Устав общественной организации в рф образец. Модельный устав некоммерческой организации

Устав некоммерческой организации (НКО): общие положения

Устав общественной организации, согласно ст. 14 закона «О некоммерческих…» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, является ее учредительным документом. В нем определяются основные правила деятельности организации, обязательные для исполнения ее органами и всеми участниками. Перечень информации, которая должна содержаться в уставе некоммерческой организации, обозначен в п. 3 ст. 14 закона № 7.

Так, в уставе необходимо указать:

  • наименование организации, в котором должно содержаться полное обозначение организационной формы согласно ст. 6 закона № 7, а также указание на основные направления деятельности (экологическая, противопожарная, спортивная и т. д.);
  • место нахождения организации (место регистрации);
  • предмет и цели деятельности, при этом под целями понимаются направления деятельности, под предметом — способы, посредством использования которых планируется реализация заявленных целей;
  • права и обязанности участников организации, условия приема в членство и выхода из состава организации;
  • порядок управления организацией (перечень управленческих органов и их компетенции);
  • сведения о филиалах и представительствах, если таковые имеются (данный вопрос подробно раскрыт в другой нашей статье).
  • источники пополнения имущества организации и порядок его использования согласно заявленным целям деятельности;
  • порядок корректировки устава, а также условия и правила преобразования (ликвидации) организации;
  • иные сведения.

Утверждается устав, в соответствии с требованиями ст. 14 закона № 7, на учредительном собрании членов общественной организации и в последующем вместе с другими документами (они перечислены в п. 5 ст. 13.1 закона № 7) подается в региональное подразделение Минюста РФ.

Внесение в устав сведений об осуществлении НКО предпринимательской деятельности

В силу ст. 2 закона № 7 общественные организации создаются для реализации социально значимых целей, их деятельность не предполагает извлечения прибыли из своей работы и ее последующего распределения среди участников. Однако законодательство не запрещает ведение общественной организацией предпринимательской деятельности с целью последующего распределения доходов на заявленные ею цели функционирования.

Если организация планирует вести ограниченную предпринимательскую деятельность (например, производить товары, оказывать услуги, осуществлять коммерческие операции с имуществом), используемые виды деятельности, согласно п. 2 ст. 24 закона № 7, должны быть перечислены в ее уставе.

Форма, структура, образец устава НКО 2018 года

Устав представляется на регистрацию в 3 экземплярах, согласно п. 41 административного регламента, утвержденного приказом Минюста РФ «Об утверждении…» от 30.12.2011 № 455.

Не знаете свои права?

Практикам следует помнить, что действующим законодательством не утверждено унифицированных форм для уставов организаций рассматриваемой организационно-правовой формы, поэтому при их составлении применяются общие правила юридической практики. Также при оформлении устава можно использовать рекомендации, размещенные на официальном сайте Минюста РФ.

В частности, Минюст при оформлении устава рекомендует нумеровать все страницы (при этом оформление титульного листа и его нумерация осуществляется по желанию заявителя). Кроме того, представляемые на регистрацию уставы должны быть прошиты. Подпись заявителя указывается при прошивке с обратной стороны последнего листа документа.

Сам устав разбивается на обособленные части. При их обозначении можно использовать такие структурные единицы, как раздел, глава, статья, пункт. Нумерация статей и пунктов выполняется арабскими цифрами, нумерация разделов и глав (при наличии таковых) может выполняться также римскими.

Для большей наглядности предлагаем вам изучить пример устава, оформленного согласно рекомендациям Минюста РФ с учетом требований российского законодательства, действующего в 2018 году.

Как видите, устав — это многоплановый документ, отражающие наиболее значимые вопросы функционирования организации, который должен учитывать как текущую работу организации, так и возможные перспективы. Составить на практике юридически и технически грамотный документ помогут приведенные в статье рекомендации.

Устав некоммерческой организации - образец 2018 - 2019 года

Устав некоммерческой организации 2018 - 2019 годов является основным документом, регулирующим основы ее деятельности. Закон определяет требования к нему и его регистрации, но оставляет на усмотрение учредителей некоммерческой организации (далее - НКО) ряд положений, в отношении которых они самостоятельно принимают решение об отражении в уставе.

