Презентация о керамике фарфоре и деревянной посуде. Презентация на тему:«Фарфор

Слайд 1

Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский институт развития образования»
Декоративно-прикладное искусство. Техника «Холодный фарфор» (мастер - класс) Выполнила: Брусенская Елена Тимофеевна учитель технологии МБОУ СОШ №7 г. Белгорода Белгород 2015

Слайд 2

«...Не запрещай себе творить, Пусть иногда выходит криво - Твои нелепые мотивы Никто не в силах повторить... Не говори, что не умеешь: Ты ни о чём не пожалеешь - Да будет не о чем жалеть!» М. Цветаева

Слайд 3

Цель, гипотеза, задачи проекта
Цель: создать флористическое украшение интерьера. Гипотеза основана на том, что флористика - дизайн интерьеров с помощью цветочных композиций, основывается на древних традициях и, в то же время, таит в себе огромный творческий потенциал для дизайнеров, создающих современные украшения. Задачи: Оценить свои возможности в творческой деятельности. Разработать проект, т.е. выполнить изделие от возникновения идеи до реальных результатов. Применить приготовление на практике. Оценить проделанную работу.

Слайд 4

Из истории холодного фарфора
В начале прошлого века в Аргентине придумали смесь из кукурузного крахмала, масла и глицерина, которая стала использоваться для художественной лепки. Эта смесь получила название - «холодный фарфор». «Холодный фарфор» на сегодняшний день является удобным и весьма дешевым материалом для лепки. Из-за очень гладкой и однородной текстуры, замечательной пластичности он очень удобен в использовании. Еще одним плюсом «холодного фарфора» является то, что работать с ним могут не только взрослые, но и дети т. к. он абсолютно безвреден. При застывании «холодный фарфор» затвердевает и прекрасно поддаётся росписи, так же можно добавлять краски и в процессе приготовления смеси.

Слайд 5

Материал из Википедии - свободной энциклопедии:
Керамическая флористика - искусство создания цветов и флористических композиций с помощью специальной техники ручной работы и специальных полимерных глин. Это довольно молодой вид искусства, который появился в Японии около 20 лет назад. Керамическая флористика - новое направление искусства, в котором переплетены в один неповторимый букет работа с формой, цветом и композицией. Каждый цветок – это настоящее произведение искусства, где вручную вылепливается и расписывается каждый лепесток, каждая тычинка, что делает каждый букет полностью неповторимым. Термин «керамическая флористика» был впервые введен в России в 2004 году. При этом, многие мастера обучались и привезли свои знания в Россию из Таиланда. Техники лепки и материалы, используемые в работе, сильно отличаются. Но, по сути, результат идентичен – фантастические по красоте и натуральности цветочные композиции.В различных интернет – сообществах даже можно повстречать споры представителей разных школ.

Слайд 6

Инструменты для работы с холодным фарфором
скалка для раскатывания или бутылочка с холодной водой; стеки; ножницы; кусачки; пинцет; катеры; молды

Слайд 7

Материалы
Клей ПВА - эмульсия поливинилацетата в воде, с пластификатором и специальными добавками. Применяют для склеивания различных материалов. Крахмал - пищевой продукт, белый под микроскопом зернистый порошок, нерастворимый в холодной воде, в горячей воде набухает, образует коллоидный раствор (крахмальный клейстер). Лимо́нная кислота́ - кристаллическое вещество белого цвета, температура плавления 153 °C, хорошо растворима в воде. Крем - косметическое средство для ухода за кожей в виде эмульсии типа масло в воде или вода в масле

Слайд 8

Рецепт холодного фарфора в домашних условиях
Крахмал – стакан; клей ПВА – стакан; лимонная кислота – чайная ложка; глицерин и вазелин по столовой ложке.

Слайд 9

Замешиваем массу тщательно, помещаем в СВЧ печь на 1 мин. Вынимаем и снова замешиваем. Повторяем весь процесс три раза. После этого месим минут 5 - 10 и помещаем наш фарфор в герметичную емкость.

