты стоят от 12 до 30 тысяч рублей, это дистилляторы различных модификаций и ректификационные колонны.

Занимательное самогоноварение

Самое банальное сырье для сбраживания - это сахар, дрожи и вода. В аппарате мы нагреваем спиртосодержащую жидкость - брагу, сидр, вино или неудавшееся пиво. Начинаются испарение и конденсация, мы получаем крепкие спирты. Если мы работаем на дистилляторе – получается спирт-дистиллят, а если на ректификационной колонне - получается более чистый спирт порядка 96 и выше градусов, практически без примесей сивушных масел. Из этих спиртов можно получать классическую водку, английский джин, абсент. Вы можете приобрести солод и получить виски, также виски можно приготовить из перловки, которая продается в любом магазине. Можно собрать урожай яблок в огороде, из яблочного сырья вы получите кальвадос - довольно элитный французский напиток.

Если мы покупаем солод и делаем виски, то себестоимость литра готового продукта будет около 200 рублей. В магазинах сейчас виски стоит от 500 рублей и до бесконечности. По вкусовым качествам можно добиться таких результатов, что ваши гости не отличат его от элитного напитка 5-10 летней выдержки.


Начальные вложения в 2010 году были около 2 миллионов рублей, большая часть ушла на разработку ассортимента. На прибыль мы вышли на второй год работы, прибыльность и рентабельность были хорошие; например, рентабельность в рознице составляла порядка 40%. Сейчас это все ужалось в связи с тем, что возросла конкуренция, стало много дешевого оборудования стоимостью 5-7 тысяч рублей. Мы уже второй год цены не повышаем, хотя нержавейка выросла в цене в два раза, импортные комплектующие тоже растут. Я думаю, срок окупаемости нашего бизнеса составил 1,5-2 года.

На гребне крафтовой волны

К крафтовому пиву мы пришли немного по-другому: пиво я люблю больше, чем крепкие напитки, и идея своей пивоварни у меня была давно. Направление крафтового пивоварения мы с другом детства открыли в 2015 году, но перед этим в течение двух лет у нас созревала идея, какая-то концепция, что-то банальное не хотелось делать.

В прошлом году я был на фестивале в Берлине «Пивная миля», одном из самых известных в Европе фестивалей. Я не ожидал, что половина участников, а может и больше, были именно «крафтовики».

«Крафтовое пиво отличается от традиционных европейских лагеров тем, что это по большей части эли, получаемые иным процессом брожения. Кроме того, крафт отличается разнообразием стилей и сортов: британские, американские, бельгийские и т.д. Евро-лагер - это пиво, к которому мы привыкли, зайдите в любой магазин - вроде бы линейка 100 сортов, а это все практически одно и то же»

Мы и сами давно соскучились по хорошему пиву, зачастую уезжаешь за границу, ищешь что-то интересное, новое. Я привозил различные сорта пива сюда, угощал друзей и понимал, что всем интересно, всем нравится.

Когда я приехал с фестиваля и начал изучать рынок, оказалось, что в Москве и Питере уже есть магазины крафтового пива, есть пивоварни. Когда у нас появилась четкая понятная концепция, мы начали с магазина «Йохохо», потому что пивоварня - дело серьезное, к нему сразу не подступишься. Самое уникальное в нашем магазине - ассортимент и персонал, мы делаем большую ставку именно на персонал, который очень увлечен этим делом. Мы обучаем людей, они схватывают на лету, стараются дегустировать новинки. Качественное консультирование важно в первую очередь, потому что приходящий клиент зачастую не понимает, что такое крафт и что ему купить в первый раз. Самый главный этап – грамотно проконсультировать человека, чтобы не отпугнуть его, чтобы он, попробовав крафта, не сказал – да это вообще не мое.

Наша продукция стоит от 100 рублей литр, но есть и пиво стоимостью более 1000 рублей за литр. Дорогие сорта продаются в основном бутылками 0,33 литра, и цена доходит до 300-500 рублей за бутылку. Наши поставщики все российские - Москва, Екатеринбург, европейская часть России. Есть ассортимент как разливной, так и фасованный в стеклянную бутылку.

Планы и перспективы

Магазин «Йохохо» мы открыли в мае, рентабельность здесь небольшая, порядка 18-20%. Но из всех проектов, которые я когда-либо запускал, этот стартанул наиболее феноменально. За первый месяц оборот составил более 2 миллионов рублей, с учетом того, что на старте было вложено как раз 2 миллиона. В первый месяц просто не успевали привозить пиво, всё раскупали за неделю. Проект пока не окупился, но на операционную прибыль он уже выходит, мы покрываем текущие месячные затраты, получаем доход.

Мы оказались первыми в Новосибирске, кто запустил магазин, где было исключительно крафтовое пиво. И буквально через месяц мы приняли решение, что будем развивать направление магазинов-баров. В соцсетях нам писали клиенты – «ребята, все классно, все нравится, но неудобно регулярно к вам ездить». Пришлось вложить еще порядка 1,5 миллионов рублей: на Левом берегу в сентябре уже открылась новая точка, в Академгородке подбираем помещение. Причем на Левом берегу мы открыли магазин-бар, поскольку попалось такое помещение, в котором напрашивался бар. Там есть зона продажи навынос, и есть территория собственно бара, в котором наценка чуть выше. Официантов здесь нет, вы подходите за стойку, делаете заказ, оплачиваете и присаживаетесь на свободные места – это бар самообслуживания по типу московских и питерских заведений.


Цены в нашем баре начинаются от 100 рублей за 0,5 литра, а самые ходовые сорта стоят порядка 150-180 рублей за кружку. Крафтовое пиво все-таки дороже магазинного, но наш крафтовый бар в такой концепции дешевле, чем бары с классическим пивом, потому, что у них совсем другая наценка. В «Йохохо» за те же деньги, а то и дешевле, вы можете выпить отличного пива, провести дегустацию и понять, что вам больше подходит.

Сейчас мы планируем остановиться на этих 3 точках, а дальше будем аккумулировать силы на пивоварении: первый сорт пива мы уже сварили, планируем запускать второй, отработаем линейку, выйдем на ассортимент 4-5 сортов, приобретем свое оборудование.

«Это все проекты, которые когда-то выросли из какого-то собственного интереса. Понятно, что никто не будет работать в убыток, но в первую очередь важен личный интерес. То, что они становятся успешными – это приятный бонус»