Как подготовить устав НКО

П. 3 ст. 123.1 Гражданского кодекса РФ установил, что устав НКО корпоративной формы утверждается на учредительном собрании или конференции некоммерческой организации. К моменту их созыва проект документа должен быть подготовлен и разослан учредителям для одобрения и последующего утверждения.

Для унитарной НКО устав утверждается учредителем, собственником имущества — в зависимости от формы НКО, наличия специальной нормы, применимой к данному виду организаций или конкретной организации.

После утверждения устава документы юридического лица передаются на регистрацию в Министерство юстиции. В п. 3 ст. 14 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ) определен перечень сведений, которые обязательно должны быть внесены в устав НКО. Это:

  • местонахождение (согласно п. 2 ст. 4 закона № 7-ФЗ оно совпадает с местом регистрации);
  • порядок управления (органы и их полномочия);
  • цели деятельности (некоммерческие) и конкретный предмет (виды деятельности, их перечень должен быть исчерпывающим, формулировка «и иные» недопустима);
  • сведения об обособленных подразделениях;
  • права и обязанности членов НКО, если членство как форма участия предусмотрено, то порядок вступления в членство и его прекращения;
  • сведения об имуществе НКО и источниках его возникновения, его судьба при прекращении деятельности;
  • описание символики организации;
  • процедуры по изменению документов.

Модельный устав Минюста РФ

Министерство юстиции РФ в 2016 году подготовило рекомендации по составлению модельного устава НКО, найти их можно на сайте Минюста. Рекомендации были разработаны с учетом сложившейся правоприменительной практики. Опираясь на них, при подготовке проекта устава необходимо соблюдать требования Административного регламента, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 (далее — Регламент).

  • Отказ от обязательного оформления титульного листа.
  • Сквозную нумерацию всех страниц.
  • Разделение документа на разделы, нумеруемые римскими цифрами, главы и статьи.
  • Описание символики или герба НКО в виде приложения к уставу.
  • При разработке названия организации соблюдение требования к его ясности, четкости и информационной насыщенности. Если НКО имеет намерение использовать в своем бренде наименование российского государства, ему потребуется получить разрешение в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 № 753.

Нюансы, которые необходимо учесть при подготовке устава

Устав НКО предполагает возможность структурирования управления НКО наиболее удобным для учредителей способом. Так, в компетенцию коллегиального органа может быть передано принятие решения:

  • о создании других юридических лиц и участии в них;
  • создании филиалов в других регионах и открытии представительств.

На усмотрение учредителей для отражения в уставе остаются и такие вопросы, как:

  • указание в уставе данных об учредителях;
  • указание на право НКО заниматься приносящей доход деятельностью в соответствии с ее генеральными целями и конкретные виды этой деятельности, направление прибыли на конкретные цели;
  • право на формирование целевого капитала;
  • регламенты функционирования высшего и исполнительного органа управления, периодичность проведения заседаний, порядок их проведения.

Образец устава некоммерческой организации 2018 — 2019 года можно скачать по ссылке: Устав НКО 2018 — 2019 - образец .

При составлении документа необходимо помнить, что требования устава обязательны для всех участников. Так, решением Московского арбитражного суда от 23.06.2017 по делу № А40-42357/17 подтверждена правомерность установления в уставе требований к квалификации участников.

Внесение изменений в устав НКО

Внесение изменений в устав НКО, аналогично процедуре его принятия, осуществляется на общем собрании участников, по решению учредителя или, если это предусмотрено уставом, высшим коллегиальным органом. Процедура внесения изменений должна отражаться в отдельном разделе устава. В том числе они вносятся в случае изменения законодательства, регулирующего деятельность НКО. Ряд изменений, в частности в составе учредителей, смене юридического адреса, видов участников, отражению в уставе не подлежат, но информация о них должна быть внесена (и при необходимости изменена) в ЕГРЮЛ.

Ограничивается возможность предусмотреть порядок изменения устава в нем самом специальными правилами, установленными Правительством РФ или высшими исполнительными органами региона, поселения — для казенных предприятий соответствующего уровня.

Регистрация изменений производится в соответствии с требованиями Регламента Минюстом РФ, на его же плечи ложится обязанность по передаче информации об изменениях в ЕГРЮЛ. Пакет документов для внесения изменений включает:

  • обязательные новые редакции (в 3 экземплярах);
  • протокол об их принятии;
  • заявление по форме Р13001;
  • сведения об учредителях;
  • данные об оплате пошлины.