Слайд 10

Советы по работе с холодным фарфором:
Изделие после сушки усыхает на 20-30% Варить массу нужно в стеклянной или тефлоновой посуде, но не в алюминиевой. Многие рецепты советуют, что готовой массе нужно дать отстояться 1 день. Массу никогда не хранить в холодильнике. Для удаления влаги, сменить пакет у массы через 24 часа после приготовления и обвертывания. Чтобы не было трещин, нужно массу очень тщательно вымешивать Важно обмазать массу детским маслом перед завертыванием в пленку, в противном случае может развиться грибок. Смажьте руки кремом перед работой с холодным фарфором, чтобы масса сильно не липла к рукам. Холодный фарфор идеально подходит для лепки цветов (в отличие от пластики и соленого теста) Для более реалистичного цвета цветов кисточкой нанесите сухую пищевую краску, затем подержите над паром от чайника. Фарфор впитает в себя краситель. Наносить его необходимо после того, как цветок уже застыл. Также окрашивать цветы можно и жидкими пищевыми красителями, но недостаток такого способа в том, что цветок получается слишком яркий и нереалистичный. Акриловые краски можно использовать для более глубокого цвета

Слайд 11

Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу - разве это не прекрасно! Конфуций

Слайд 12

Делаем заготовки для цветков
Ножницами разрезаем тычинки.
ФИАЛКИ

Слайд 13

Затем из нежно - розового фарфора делаем заготовки для листочков
Разрезаем на 5 частей
И зубочисткой делаем волнистый край

Слайд 14

Сушить надо в таком виде, иначе листочки деформируются

Слайд 15

Цветы сохнут сутки-двое. Когда они затвердеют, краем губки, окрашенной в розовый цвет масляной краской, выделим края фиалки

Слайд 16

Ну теперь приступим к листочкам. Берём лист фиалки и кусочек холодного фарфора, окрашенный в зелёный цвет (пользуюсь масляными красками)
Работаем с изнаночной стороной
Наносим фарфор, слегка придавливая пальцами

Слайд 17

Аккуратно отделяем фарфор от листочка
Получается, как настоящий, со всеми прожилками!

История развития фарфора в Китае насчитывает тысячелетие. Точная дата возникновения неизвестна. Некоторые источники относят возникновения фарфора в Китае к династии Хань (гг. н.э.), Эпохе Троецарствия(гг. н.э.), периоду Шести династий (гг. н.э.) и династии Тан (гг. н.э.)


Исторический путь развития китайского керамического искусства насчитывает несколько тысячелетий. В продолжение всего этого огромного периода шла весьма интенсивная, последовательная работа по усовершенствованию качества черепка и глазури, по поискам новых форм и художественных приемов.


Этот длительный творческий процесс подготовил изобретение настоящего фарфора, появление которого опередило Европу на восемь столетий. Провидимому, в этом сыграли немалую роль попытки довести керамическую массу до уровня наиболее ценимых за твердость, звонкость и богатую расцветку материалов, как нефрит, а может быть, и других полудрагоценных камней, имевших издавна большое распространение в Китае.




Раскопки, производимые в течение последних лет в Китае, не принесли убедительного материала для решения этого вопроса и не дают оснований для новой датировки. Китайские источники относят изобретение фарфора к периоду Хань (206 г. до н. э. – 221 г. н. э.). Опубликование маленькой коллекции американского ученого Лауфера, относящейся к этому времени, несколько объясняет нам точку зрения китайских исследователей, повидимому, считающих уже настоящим фарфором глиняные изделия, по составу черепка несколько отличающиеся от ранее известной ханьской керамики.


Подлинным историческим свидетельством времени появлений настоящих фарфоровых изделий в европейском понимании этого слова, подразумевающем твердость спекшегося черепка при его абсолютной белизне и способности просвечивать, для нас являются фрагменты китайского фарфора, найденные при раскопках развалин города Самарры в Месопотамии, возникшего и разрушенного в IX в. Это дает нам право с уверенностью отнести изобретение фарфора не позднее, чем к периоду Тан, а историческая обстановка делает возможным для нас отнесение крупнейшего изобретения именно к этому времени.


Первая половина правления династии Тан (618 – 907) является периодом большого подъема в истории феодального Китая. Значительное политическое усилие, сопровождавшееся необычайным территориальным расширением, привело Китай к соприкосновению с многими государствами. В это время происходит оживленнейшая торговля на юге Китая. Возникшие в Кантоне торговые колонии иностранных купцов-арабов, персов, евреев, греков – свидетельствуют о размахе и налаженности морской торговли. Через восточные порты велась торговля с Японией. По «Великому шелковому пути» осуществлялась торговая связь Китая с Передней Азией и Европой, а в столице Китая – Чанъани, являвшейся центром северо-западной торговли, также встречались представители различных национальностей. Рост производительных сил и общее развитие экономики дали огромный толчок для бурного развития культуры и искусства Китая в эту пору. Это проявилось в высоком развитии сложнейшей организации государства и государственного управления, в расцвете науки, литературы, особенно поэзии. Отразилось это, наконец, и в достижениях в области художественно-ремесленной промышленности, среди которой одно из первых мест занимало производство керамики, обогатившейся в это время наивысшим достижением – изобретением фарфорового черепка.


Керамические изделия этого времени непосредственно отразили в своих формах соприкосновение китайской культуры с другими странами, как, например, с Индией, а может быть, и многими другими, откуда проникали и перерабатывались на китайской почве элементы чужой культуры.




Наряду с этим, на керамических изделиях Танского периода сильно ощущается как в формах, так и в орнаментации влияние изделий из бронзы. Примером служит нередкое использование в качестве декоративного элемента некоторых деталей, в бронзовой форме имевших конструктивное назначение, как, например, полу шарики или рельефные ободки.




Уже появились шпатовые глазури, требующие при обжиге высокой температуры – белая, коричневато- серая, шоколадно-коричневая, пурпурно-черная, зеленая. Они отличались большой яркостью и нередко, накладываемые пятнами одна рядом с другой, давали характерный для этого времени красочный эффект.


Технические приемы декоровки, как гравировка, вырезанные или отформованные рельефные рисунки, постоянно наблюдаемые на керамических изделиях Танского времени, глубоко внедряются в китайское производство и, особенно развиваясь в следующий, Сунский период, существуют затем на протяжении многих веков

Презентация к уроку.

Тема: Фарфоровая посуда


Фарфоровая посуда хорошего качества изящна, отличается, значительной прочностью и имеет снежно-белый просвечивающий черепок..

Фарфоровая посуда обжигается при температуре 1400 \"С Он имеет белый черепок, хорошо просвечивается при толщине до 2,5 мм При легком ударении по краю фарфорового изделия он должен издавать чистый продолжительный звук Художественной отделкой этой посуды называется "обработка«. Сегодня применяются следующие виды обработки фарфоровой посуды: белье (без украшения), лента, штамп, трафарет и др.


Тарелка пирожковая

Имеет диаметр 17-19см, применяется для подачи хлеба, тостов, расстегаев, пирожков.


Тарелка мелкая столовая

Ее диаметр 27-29см, применяется для подачи вторых горячих блюд.


Тарелка глубокая столовая

Ее диаметр 24-27 см и вместимостью 500мл, служит для подачи заправочных супов, бульонов с наполнителями (пельменями, фрикадельками), холодных супов.


Тарелка закусочная

Ее диаметр 22-24см, используется для подачи холодных блюд и закусок, а также некоторых горячих закусок(блинов).


Тарелка мелкая десертная

Ее диаметр 20-22см, подают некоторые горячие сладкие блюда (пудинг, яблоки жареные в тесте).