Смена юридического адреса НКО

Для НКО процесс изменения юридического адреса не обязательно влечет за собой внесение изменений в устав. Согласно п. 2 ст. 4 закона № 7-ФЗ указываемое в уставе местонахождение общества совпадает с местом регистрации и отражается в уставе только как наименование населенного пункта. Минюст РФ при регистрации не требует обязательного указания в уставе конкретных данных, таких как:

  • наименование улицы;
  • индекс;
  • номер помещения.

Все эти сведения вносятся в заявление о регистрации.

Таким образом, при смене местонахождения в пределах одного населенного пункта, если конкретные данные изначально не были внесены в устав, вносить изменения в него в связи со сменой юридического адреса НКО не потребуется. При этом сведения об изменениях необходимо будет в обязательном порядке внести в ЕГРЮЛ, подав соответствующие заявления.

При составлении устава НКО законодатель не ограничивает НКО строгой регламентацией и дает возможность отразить в документе ту систему управления, тот порядок внесения изменений в устав, которые будут удобны для организации. Исключения сделаны для казенных предприятий, в отношении которых нормы об уставе вводятся компетентным органом.

«У Т В Е Р Ж Д Е Н»

1. Общие положения

1.1. Московская общественная организация «СОДЕЙСТВИЕ» (далее именуемая - "Общественная организация") является общественным объединением, созданным гражданами для защиты прав и законных интересов ее членов, а также объединившихся граждан для содействия в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных настоящим Уставом.

1.2. Общественная организация осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

1.3. Общественная организация осуществляет свою деятельность без государственной регистрации и без приобретения прав юридического лица. Общее собрание членов Общественной организации может в любое время принять решение о государственной регистрации Общественной организации.

1.4. Общественная организация вправе иметь свои печать, штамп, бланки, символику, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.

1.5. Местом нахождения Общественной организации является город Москва.

1.6. Деятельность общественной организации основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественная организация свободна в определении своей внутренней структуры, форм и методов своей деятельности и управления.

2. Правовой статус общественной организации

2.1. Общественная организация вправе:

  • 2.1.1. свободно распространять информацию о своей деятельности;
  • 2.1.2. участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • 2.1.3. проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, иные массовые мероприятия, а также проводить конференции, семинары и другие организационно-массовые мероприятия;
  • 2.1.4. учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
  • 2.1.5. представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях, судах, во всех учреждениях, предприятиях и организациях всех форм собственности;
  • 2.1.6. осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
  • 2.1.7. выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
  • 2.1.8. участвовать в избирательных кампаниях в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о выборах.

2.2. Общественная организация вправе вступать в иные общественные организации, союзы, ассоциации, а также создавать на территории Российской Федерации и за ее пределами свои филиалы и представительства и территориальные отделения в соответствии с действующим законодательством.

2.3. Общественная организация может осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения уставных целей. Предпринимательская деятельность осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и другими законодательными актами Российской Федерации.

2.4. Общественная организация может создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности.

2.5. Вмешательство в деятельность Общественной организации государственных, общественных или иных органов не допускается.

2.6. Общественная организация обеспечивает права своих членов на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; а также тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, ставших известными Общественной организации в результате осуществления своей деятельности.

2.7. Общественная организация представляет интересы своих членов и осуществляет их защиту на основании поручений от членов Общественной организации и протоколов собрания Правления, а в случае необходимости - доверенности, выдаваемой данными членами.

3. Деятельность общественной организации

3.1. Общественная организация преследует общественно полезные цели, направленные на:

  • распространение идей взамной помощи и поддержки;
  • популяризацию благотворительной деятельности;
  • распространение правовых знаний;
  • содействие улучшению взаимоотношений между органами власти и гражданами;
  • повышение социальной ответственности граждан;
  • формирование сильной гражданской позиции;
  • охрану и защиту прав и свобод человека;
  • содействие охране и защите прав и законных интересов граждан;
  • юридическую поддержку физических и юридических лиц;
  • защиту своих интересов на федеральном уровне;
  • законодательные инициативы;
  • участие в разработке законопроектов и нормативных актов, реализацию федеральных и региональных государственных программ;
  • подготовку и внедрение инновационных проектов, программ в рамках целей и задач общественной организации;
  • организацию международных контактов;
  • информационную поддержку членов организации;
  • обмен информацией, опытом между членами организации.

3.2. Виды деятельности Общественной организации:

  • Просветительская. Пропаганда идеи взаимной помощи, информирование граждан об их правах, популяризация благотвориьельности. Информационная деятельность в сфере электронных, печатных средств массовой информации и иных возможных информационных сетях, учреждение средств массовой информации. Создание собственных средств массовой информации. Проведение конференций, семинаров.
  • Защита прав и свобод человека и гражданина. Организация юридических консультаций. Представительство в судах, иных организациях и учреждениях всех форм собственности членов Общественной организации, членов их семей, а также других граждан в случаях нарушения их конституционных прав и законных интересов.
  • Обобщение информации, связанной с нарушением прав и законных интересов граждан РФ в области интересов Общественной организации в соответствии с ее уставными целями и задачами.
  • Поддержка и осуществление мероприятий, направленных на защиту достоинства личности, нравственных и моральных устоев общества, его культурных и исторических традиций, охрану здоровья, конституционных прав и свобод человека.
  • Содействие разработке и реализации социальных, культурных, образовательных, здравоохранительных, экологических проектов, программ, иных мероприятий, направленных на формирование гармоничной личности, а также на охрану защиты нравственного, духовного, психического и физического здоровья человека.
  • Проведение социологических исследований, общественных экспертиз членами Общественной организации и привлеченными специалистами.
  • Международные контакты. Взаимодействие с дружественными зарубежными организациями. Участие в международных мероприятиях.
  • Благотворительная деятельность, привлечение добровольных пожертвований на цели деятельности Общественной организации, а также граждан, нуждающихся в той или иной помощи и/или материальной поддержке.
  • Иная, не запрещенная законом деятельность, направленная на реализацию целей Общественной организации.

3.3. Имущество Общественной организации создается за счет:

  • добровольных взносов, пожертвований граждан и организаций;
  • поступлений от проводимых лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;
  • доходов от предпринимательской деятельности членов Общественной организации;
  • гражданско-правовых сделок;
  • внешнеэкономической деятельности Общественной организации;
  • других, не запрещенных законом поступлений.

4. Членство. Порядок приобретения и утраты членства. Участники

4.1. Членами Общественной организации могут быть физические лица, достигшие 18 лет, и юридические лица (общественные объединения).

4.2. Прием в члены Общественной организации осуществляется Правлением на основании заявления кандидата.

4.3. Правление имеет право отклонить заявление кандидата.

4.4. Права члена Общественной организации не могут быть переданы третьим лицам без согласия Правления Общественной организации.

4.5. Выбытие члена из Общественной организации происходит либо путем самовольного выхода, либо в результате исключения его из числа членов.

4.6. Выход члена из состава Общественной организации осуществляется путем подачи заявления в Правление Общественной организации.

4.7. Член Общественной организации, систематически не выполняющий или ненадлежащим образом выполняющий свои обязанности, либо нарушивший принятые на себя обязательства перед Общественной организацией, а также препятствующий своими действиями или бездействием нормальной работе Общественной организации или дискредитирующий её своим поведением, может быть исключен из нее по решению Правления Общественной организации.

4.8. Вступительные и периодические взносы членов Общественной организации, а также другие денежные средства и имущество, переданные ими Общественной организации, возврату не подлежат.

4.9. Участниками общественного объединения могут являться физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия.

4.10. Участники общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.

5. Права и обязанности членов

5.1. Члены Общественной организации - физические лица и представители юридического лица - имеют право:

  • 5.1.1. избирать и быть избранными в органы управления Общественной организации и ее территориального отделения;
  • 5.1.2. участвовать в Общем собрании Общественной организации и голосовать по вопросам повестки дня;
  • 5.1.3. получать услуги Общественной организации по защите своих прав и законных интересов;
  • 5.1.4. по своему усмотрению выходить из Общественной организации;
  • 5.1.5. вносить предложения в повестку Общих собраний членов Общественной организации;
  • 5.1.6. обращаться в руководящие органы Общественной организации по любым вопросам, связанным с ее деятельностью.