Тарелка глубокая десертная

Ее диаметр 20-22см и вместимостью 250мл, служит для подачи сладких блюд со сладкими соусами, ягод с молоком или сливками.


тарелка для кондитерских изделий

Ее диаметр 13-15 см, используется для пирожных, бисквитов, кексов.


Чашка бульонная с блюдцем

Ее емкость 320 мл, предназначена для подачи бульонов, супов-пюре, заправочных супов с мелко нарезанными продуктами.


Чашки чайные

Их емкость 250мл, используются для подачи чая, кофе по-варшавски, кофе с молоком, какао.


Чашка кофейная

Ее емкость 75-100 мл, предназначена для кофе черного, по-восточному, по-турецки, горячего шоколада.


Пиала

Ее вместимость 200-250мл, предназначена для национальных часов и кумыса.


кисэ

Ее вместимость 500-900 мл, предназначена для национальных блюд (плов, манты, лагман).


салатники

Одно-, двух-, четырехпорционные. Подача салатов, солений, маринадов, ассорти из овощей.


Ваза на высокой и низкой ножке

Их диаметр 24 см, предназначены для салатов, выпечки.


лотки

Подают паюсную икру, шпроты, сардины, лимон.


Блюда овальные и круглые

Подают мясные, рыбные, овощные холодные блюда.






Что такое фарфор?

Фарфор это прочная глиняная керамика которая просвечивается при тонком слое. Звуковые волны распространяются в фарфоре в 4 раза быстрее чем в фаянсе, поэтому при ударе по нему деревянной палочкой фарфор издает чистый, продолжительный, характерный звук. Благодаря этому свойству можно отличить фарфор от подделок и фаянса.

Фарфор получают обжигом при температуре до 1500 °C, из смеси каолина, глины, полевого шпата и кварца. Применяют его для изготовления высококачественной фарфоровой посуды.

Достоинство фарфора в том, что он очень инертный материал и обладает химической и термической прочностью. По ГОСТу, глазурь у посуды из фарфора должна выдерживать температурные перепады от 205 °С до 20 °С.


Немного из истории фарфора

Фарфор в 620 году впервые изготовили в Китае, но понимание основных принципов изготовления настоящего фарфора было открыто значительно позже.

В виде готовых изделий, в Венецию, фарфор был завезен еще Марко Поло. Китайский фарфор продавали в то время по весу. Кусочки привозного фарфора, как драгоценности, дамы носили на золотых цепочках.

Способ изготовления китайского фарфора хранился в секрете и долгое время не удавалось изготовить его в Европе. В 1708 г секрет был разгадан, а в 1710 г в Саксонии началось производство фарфора на первом Европейском фарфоровом заводе.

В России, в конце 1740-ых годов Д. И. Виноградов самостоятельно раскрыл секрет производства фарфора и в конце XVIII века в России было организовано несколько фарфоровых предприятий. Фарфоровую посуду начали изготавливать также и на Императорском фарфоровом заводе.


Фарфоровая посуда – свойства

Для сервировки столов в ресторанах применяются комплекты фарфоровой посуды состоящие из более чем сорока различных предметов.

Хорошего качества фарфоровая посуда имеет просвечивающийся снежно-белый черепок и отличается своей прочностью. При ударе по краю, фарфоровое изделие обязательно издает продолжительный звук.

У фарфоровой посуды в отличии от фаянсовой выше термическая и механическая стойкость, лучше внешний вид и потребительские качества.

Наиболее устойчив к щелочам и кислотам фарфор с высоким содержанием глинозема и малой пористостью у которого водопоглощение близко к нулю.

Как ухаживать за фарфоровой посудой

Фарфоровую посуду лучше мыть руками и отдельно от ложек, вилок и других металлических предметов, с использованием мягких мочалок. Кольца и другие украшения на это время желательно снять.

Не используйте фарфоровую посуду, декорированную металлами, в микроволновке и не мойте в посудомоечной машине. Посуду без подобных украшений мыть в посудомоечной машине можно, но установив режим с малым нагревом воды.

Фарфор не любит бытовую химию и абразивные моющие средства, так как они могут испортить или поцарапать поверхность посуды.

Вымытую посуду, желательно вытереть мягкой тканью и как можно быстрее высушить.

Фарфоровую посуду нежелательно мыть горячей водой иначе может повредиться рисунок.

При мытье не оставляйте посуду в воде надолго.

Используйте специальное средство для мытья фарфора или нейтральное мыло.

Посуда из фарфора, со временем, после длительной эксплуатации, может потемнеть и потерять свой респектабельный вид. Вернуть фарфору безупречную белизну можно протерев его тряпочкой смоченной винной кислотой или скипидаром. Также с этой проблемой поможет справиться пищевая сода, а также соль с уксусом.

Пятна на фарфоровых тарелках можно удалить теплой водой если в нее добавить немного нашатыря.

Чтобы тарелки и другая посуда из фарфора лучше сохранялись, можно переложить их белыми салфетками.

Не ставьте чашки друг на друга, чтобы не повредить хрупкую ручку.


Презентацию делала:

Студентка 2 курса

Группы 13ТЕО-29

Шикунова Татьяна

Презентация по теме "Фарфор" предназначена для проведения уроков химии в 9 классе по теме "Силикатная промышленность", а также будет полезна для проведения занятий в химических кружках. Презентация содержит информационный материал по истории фарфора, химическому составу и изделиям из фарфора, а также расказывается о новом современном направлении - технике работы с "холодным фарфором". В презентации приведен рецепт изготовления "холодного фарфора".

Скачать:


Подписи к слайдам:

«Холодный фарфор»
«
Холодный фарфор» - особая
смесь из кукурузного крахмала,
клея ПВА,
масла и глицерина, которая используется для художественной лепки.
Придумали
«холодный фарфор» в Аргентине в начале прошлого века.

16.01.2013
Алферова М.В.

16.01.2013
Алферова М.В.
16.01.2013
Алферова М.В.

Фарфор
- вид
керамики,
непроницаемый для
воды
и
газа.
В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук.
Керамика

Изделия из неорганических материалов (например,
глины)
и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением
.

Керамика – это глина, прошедшая

16.01.2013
Алферова М.В.
Изделия из фарфора
16.01.2013
Алферова М.В.
16.01.2013
Алферова М.В.
16.01.2013
Алферова М.В.
Фарфор
16.01.2013
Алферова М.В.

16.01.2013
Алферова М.В.
СОСТАВ ФАРФОРА
Al
2
O
3
*
2SiO
2
*2H
2
O
К[
AlSi
3
O
8
]
SiO
2
Al
2
O
3
*
SiO
2
*
H
2
O
16.01.2013
Алферова М.В.
Фарфор в России
Алферова М.В.
Отец русского фарфора –
Д.И. Виноградов
(сподвижник Ломоносова).
Мануфактура в Санкт-Петербурге, где он работал, со временем превратилась в Императорский фарфоровый завод.
Дмитрий Иванович Виноградов
(1720 – 1758).
Императорский фарфоровый завод
Проспект
Обуховской
Обороны, 151
Успехов в творчестве!
16.01.2013
Алферова М.В.
16.01.2013
Алферова М.В.
Мастерская по изготовлению холодного фарфора 8 «А»
Мастер-класс по лепке розы
Главный мастер –
Носуля
Ксения
16.01.2013
Алферова М.В.
Из истории фарфора
Фарфор впервые был получен в
620 г.

в Китае
.
В
1708 г.
был получен
европейский фарфор
.
Алферова М.В.
Эренфрид
Вальтер фон
Чирнгауз

(1670 -1732)
Иоганн Фридрих
Бёттгер

(1700-1719)
В 1710 году Лейпциге была представлена посуда из «яшмового фарфора», а также образцы глазурованного и неглазурованного белого фарфора.
Способ приготовления
16.01.2013
Алферова М.В.
Изделия из «холодного фарфора»
16.01.2013
Алферова М.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....

Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"

В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....

Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...

Слайд 2

В китайском городе Чинг-те-Чене жил гончар, который делал посуду из красной и белой глины. Посуда была красивая, но тяжелая. Китайцы очень гордились своими чашками и вазами.

Слайд 3

Белую глину с холма Гао-лин назвали гаолином, а потом по ошибке ее стали называть каолином. Так называют ее и сегодня. И есть эта глина не только в Китае, но и в других странах. Много каолина и в нашей родной земле.

Слайд 4

  • Но Марко Поло объяснил, что это не колдовство, а мастерство. Если это не колдовство, то из чего сделаны эти чашки. Этого Марко Поло не мог объяснить. Производство тсени китайцы хранят в тайне, особенно от чужеземцев.
  • Кто-то сказал, что тсени недаром похож на ракушки, вероятно, из них –то его и делают. Похожие ракушки встречаются и в море. Их называли «свинушками», так как они напоминают поросят. На итальянском языке поросенок – «порчелла».
  • Скоро во все итальянские города пополз слух, что Марко Поло привез посуду, которую делают из ракушек.
  • Во многих странах и теперь говорят не «фарфор», а «порцелан».
  • Слайд 5

    Саксонский курфюртс Август Сильный, не имея нужных денег для покупки нескольких китайских ваз, выменял их на роту солдат.

    Слайд 6

    • Но Иоганн уже не слушал парикмахера. Выхватив у него из рук коробку с пудрой, он бросился в свою мастерскую.
    • Дрожащими руками стал приготовлять фарфоровое тесто. Только вместо красной положил белую глину. А как же Бетгер? Ведь курфюрст обещал вернуть ему свободу? …
    • Август не сдержал своего слова. Пуще прежнего охранял Иоганна, боясь, чтобы тот не рассказывал кому-нибудь, как и из чего делают в Саксонии фарфор. Так и умер в неволе, совсем еще молодым, создатель первого в Европефарфора.
    • Первая фарфоровая посуда, сделанная Бетгером, была темно - красного цвета. На темной поверхности краска плохо видна, поэтому посуду не расписывали. Ее украшали разными узорами, похожими на те, которые серебряных дел мастера делали на серебряной посуде.
  • Слайд 7

    В 1746 году в Китай вновь отправились русские купцы под руководством Лебратовского. Из Иркутска Лебратовский писал императрице Елизавете Петровне, что близ Кяхты серебряных дел мастер Андрей Курсин проводил пробы и получил фарфор без глянца. Лебратовский взял Курсина в Пекин. Там был найден мастер, который тайно показал Курсину все секреты и образцы массы и получил за обучение 1933 ланы серебром. Лебратовский прислал Курсина в Петербург, где в 1747 году по указанию Елизаветы Петровны он должен был сделать пробу на местном сырье в Царском Селе. Пробы оказались неудачными. Возможно, что китаец обманул Курсина, сообщив ему ложные сведения.

    Слайд 8

    • Чашка неказиста. Она покрыта глазурью не чисто белой, а чуть сероватой. И форма у нее самая простая, обыкновенная.
    • Виноградов осторожно ударил по ней ногтем. Раздался чуть слышный звон. Точно зазвенел маленький колокольчик.
    • Дмитрий Иванович осторожно сжимал пальцами чашку и так на нее смотрел, точно во всем свете не найти посуды лучше и краше. Ведь в его руках первая фарфоровая посудина сделанная в России, его изображение, его труд
  • Слайд 9

    Одновременно с получением фарфоровой массы Виноградов работал над составом красок, которые выдерживали бы высокую температуру обжига, сохраняя свой цвет. «Из минералов, камней и земель» он получил специальные краски десяти цветов.