5.2. Члены Общественной организации обязаны:

  • 5.2.1. соблюдать положения настоящего Устава;
  • 5.2.2. принимать посильное участие в деятельности Общественной организации, её территориальных отделений;
  • 5.2.3. своевременно вносить членские взносы, размер и порядок уплаты которых определяется Общим собранием членов Общественной организации;
  • 5.2.4. предоставлять информацию, необходимую для решения вопросов, связанных с деятельностью Общественной организации;
  • 5.2.5. не разглашать конфиденциальную информацию Общественной организации.

6. Органы управления общественной организации

6.1. Высшим органом управления Общественной организации является Общее собрание членов Общественной организации.

6.2. Общее собрание избирает из числа своих членов председателя собрания, руководящего собранием, и секретаря.

6.3. К компетенции Общего собрания относится решение следующих вопросов:

  • 6.3.1. внесение изменений и дополнений в Устав Общественной организации;
  • 6.3.2. определение приоритетных направлений деятельности Общественной организации, принципов формирования и использования ее имущества;
  • 6.3.3. избрание членов Правления Общественной организации;
  • 6.3.4. реорганизация и ликвидация Общественной организации;
  • 6.3.5. избрание ревизионной комиссии в случае государственной регистрации Общественной организации;
  • 6.3.6. принятие решения о создании, реорганизации, ликвидации отделения, филиала, представительства Общественной организации;
  • 6.3.7. определение величины и порядка уплаты членских взносов;
  • 6.3.8. решение иных вопросов, переданных на разрешение Общего собрания Правлением.

6.4. Общее собрание членов Общественной организации созывается Правлением, Председателем Правления либо членами Правления.

6.5. Общее собрание общественной организации правомочно, если на нем представлено более половины ее членов. Решения Общего собрания принимаются простым большинством голосов. Решения могут приниматься как открытым, так и тайным голосованием, включая решение вопросов о внесении изменений и дополнений в Устав.

  • 6.5.1. Решения Общего собрания могут быть приняты путем проведения заочного голосования (опросным путем). Такое голосование может быть проведено путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение.
  • Сроки проведения Общего собрания путем заочного голосования должны быть установлены таким образом, чтобы принимающие участие в голосовании члены организации имели возможность ознакомиться с дополнительной информацией по вопросам, поставленным на голосование.

6.6. Очередное Общее собрание созывается не реже 1 раза в два года.

6.7. Внеочередные Общие собрания созываются по мере необходимости.

6.8. В Общественной организации создается постоянно действующий коллегиальный орган - Правление, состоящее как минимум из трех человек и возглавляемое Председателем Правления. Члены Правления избираются Общим собранием.

6.9. Правление осуществляет общее руководство деятельностью Общественной организации в период между Общими собраниями.

6.10. Проведение заседаний Правления организует Председатель, который подписывают все документы от имени Общественной организации, протоколы заседания и решения Правления.

6.11. Правление Общественной организации:

  • принимает решение о созыве Общего собрания членов Общественной организации, определяет вопросы повестки дня, обеспечивает выполнение решений Общего собрания;
  • утверждает целевые программы и определяет источники финансирования;
  • принимает положения о Ревизионной комиссии;
  • принимает решения о создании, реорганизации, ликвидации отделений, филиалов, представительств Общественной организации, утверждает положения о них;
  • принимает решения об участии Общественной организации в других объединениях;
  • избирает на должность Председателя;
  • решает другие вопросы, связанные с текущей деятельностью Общественной организации, в том числе финансовые.
  • 6.11.1. Заседания Правления Общественной организации проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Решения принимаются открытым голосованием простым большинством голосов. Протоколы заседания Правления подписываются Председателем и всеми членами Правления.

6.12. Председатель Правления без доверенности действует от имени Общественной организации, осуществляет оперативное руководство деятельностью Общественной организации, руководит Правлением, организует исполнение решений Общих собраний и Правления Общественной организации, представляет Общественную организацию в отношениях с государственными, законодательными и исполнительными органами, с молодежными, национальными и международными организациями, выдает доверенности, подписывает финансово-хозяйственные документы, заключает сделки от имени Общественной организации.

6.13. Председатель избирается Правлением простым большинством голосов, открытым голосованием и осуществляет свои полномочия на постоянной основе до момента отзыва по собственному желанию или по решению Общего собрания. В случае отзыва либо невозможности исполнения Председателем своих обязанностей, его полномочия возлагаются Правлением до созыва Общего собрания на одного из членов Правления.