    Слайд 10

    «Обстоятельное описание чистого порцелина…» Виноградов заканчивал, сидя на цепи. Так отблагодарило русское правительство крупнейшего ученого своего времени, создателя русского фарфора. Заслуги Виноградова ловко приписал себе Черкасов, получив награды и милость императрицы. Виноградов умер в 1758 году, 38-ми лет от роду, оставив после себя хорошо налаженное производство.

    Слайд 11

    Первый русский столовый сервиз был изготовлен в 1756 году. Он принадлежал лично императрице и получил название «Собственный». В Эрмитаже находятся отдельные предметы этого сервиза.

    Слайд 12

    В течение 1782-1784 годов был изготовлен сервиз из 973 предметов на 60 персон, стоимость которого была не менее 25 тысяч рублей. По характеру орнамента, украшавшего предметы, сервиз называли «Арабесковым». Орнамент был задуман в стиле росписей, открытых при раскопках Геркуланума и названных арабесками. «Арабесковый» сервиз был посвящен успехам России в период царствования Екатерины II.

    Слайд 13

    В 1766 году в 24 километрах от города Дмитрова обрусевший английский купец Франк Гарднер открыл первый в России частный фарфоровый завод. К концу XVIII века завод Гарднера превратился в крупное коммерческое предприятие. Популярность фарфора Гарднера была настолько велика, что в 1777-1778 годах императрица заказала ему большой сервиз – «Георгиевский», предназначавшийся для приема во дворце кавалеров ордена св. Георгия. Впоследствии Гарднер выполнял «Андреевский», «Александровский», «Владимирский» сервизы, получившие название «Орденских». Удача с выполнением дворцового заказа принесла Гарднеру известность, и на протяжении всего XVIII века фарфор Гарднера ценился так же высоко, как фарфор Императорского завода.

    Слайд 14

    Самой изысканной можно считать вазу 1790 года, которая хранится ныне в Русском музее в Ленинграде. Высота ее 110 сантиметров. На яйцевидной форме вазы красиво смотрится гирлянда цветов, скрепленных масками из золоченой бронзы. Белизна фарфора умело подчеркнута стройной обтекаемой формой и нарядным декором, создающим своеобразное обрамление и подчеркивающим драгоценность фарфора.

    Слайд 15

    • Капитализация русской промышленности привела искусство фарфора в конце XIX века к полному упадку. Мелкие частные предприятия, не выдерживая конкуренции, закрывались или переходили в руки к более сильным конкурентам. Так, в конце XIX века кроме Императорского фарфорового завода существовало Товарищество Кузнецова, поглотившее 7 фарфоровых предприятий, в том числе и завод Гарднера.
    • «Кузнецовский» фарфор наводнил Россию. Вычурность форм, яркая роспись и позолота рассчитаны были на невзыскательный вкус широкого покупателя. Пышность кузнецовских изделий импонировала купцам и мещанам, уставлявшим фарфором шкафы – горки в парадных горницах.
    • Славу лучших художественных предприятий в советское время снискали себе Ленинградский и Дулевский заводы. Произведения, выполненные художниками этих заводов, являются украшением всесоюзных и международных выставок. Искусство советских мастеров фарфора достойно продолжает эстафету, принятую от русских керамистов времени Виноградова.
  • Слайд 16

    СОВЕТСКИЙ АГИТАЦИОННЫЙ ФАРФОР

    На Государственном (бывшем Императорском) фарфоровом заводе в Петрограде оказались большие запасы нерасписанных изделий, которые решено было использовать не просто как посуду, но в первую очередь как средство революционной агитации. Вместо привычных цветов и пастушек появились призывные тексты революционных лозунгов: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", "Земля трудящимся!", "Кто не с нами, тот против нас" и другие, которые под искусной кистью художников складывались в яркий декоративный орнамент. Советский агитационный фарфор выставлялся на зарубежных выставках, был предметом экспорта. Эти произведения занимают достойное место в собраниях крупнейших музеев России и других стран, являются желанными для коллекционеров.

    Посмотреть все слайды