6.14. Председатель подотчетен Общему собранию и Правлению, несет ответственность перед Общественной организацией за результаты и законность ее деятельности.

6.15. В случае регистрации Общественной организации в качестве юридического лица, в Общественном объединении создается ревизионная комиссия. Положение о ревизионной комиссии принимается Правлением Общественной организации.

7. Территориальные отделения, филиалы и представительства

7.1. Общественное объединение может иметь отделения, филиалы и представительства, деятельность которых осуществляется в соответствии с настоящим Уставом и Положением, утверждаемым Правлением.

8. Международные связи

8.1. Общественная организация может вступать в международные общественные объединения, приобретать права и нести обязанности, соответствующие статусу этих международных общественных объединений, поддерживать прямые международные контакты и связи, заключать соглашения с иностранными некоммерческими неправительственными объединениями.

8.2. Общественная организация может создавать свои отделения или филиалы и представительства в иностранных государствах на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации и законодательства этих государств.

9. Символика общественной организации

9.1. Общественная организация имеет свою символику, эмблему, печать, штамп, бланки.

10. Прекращение деятельности общественной организации

10.1. Прекращение деятельности Общественной организации может осуществляться по решению Общего собрания в связи с отсутствием необходимости дальнейшей деятельности Общественной организации или по другим основаниям в соответствии с действующим законодательством.

Общественная организация: предпосылки существования

Пик развития общественных движений и организаций припал не советский период. Эпоха коллективизма ознаменовалась возложением на общественные организации несвойственных им функций.

Зачастую они брали на поруки правонарушителей, создавали товарищеские суды. В условиях рыночной экономики удельный вес общественных организаций среди юридических лиц всех организационных форм сократился. Масштабы их деятельности уменьшились.

Однако значение некоммерческих структур для развития гражданского общества нельзя приуменьшать.

Непосредственное отношение к правовому статусу общественных организаций имеют ст.13 и 30 Основного закона РФ. Эти конституционные положения закрепляют идеологическое и политическое многообразие, права частных лиц на добровольное объединение для реализации правомерных целей без получения предварительного согласия субъектов властных полномочий.

Правовое регулирование статуса общественных организаций

Понятие «общественная организация» не претерпело значимых изменений с советских времен. Ими признаются добровольные неправительственные объединения физлиц на основании общих интересов для достижения совместных целей.

Согласно определению ст.8 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественная организация - это основанное на обязательном фиксированном членстве общественное объединение.

Согласно ст.123.4 ГК целями ее учреждения могут быть:

  • удовлетворение нематериальных (в том числе - духовных) потребностей;
  • представление и защита интересов членов перед третьими лицами;
  • внесение лепты в развитие образования, медицины, охраны природы и т. п.

Выявлению значимых характеристик общественных организации способствует определение их места в системе юридических лиц.

В рамках гл.4 Гражданского кодекса общественные организации отнесены к некоммерческим.

Но есть оговорка: такая организация вправе осуществлять приносящую доход деятельность при одновременном соблюдении следующих условий:

  • возможность реализации предпринимательской деятельности предусмотрена уставом (если устав положений такого рода не содержит, необходимо внесение изменений);
  • она не противоречит некоммерческим уставным целям организации, а служит их достижению;
  • общественная организация располагает достаточными активами рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала ООО.

Организационная форма общественной организации является базовой для некоммерческих структур других видов.

Так, ст.50 ГК содержит неисключительный перечень видов некоммерческих общественных организаций. Это:

  • политические партии;
  • профсоюзы, учрежденные в форме юрлиц
  • органы общественной самодеятельности;
  • территориальные общественные самоуправления.

Общественные организации вправе объединятся в союзы. Относительно крупных компаний в России существует практика регистрации в качестве самостоятельных юридических лиц не только головной (материнской) организации, но и ее территориальных органов.

Общественные организации могут преобразовываться в автономные некоммерческие организации или фонды. Для этого требуется внесение изменений в устав (ст.123.4 ГК)

Требования к учредителям общественной организации, их статус и количество

Ключевыми особенностями общественных организаций признаются: фиксированное членство; обязательная выдача членских билетов; уплата членских взносов как ключевого источника формирования финансово-материальной базы деятельности. Именно по признаку обязательного членства общественная организация отличается от некоммерческих структур иных организационных форм, например - общественных движений.

Учредители общественных организаций автоматически обретают статус их членов, а также соответствующий ему комплекс прав и обязательств (абз.9 ст.19 82-ФЗ). Лица, заинтересованные во вступлении в ряды членов организации, подают письменное заявление.

Документ в обязательном порядке должен выражать:

  • заинтересованность в деятельности организации;
  • согласие с ее целями и предписаниями устава;
  • готовность принять на себя ответственность на случай невыполнения правил организации.

Права членов общественных организаций:

  • знать о ее деятельности;
  • участвовать в управлении, инициировать внесение изменений в устав;
  • избирать, быть избранным в руководящие, ревизионные, надзорные органы;
  • оспаривать правомерность действий администрации;
  • требовать возмещения убытков, причиненных неправомерными действиями организации.

Перечень обязательств:

  • уплачивать взносы (члены организации утрачивают право собственность на имущество и средства, переданные общественной организации для реализации уставной деятельности);
  • участвовать в формировании активов организации способом, оговоренным уставом;
  • воздерживаться от действий, могущих навредить организации, усложнить достижение ее целей;
  • участвовать в принятии решений, без которых организация не может продолжить деятельность;
  • нести ответственность за неправомерные действия в виде исключения из членов организации.

Количество учредителей общественной организации императивно определено ст.123 ГК на уровне трех лиц. Хотя рассматриваемые организации номинально являются объединениями граждан, ст.6 и 18 82-ФЗ допускает членство в организации юридических лиц, являющихся общественными объединениями. Все члены общественной организации будь то физические или юридические лица, равны в правах и обязанностях.

Перечень лиц, не могущих быть учредителями, членами, участниками общественного объединения

Действует императивный запрет на членство в общественной организации публичных образований и их органов: государства, госструктур, региональных властей, территориальной общины в лице муниципалитета (ст.19 82-ФЗ).

В отношении физических лиц действуют следующие правила:

  • Возрастной ценз. По общему правилу составляет 18 лет. Учитывая разносторонний характер потенциальных видов деятельности общественных объединений это в целом правильно. Однако есть некоторые сомнения. Так, в порядке эмансипации гражданин может получить полный объем дееспособности до достижения 18-летия (ст.27 ГК). Почему полноценный, несущий полное бремя ответственности за свою жизнь член общества не может быть членом/участником общественного объединения, остается загадкой. Член/участник молодежной организации должен достигнуть хотя бы 14, детской - 8 лет. Стоит обратить внимание, что попущение сделано именно для членов/участников, но не для учредителей, что вполне логично. Госрегистрация молодежных и детских общественных объединений в ЕГРЮЛ производится при условии, что в руководящие органы полностью сформированы из дееспособных граждан (ст.21 82-ФЗ).
    Допустимость понижения планки возрастного ценза должна быть обусловлена специфическим статусом организации (детская или юношеская), отображенным в названии и уставе организации. На законодательном уровне специфика такого статуса не определена, в РФ действует 98-ФЗ «О господдержке молодежных и детских общественных объединений», но не об этих объединениях как таковых.
  • Вопросы гражданства. Ст.19 82-ФЗ определила следующие правила: если иное не оговорено специальными нормативно-правовыми актами, учредителями и членами/участниками общественных объединений могут быть граждане РФ и иностранцы с легальным ПМЖ в РФ. Иностранцы, проживающие за пределами России, могут быть почетными членами общественного объединения без наделения их обычными правами и без возложения на них соответствующих обязательств. Согласно ст.23 95-ФЗ «О политических партиях» их членами могут быть только граждане.
  • Дееспособность. Ст.19 82-ФЗ не оперирует таким понятием как дееспособность. И если в отношении членов/участников это, возможно, оправданно, то учредители и члены руководящих и надзорных органов очевидно должны обладать полной общегражданской дееспособностью. Видимо, такое упущение - следствие «застарелости» предписаний закона. 82-ФЗ был принят в 1995 году, а часть I ГК - только в 2001. Между тем, вопросы дееспособности могут быть регламентированы специальным законодательством. Так, согласно ст.23 95-ФЗ членом политической партии может быть только дееспособное физлицо.

Запрет на учреждение, членство/участие в деятельности общественных объединений действует в отношении:

  • person non grata - иностранцев, пребывание которых в РФ нежелательно (МИД обнародует поименные перечни);
  • лиц, упомянутых в списке, сформированном согласно 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • общественных объединений, функционирование которых приостановлено по правилам 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
  • лиц, в действиях которых выявлены признаки экстремисткой деятельности (устанавливается приговором суда);
  • лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы за совершение преступления.

Устав общественной организации, требования к его содержанию

Устав общественной организации должен содержать сведения о:

  • ее наименовании;
  • юридическом адресе;
  • территории, на которую распространяется деятельность организации (последние могут быть общероссийскими, региональными, местными);
  • целях и предмете деятельности;
  • членстве, участии;
  • процедуре и основаниях обретения и утраты членства;
  • составе, компетенции, сроке полномочий руководящих и ревизионных органов;
  • порядке принятия решений;
  • перечне вопросов, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством;
  • о правах и обязательствах членов (отдельно описывается их ответственность);
  • правах общественной организации и ее территориальных органов по управлению активами;
  • процедуре внесения изменений в устав;
  • порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.

Переоценить значимость устава общественной организации невозможно. Это ключевой документ для госрегистрации и функционирования юридического лица.

Правосубъектность организаций в России является специальной. Иными словами, общественные организации вправе предпринимать только те действия, возможность совершения которых оговорена их учредительными документами.

Если это актуально, в типовой устав общественной организации изначально нужно внести дополнительные сведения о:

  • потенциально возможных видах деятельности, в том числе - связанных с получением прибыли;
  • праве принимать/совершать пожертвования;
  • возможностях и процедуре распоряжения имуществом;
  • праве организации представлять своих членов в суде и компетентных органах;
  • символике, если планируется ее использование.

Введение в действие поправок к Гражданскому кодексу, внесенных Федеральным законом от 05.05.2014 № 99, разделило НКО на корпоративные и унитарные. Разберемся в классификации, а также приведем готовые примеры, которые можно использовать для разработки, например, образца устава ассоциации некоммерческой организации 2019 года.

Некоммерческие корпоративные организации

Согласно статье 123.1 ГК РФ, НККО — юридические лица, которые:

  • не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;
  • не распределяют полученную прибыль между участниками;
  • учредители НККО приобретают право участия (членства) в них наравне с другими участниками (членами);
  • высшим органом НККО является общее собрание (конференция, съезд) участников (членов).

НККО создается по решению ее учредителей, принятом на общем собрании учредителей, где формируются органы управления НККО и утверждается устав НККО, который является основным учредительным документом. НККО является собственником своего имущества.

К НККО относятся:

  • потребительский кооператив — основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов;
  • общественная организация — добровольное объединение граждан, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных, не противоречащих закону, целей;
  • общественное движение — состоящее из участников общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения;
  • ассоциация (союз) — объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или, в установленных законом случаях, на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных, не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер;
  • товарищество собственников недвижимости — добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т. п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом, находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей;
  • казачье общество — внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединение граждан, созданное в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательств по несению государственной или иной службы;
  • община коренного малочисленного народа Российской Федерации — добровольное объединение граждан, относящихся к одному из коренных малочисленных народов Российской Федерации и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры;
  • адвокатская палата — основана на обязательном членстве для реализации целей, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре;
  • адвокатское образование, являющееся юридическим лицом (коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация), — создано в соответствии с законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре в целях осуществления адвокатами адвокатской деятельности;
  • нотариальная палата — профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве и созданное для реализации целей, предусмотренных законодательством о нотариате.

Некоммерческие унитарные организации

Федеральным законодательством четкого определения всему классу НКУО, в отличие от НККО, не дано. Основное отличие — участие в них не основано на членстве, хотя имущественные вложения как физических, так и юридических лиц формируют собственность НКУО. Основным учредительным документом является устав.

К НКУО относятся:

  • фонд — не имеет членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели;
  • учреждение — создано собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (государственное, муниципальное, частное учреждение);
  • автономная НКО — не имеет членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности;
  • религиозная — добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица.

Устав некоммерческой организации разрабатывается с учетом особенностей ее деятельности, отнесения к корпоративной (основанной на членстве) или унитарной. Устав должен содержать следующие сведения:

  • о наименовании и месте нахождения;
  • предмете и целях ее деятельности;
  • о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений;
  • о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации.