Исторические основы развития украинских народных ремесел. История украинской керамики

Всемирная история керамики началась с древнейших времен, с того момента, когда человек научился обрабатывать глину. Толчком послужила жизненно необходимая потребность в емкостях и наличие легкодоступного материала в виде глины. Первоначально это были толстостенные сосуды, слепленные от руки. С развитием гончарного ремесла технология изготовления глиняных изделий совершенствовалась, добавлялись различные добавки в зависимости от места проживания, приемы обжига и формовки, разнообразились формы изделий, появлялись элементы украшения.

Подтверждением тому являются находки разных эпох, найденные при археологических раскопках в разных уголках мира. А само слово «керамика» произошло от греческого «keramos» – глина, прошедшая обжиг.

Исторические вехи украинской керамики

Археологические находки изделий из глины на территории Украины относятся к концу медно-каменного века, т.е. 2,5 тысячи лет до нашей эры. Найденные в начале XX столетия археологом Хвойко В. возле села Триполье глиняные предметы быта позволили сделать заключение о существовании трипольской культуры, названной так по месту первых находок.

Обнаруженные артефакты относились к целой культуре эпохи неолита, датируемой 4 – 2 тысячи лет до н.э.. Посуда была изготовлена из глины с примесью кварцевого песка и ракушек пресноводных моллюсков. Изготавливалась она вручную, с толстым дном и неравномерной толщины стенками. Внешняя поверхность была гладкой, встречается роспись и обжиг красной краской. Посуда больших размеров лепилась из двух частей. В сравнении с образцами посуды той эпохи, найденных на территориях других стран, трипольская представляла собой произведение искусства.

Гончарство на Украине является древнейшим ремеслом. Земля богата залежами качественных обычных и каолиновых глин с разнообразием цветовой гаммы: от белой и кремовой до темно-серой и коричневой. Заложенная веками история и культура края в орнаментальных мотивах оказала влияние на развитие гончарства и керамики в Украине.

В VII веке началась славянская эпоха в развитии украинской керамики. Она характеризуется присутствием в темно-серой керамике римских черт тисненого орнамента с параллельными и волнистыми линиями, насечками.

С X века в гончарном ремесле начинают применять гончарный круг, совершенствуются технологии изготовления материалов, обжига, обработки. К концу столетия начали добывать каолиновую глину открытым способом. Кроме посуды, гончары стали делать фигурные скульптуры, игрушки и изделия религиозной тематики. Появилась новая технология обработки изделия глазурью. Совершенствуется плитка и изразцы.

В конце XV века на волне развития гончарного ремесла начали появляться артели. Разнообразнее стала форма изделий для бытовых нужд, украшений, орнаментов.

С XVII столетия стали формироваться центры керамического производства. Их размещение на территории Украины было непропорциональным по причине неравномерности залежей гончарной глины. В XIX столетии эти центры начали набирать свои характерные особенности, зависящие от природных качеств глины, местных традиций и технического уровня производства.

XX столетие охарактеризовалось спадом гончарного ремесла во времена коллективизации и подъемом в послевоенное время при разрушенном производстве. В конце XX столетия с появлением на рынке доступной и качественной посуды фабричного производства гончарное ремесло пришло в упадок.

От древнего к современному

Благодаря теплоте и экологичности природного материала, сохранению национальных традиций в орнаментальных мотивах и формах, придания новой эстетики посредством современных технологий керамика остается востребованной и в наши дни. Керамическая посуда сохраняет питательную ценность продукта и вкусовые качества, а декоративные изделия украсят интерьер и придадут ему самобытность.

Керамические изделия производятся спеканием глины или ее смесей с минеральными добавками. Основными видами керамики являются фарфор, фаянс, майолика, терракота. Для улучшения качества изделий и декоративности внешнего вида керамики, применяются выработанные за путь своего развития определенные технологии, некоторые из них:

  • Глазурование – покрытие изделия-сырца тонким стекловидным слоем, называемым глазурью, для повышения прочности, влагонепроницаемости.
  • Дымление – бескислородный обжиг изделия, в результате чего цвет поверхности изделия становится от темно – коричневого до черного с серебристым отливом.
  • Молочение – обработка изделия в несколько этапов, при которой изделие вымачивают в молоке, сушат и обжигают до получения золотистого или черного шоколада цвета.
  • Ангобирование – покрытие изделия-сырца цветной или беложгущейся глиняной суспензией, называемой ангобом.
  • Фляндровка – сложная, в несколько этапов, технология декорирования, при которой нанесенный ангоб при круговом движении быстро рассекается мастером с помощью приспособления на ритмично чередующиеся вертикальные линии.
  • Ритувание – уникальная карпатская технология в несколько этапов, при которой изделие покрывают белой глиной, обжигают, расписывают, поливают глазурью, выпекают.

Несмотря на общность форм украинской народной керамики, каждому центру гончарства свойственны свои особенности и своеобразие. По характерным признакам декоративного украшения керамических изделий в Украине можно обозначить несколько зон:

Приднепровье

Территория Приднепровского гончарства – это Васильков, Ирпень, Петровцы, Дыбинцы, Моринцы, Гнилец. Характерными чертами работ приднепровских мастеров является растительный орнамент с нанесением точек, черточек, зигзагообразных и прямых линий на розовом, белом или красном фоне. Приднепровские мастера славятся своей хорошо прорисованной посудой ежедневного пользования, фигурными изделиями для напитков в образах птиц и животных.

Хорошо известна в Украине и за ее пределами Васильковская майолика, выпускающая 60 видов керамических изделий. Простые по форме изделия декорированы цветными глинами с национальным орнаментом.


Запорожские художественно-керамические мастерские, используя современные технологии, изготавливают сувенирные и керамические изделия, в том числе и ручной работы. Хорошо известна на рынке посуда в стиле украинского колорита Вишенка, Полянка.
За пределами Украины хорошо известна «Петриковская роспись» мастеров Петриковки, что на Днепропетровщине.

Кроме дерева, мастера расписывают и керамику. Их собственный стиль «Кудряшка» или «Луковица» характеризуют фантастические формы цветов, выполненные ажурными плавными линиями в сочных ярких цветах, с растительным орнаментом астр, георгин, роз, васильков. Петриковская роспись включена в список культурного наследия ЮНЕСКО.


Полтавщина

Полтавщину прославили своей керамикой Опошня, Хомутец, Камышня. Полтавское село Опошня в настоящее время является центром производства гончарной керамики Украины. Опошнинскую керамику выделяет оригинальная техника нанесения росписи методом фляндровки.

Керамические изделия производятся из местной глины серого цвета, которая после обжига приобретает светло-коричневый тон. Гончары Полтавщины изготавливают тонкостенные изделия с росписью до трех цветов.

Растительный орнамент плетется из цветов, колосков, гроздьев винограда, веточек, букетов и веночков. Кроме повседневной глазированной посуды изготавливаются дымленная керамика, декоративные скульптуры, игрушки.

Основной светло-желтый цвет узора ложится на красно-коричневый, белый или зеленый фон и подчеркивается контрастными цветами линий. Простая форма цветов взята из традиционных украинских настенных росписей.

Подолье

Центрами подольского гончарства являются Бубновка, Бар, Винница, Гайсин. Здесь изготавливаются рисованная керамика, обычная посуда, подсвечники, фигурки животных и птиц, игрушки. Подольских мастеров отличает яркий красно-охристый фон изделий с белым, желтоватым, зеленым цветом рисунка. Для орнамента используются пышные цветы, виноградные гроздья, веточки дерева с плодами. В одном изделии может объединяться техника контурного рисования и фляндровки.

Кроме того, широкое развитие получили изделия темно-коричневого, почти до черного, и коричнево-охристого фона без глянцевания с геометрическим рисунком. Известно своими изделиями черной керамики село Гончаровка.

Галичина

На Галичине гончарное ремесло наиболее развито в Гавареччине, Косово, Коломые, Галиче, Дрогобыче. Изделиям галичских мастеров свойственна высокохудожественная техника гравированной росписи на посуде, подсвечниках, фигурках, колокольчиках. Для фона используются цвета природы: солнце – желтый, земля – коричневый, трава и листья деревьев – зеленый. Наряду с геометрическими и растительными мотивами в орнаменте присутствуют цветочные розетки с лепестками фантастических форм. Тонкая красота очертаний выделяется в расправленных, как в гербарии, формах листьев, веточек, цветов.

Уникальной является технология косовской керамики, которая отнесена к духовному наследию ЮНЕСКО. Она настолько сложная, что до сих пор не поддается подделке и копированию. Ее собственным стилем является триколор коричневого, желтого и зеленого на белом фоне с сюжетными композициями и гуцульскими коломыйками.


Отмечена золотой медалью на международной выставке и гаварецкая керамика, изготовленная по технологии дымления из двух видов глин: пресной и жирной. Черного цвета с сизым отливом изделия отличаются, кроме цвета, своей легкостью и тонкими стенками.
Оригинальные изразцы, расписные миски, блюда и другие изделия содержат изображения животных и человеческих фигур. Силуэты женщин и мужчин, музыкантов, земледельцев, пастухов, мельников, солдат четкие и хорошо просматриваемые.

Закарпатье

Кроме повседневной посуды, изготавливается и расписная праздничная, а также подсвечники, изразцы, сувениры.
В Закарпатье керамику производят Ужгород, Виноградово, Хуст. Для них характерны широкие мазки цветочных орнаментов. Свободное рисование выполняется на розовом фоне и покрывается глазурью.

Буковина

Традиционным для Буковины гончарным ремеслом занимаются в Коболчине, Городенка. На Буковине орнамент на керамических изделиях повторяет черты Галичины и Закарпатья, а также местные мотивы.

Слобожанщина

ПолесьеНа Слобожанщине цеховой керамикой занимается Харьков, Изюм, Новая Водолага, Просяное. Залежи высококачественной глины встречаются практически по всей Харьковской территории, по Северскому Донцу и его притоках. Ассортимент керамических изделий включает посуду бытовую и декоративную, скульптурные изделия, облицовочную плитку.

Декорирование изделий осуществляется рисованием или ритуванием орнамента, глазирование. Для керамики присущ синий цвет, тисненные узоры, подобные резьбе по дереву, полихромная роспись, черное дымление. Хорошо известны жаростойкие горшочки Слобожанщины.

Полесье

Гончарство в Полесье представлено лепной посудой с лощеным декором. На черном или светло-коричневом фоне изделий на стенках орнамент выполнен гребневыми, прямыми параллельными или волнистыми линиями.

Волынь

Характерными чертами керамики Волыни являются как простые рисунки в виде точек, волнистых линий, кругов, черточек, так и более сложные: прямая или скошенная сетка, спирали, цветы, листочки, сосенки. Комбинация элементов позволяет применять множество вариантов орнамента, в котором всегда соблюдается лаконичность и целостность композиции. Для украшения изделий применялась гравировка или глянцевание. Терракотовую керамику покрывали красной глиной, иногда белой или черной, а также несколькими ее цветами. К чернодымленной керамике применяется техника частичного глянцевания и геометрические орнаменты. Кроме традиционных изделий волынские мастера изготовляют декоративно-сувенирную продукцию.

1. Петриковская роспись , или « Петриковка »- украинское декоративно-орнаментальное народная живопись, сформировавшегося на Днепропетровщине в поселке Петриковка , откуда и происходит название этого вида искусства. Бытовые вещи из узорами в стиле петриковской росписи сохранились с XVII века.

Определяющими чертами росписи, отличающие его от других подобных видов живописи (например, от украинского опишнянского росписи и от российских хохломской росписи и федоскинськои миниатюры), есть техника выполнения, узоры, их цвета и белый фон.

Известная техника рисования превратилась в бренд . В конце января года был создан логотип «Петриковка». Его бесплатно передали мастерам поселка, чтобы они могли доказывать покупателям подлинность продукции.

2. Опошнянская керамика - традиционная украинская керамика из пгт. Опошня на Полтавщине , одного из крупнейших ячеек производства гончарной керамики в Украине. Объект нематериального культурного наследия Украины.

Согласно археологическим находкам, обнаруженным в окрестностях Опошни территория поселка была заселена еще в эпоху неолита . Именно тогда приобретает широкое использование керамической посуды. Развитие же современного промысла ведет свое начало с конца 19 века , когда большинство населения Опишни занималось производством своеобразных декоративных кувшинов. Современные опошнянские керамические изделия сохранили богатое многообразие форм, среди которых наряду с традиционными национальными появился ряд новых - вазы, декоративные блюда и т.д.

3. Українська вишивка дуже різноманітна. Кожний район, навіть село має свої улюблені кольори, свої місцеві узори, свою техніку виконання. Наприклад, на Полтавщині люблять вишивати ніжними відтінками блакитного, жовтого або й зовсім білим. У Житомирській і рівненській областях - виключно червоним. У Вінницькій області вишивають суцільно чорним або також в поєднанні чорного й червоного. На Київщині - червоне з синім, іноді з чорним. У Карпатському краї віддають перевагу яскравим кольорам.

4. Вытынанка (от украинского слова - «вырезать») - вид древнего славянского,
в частности украинского народного декоративного искусства. Включает сюжетные
и орнаментальные украшения жилья - ажурные, силуэтные т.п. Изготавливается
с помощью ножниц, ножа и других орудий. Материал для вытынанок - бумага (белая
или цветная), дерево, растительные материалы. Используют вытынанкы для украшения помещения (дома) - стен, окон, полок, дымоходов, печей. Вытынанкы применяют
как в быту, так и перед религиозными или светскими праздниками. Особо распространена на Подолье, Винницкая область.

6. Килимарство (ковроткачество). Летописные источники свидетельствуют о расцвете ковроткачества в Киевской Руси во второй половине X-XII вв. В XV-XVII вв и особенно в XVIII в. ковры уже изготовляли во многих помещичьих мастерских, ковродельческих цехах, мануфактурах и фабриках Подолья, Волыни, Галичины. Чрезвычайно развилось в то время ковроткачество центральных, восточных и южных районов Украины.

7. Рі́зьблення по де́реву(резьба по дереву) - вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарной обработкой). Гуцульские резчики исполняют произведения в технике рельефной резьбы, портретные и сюжетные изображения на декоративных тарелках, обложках на альбомах.

8. Бурштин (янтарь) . Клесовское месторождение открыто совсем недавно, после Великой Отечественной войны в пос. Клесова, Ровенская обл. Украина.

9. Соломоплетение . Использование соломы злаковых растений для изготовления предметов домашнего обихода относится к тому историческому периоду когда человеком было освоено земледелие. Практически в каждой области Украины работают мастера соломоплетения, которые обогащают традиции старых мастеров.

10. Плетение из лозы - кустарный промысел по изготовлению хозяйственно-бытовых
и художественных изделий из различного эластичной сырья. На Украине имеет богатые и давние традиции, особенно на Полесье. Как сырье для плетения использовали лозу, кору определенных деревьев, прежде всего молодой липы (лыко) и березы (береста, луб) , ивняка, хвойную
и дубовую лучину, корни ели, сосны и т.д.

11. Лялька-мотанка - изготовление из разноцветных лоскутков ткани и ниток куклы, которая в украинской традиции была не только игрушкой для ребенка, но еще и ее оберегом (именно этим объясняется отсутствие лиц в украинских кукол - вместо них крестики).

Подборка из интернета. Если кто-то хочет добавить – буду рада.

Гончарство - один из древнейших видов народного ремесла Уже трипольские гончарные изделия свидетельствуют о тонком эстетический вкус древних гончаров, их высокое мастерство. Гончарство несет в себе ценную информацию о этнографические особенности быта древних племен и народов, населявших нашу землю в прошлом. Исчезли древние города, истлели изделия из полотна, кожи, покрылись ржавчиной изделия из металла, зато горшок, откопанный археологами, говорит нам от имени безымянного гончара, который жил тысячи лет назад Имея сведения о геомагнитное поле Земли, ученые определяют возраст гончарных изделий с точностью до 25 лет (обожженный на огне горшок, намагнитившись, остается таким на протяжении многих веков).

Керамика (гр.keramos- глина) во времена Средневековья потерпела технологических новшеств: применение можного гончарного круга, подполивальные росписей, производство плитку в т. В XVII в. в Украине распространился одна из разновидностей керамики - майолика, которая получила широкое применение во многих городах Украины, хотя очаги ее изготовления были только в Киеве, Нежине. Ичне, а позже - в Онишни и Косово. Майоликовые изделия из цветной глины, покрытые глазурью ии расписаны в народном стиле, и сейчас украшают жилища современных украинском. Популярная сегодня и и керамическая пластика: игрушка и скульптура.

Среди керамических изделий бытуют миски, тарелки, кувшины, чашки, чаши, кувшины, кружки, дзбанки, бочонки. Традиции гончарного производства и и художественного оформления в разных регионах имеют свои разнообразия. Среди изделий керамической пластики - барашки, львы, лошади, олени, птицы, детские свистульки, сюжетные наборы скульптурок.

Для украинских гончарных изделий характерна традиционность, пластическая выразительность, народная декоративность и простота, которая предоставляет самобытному искусству национального колорита. Сейчас керамические промыслы существуют в Виннице, Коломые, Косово, Мукачево, Одессе, Опишни, Ужгороде, Черкассах и других городах и селах Украины. Около тридцати объединений, художественных комбинатов, фабрик и заводов производят керамику в традиционном для народного искусства стиле.

Обработка металлов. Бронзолитейное производство в Украине, как доказали археологи, известное еще с трипольских времен. Традиции добычи руды сохранились в Украине от Киевской Руси. Древнерусские кузнецы были знакомы с технологическими приемами ковки, сварки и термической обработки металлов. Они изготавливали орудия труда, конскую сбрую, наконечники копий, топоры, кольчуги и разнообразные вещи хозяйственного назначения. На Руси существовало более 16 кузнечных ремесел. Высокого развития достигла также обработка цветных металлов: меди, бронзы, серебра, золота.

Ювелирные изделия древнерусских мастеров отмечались художественной утонченностью и совершенством рисунков. Археологи, кроме готовых изделий, находят значительное количество литейных формочек для изготовления украшений. Традиционные ювелирные технологии в Киевской Руси - это чеканка, тиснение, штамповка, чернь, зернь, скань. Сложный способ орнаментации ювелирных изделий, традиционный для Киевщины, - перегородчатая эмаль. Позже это искусство эмальеров распространилось и на другие земли Киевской Руси, в частности Галич.

Богатые коллекции музеев Киева Чернигова. Харькова и Львова свидетельствуют о значительно более высокий уровень ювелирного искусства Киевской Руси по сравнению с захидиноевропейськимы странами. Древние браслеты, серьги, колты, диадемы, гривны, медальоны, .ланцюжкы, перстни еще и и теперь поражают несравненной красотой, ажурностью, совершенной изысканностью. Ювелирные изделия времен Киевской Руси по праву считаются шедеврами мирового искусства.

"В настоящее время известны разнообразные технические приемы обработки металлов, как древние, традиционные, так и новые, современные: чеканка, литье, инкрустация, гравировка, штамповка, протравливания и гальванопластика. Художественные изделия из металла широко используются в оформлении интерьеров, усадеб, городских улиц и экспонируются на выставках.

Например, техникой литья и холодной ковки изготавливалось много вещей утилитарного и декоративного назначения: палки, трубки, ключи, гольник, .лускорихы, застежки, пряжки.стремена. Из меди, бронзы, латуни выливались посуда, пушки, колокола. Посуда, подсвечники, чернильницы выливали преимущественно из серебра и олова. Золотарство развивалось главным образом в крупных городах: Киеве, Львове и в некоторых неве-личиком городах Приднепровья, особенно Левобережья. Цеховые ремесленники изготавливали преимущественно драгоценная посуда, ценное оружие, конскую сбрую. Народные же мастера занимались производством именно прикладных вещей для широких слоев населения.

Мастера Л ьвова, Ивано-Франковска, Черновцов и Ужгорода продолжают традиции давних кузнечных ремесел в своих декоративных решетках, свечей н 11 ках-иоставн 11ках и тому подобное. И Иародни мастера Косово работают в русле гуцульских традиций, изготовляют бартки, лускорихы, пуговицы, трубки, перстни, украшают металлом изделия из дерева, кожи (пояса-череси, кошельки, сумки).

Сейчас ведущими предприятиями, занимающимися изготовлением сувенирно-подарочных изделий из металла, есть фабрики и комбинаты Черкасс. Мукачево, Одессы, Винницы. Кировограда, Хмельницкого и многих других городов.

Работа с металлом всегда считалась одним из тяжелых и мужественных видов ремесла. Своими корнями ковка достигает пяти ггисячолитн ьои дави 11 ны. Развиваясь как народный промысел в XV-XIX вв., Украинская ковка испытывало влияние всех художественных стилей: ренессанс, барокко, рококо, модерн. Сельское ковка сохраняло свои традиции, кузнецы изготавливали нужны в каждом хозяйстве вещи: плуги, подковы, косы, мотыги, лопаты, серпы, топоры.

Металлическими украшениями украшали двери, сундуки и другие мебель, а также сами здания (флюгера, светильники, решетки). При Львовском училище прикладного искусства им. И. Труша е мастерская-кузница, где учеников учат кузнечного ремесла и традиций художественной ковки. Существуют также кузнечные цеха при реставрационных мастерских в Киеве, Львове и других городах Украины.

Художественная обработка дерева была уже хорошо развита во времена Киевской Руси. Поскольку дерево не всегда сохраняется в земле, археологи не слишком часто находят образцы древних изделий из дерева. Однако известно, что уже в I тысячелетии н. ч. дерево широко использовалось в строительстве городов и сел, княжеских дворцов и крепостей. Среди ремесленных профессий появляются плотники, ложкари, резчики, бондари.

Техника обработки дерева достаточно разнообразна: видовбуваная, вырезание, вытачивании, роспись, выжигание, инкрустация, интарсия. Одна из самых древних техник - выдалбливания - применялась действие изготовления бытовых вещей: лодок довбанок, корыт, ступ, черпаков, солонок и тому подобное. Для вырезания, кроме топора, применяли струг, чем, тесак, различные резцы, с помощью которых вырезались ложки, декоративные блюда, черпаки, мелкие деревянные изделия различного назначения. Техника вытачивании - поздний изобретение и предусматривает использование токарного станка, на котором изготавливают заготовку, а затем обрабатывают ее другими инструментами.

Бондарство известное в Украине уже в X в. как изготовление вместительного посуды: кадки, бочонки, ведра, кружки, лоханки, подойники. Бондари пользовались, кроме обычных плотницких инструментов, специальными рубанками, Фуганки, циркулями, линейками, кривым стругом.

Резьба - один из древнейших техник художественного декорирования деревянных изделий. На Прикарпатье ии Буковине технику плоской резьбы очень часто сочетают с инкрустацией - орнаментальным отделка кусочками дерева, металла, слоновой кости, перламутра, бисера и тому подобное. Одним из видов инкрустации является интрасия цветными породами дерева, который используется для изготовления настенных декоративных плакеток, портретов и пейзажей. Для художественного декорирования дерева издавна использовались росписи разной краской (темпера, гуашь, масляные или анилиновые), которые затем покрывают лаком. Сейчас бытует еще один способ декорирования изделий из дерева - выжигание электрошоком или специальными штампами.

Сегодня специалистов по художественной обработке дерева готовят техникумы и училища Косово, Львова, сжать эти, Ужгорода и Яворова. Почти в каждой области Украины существуют предприятия, которые выпускают декоративные изделия из дерева, всего их около ста пятидесяти.

Гутництво - изготовление изделий из стекла - было известно в Украине более тысячи лет. Точное время его возникновения не установлено, но в скифских захоронениях уже находят бусы из стекла с вкраплюванням разноцветных красителей. Название промысла происходит от слова "Гута", что означает стекловаренную печь. В "Слове о полку Игореве" упоминается изделие из стекла - стекляниця.

Изделия из стекла могло не обыденными вещами, они использовались как праздничные художественные украшения. Это был не только посуду, но и декоративные игрушки: петушки, зайчики, барашки, а также различные подсвечники, ожерелье. Ремесленники владели различными приемами: выдувание, орнаментации, цветной окраски стекла.

Сейчас Гутницкое промыслы - редкое явление в Украине. Известны только три его ячейки: один в Ивано-Франковской области и два на Львовщине.

Ткачество - древнейшее ремесло, которым занимались украинские женщины (подробнее об этом см. Раздел "Жилье, домашнее хозяйство и быт»). Ткани изготавливали сначала для собственного потребления, но уже с IX-X вв. происходило отделения этого домашнего ремесла как промысла, который удовлетворял потребности городского населения. Очень долго существовали параллельно народное домашнее ткачество и цеховое ремесленное. С возникновением промышленного изготовления тканей домашние ткацкие ремесла постепенно начали приходить в упадок.

Однако художественные ткани и сейчас играют значительную роль в оформлении интерьера жилища и изготовлении народных костюмов. Технология домашнего ткачества трудоемкая - это прядения нитей, окраска их в разные цвета, ткачество на различных ткацких станках (различной конструкции) с применением целого ряда технических приемов. Материалом для создания тканей было льняное волокно, конопля, овечья шерсть, которые также требовали значительных затрат женского труда.

В Украине есть много специализированных предприятий, производящих художественные ткани: в Кролевце, Богуславе, Дегтярях, Переяслав-Хмель-кий. Ведущей среди них Кролевецкая фабрика, на которой изготавливают сюжетно-тематические декоративные полотенца и панно. Кроле-кий ткачи умело продолжают традиции ручного художественного ткачества, которые были известны в Украине с давних времен. Бережно хранят местные традиции ткачи Львовщины, Гуцульщины, Бойковщины, Ивано-Франковской области. Во многих регионах к ручному ткачеству привлекаются мастера-надомницы, производящих покрывала, полотенца, наволочки, салфетки, полыхает, ковры и т. Ковроткачество - древняя отрасль ручного ткачества. Археологи находят остатки ковровых изделий и ткацких орудий в античных городах и скифских домах. Известны такие центры Украинской ковроткачества: Подолье, Волынь, Полтавщина, Киевщина, Черниговщина. Сейчас традиционным ковроделием в Украине занимаются 24 фабрики и художественные мастерские.

Роспись тканей, как принято считать. - Сравнительно новостей вил декоративно-прикладного искусства в Украине, хотя есть свидетельства о чрезвычайной древности и этого искусства - это воспоминания 11 риска Нантского о нашей земле во времена Аттилы. Побывав в царском дворце, он отмечал, что видел, как женщины "покрывали узорами с помощью различных красок полотняные покрывала, которые варвары носили поверх одежды для красоты" ".

Для выбивания орнамента на тканях использовались специальные штампы и деревянные формы, найденные на Райковецком городище на Житомирщине (XI в.). Мастеров, которые занимались художественной росписью тканей, называли художниками, рисовальщик, димкарямп. печатниками, забойщик. Сейчас техники росписи тканей обогащаются новыми приемами: холодный батик, горячий башик, свободная роспись, фо-тофильмдрук. Техникой фотофильмдруку расписывают украинские платки, покрывала, скатерти, ленты.

Уникальным украинским культовым искусством, связанным с тем и с верой, и с мифологией, и с обрядами, с писанок. Еще не так давно писанки изготавливались специально на продажу, ведь умением писать писанки владела далеко не каждая хозяйка. Постепенно настоящие домашние писанки вытеснили сувенирные - деревянные, керамические. В некоторых регионах Западной Украины еще и сейчас можно писанки в мастерской -писанкаркы, которую знают все односельчане. Символика писанки древнейшая и одновременно проста. Поэтому не лишним будет углубление в историю и мифологию украинского народа перед тем, как начинать писать писанку.

Яйцо - символ солнца, весеннего возрождения природы, воскресение душ предков. Писанки как ритуальные магические орудия были известны в индоевропейских народов задолго до принятия христианства. Льет лучше традиция сохранилась именно в Украине, надо полагать, что именно здесь был центр развития этого культового и художественного явления. Археологами найдены керамические, расписанные зелеными, коричневыми и желтыми красителями писанки, что уходят в глубокую древность. Сейчас известно около ста писанок древнерусского времени. Они выполнены различными техниками: глиняные покрытые глазурью, писанки-погремушки, шкрябать ки10. Характерно, что писанки находят на культовых местах, где в древности были святыни (например, Звеннгора в Медобарах), в захоронениях, а также жилищах.

Писанкарством испокон веков занимались только женщины, но с развитием промыслов оно распространилось и среди мужчин. Известно немало различных способов росписи писанок. Одним из древнейших приемов, дошедший до нас, является роспись керамических писанок в Киивськии! Движении И Иа покрытую желтой глазурью поверхность писанки наносят бесконечные горизонтальные линии зеленой глазурью. Пока зеленая полива еще не высохла, от полюса до полюса писанки проводят вертикальные линии то вверх, то

Символические знаки на украинском писанках - Тригвер, сварги, Древа Жизни, безкинечники, звезды, птицы и др.

вниз. Таким образом, горизонтальные линии еще сырой краски, растягиваясь, превращаются в фигурные скобки, похожие на ветку дерева. По мнению многих исследователей, такой прием нигде, кроме Киевской Руси, не применялся. Интересно, что этот узор бытует и сейчас на Киевщине и Черниговщине. Он называется "сосна", однако технология росписи иная, поскольку его делают на настоящем, а не на керамическом яйце.

Принадлежности писанок на настоящем (сыром) яйце необходимо специальное писанок (писало), которым можно провести топку линию. Обмакивают его в растопленный воск горящей свечи, наносят несколько первых линий, по замыслу должны быть белыми. После их застывания яйцо красят в светлые цвета (преимущественно желтый). Когда этот слой краски высохнет, наносят другой слой воска, закрывая места, которые должны остаться желтыми. После этого красят красным. Далее закрашивают воском те места, которые должны быть красными. Последний цвет, конечно, темный. Итак, повторяя эту процедуру, можно получить несколько цветов. Расписанную таким образом писанку очищают от воска путем нагревания над огнем и вытирания полотняной тканью. Песенка готова ии светится всеми цветами, которые предоставила ей мастерица. Эти писанки-обереги не нужно выдувать перед росписью, как это сейчас делают ради "бизнеса". Следует помнить, что обрядовое значение яйца - воскресенье наших Предков, сохранения Рода. А какую символику несет пустая писанка, пожалуй, понятно и без слов.

Другое назначение обрядовой яйца. Яйца, как правило, красят в один цвет. Они бывают вареные или запеченные ии потребляются па Пасху как священное причастие, свидетельствуя нашу принадлежность к украинскому роду. Писанки же, изготовленные на сыром яйце, могут храниться в течение года как обереги с определенной магической целью. Разбитые писанки, как и скорлупу с потребленных яиц, не выбрасывают, а закапывают в землю на поле или огороде для лучшей плодородия фунту ".

Деревянные писанки бывают как резные, инкрустированные, так и расписаны масляными красками. Производством таких сувенирных писанок сейчас занимаются фабрики художественной обработки дерева, а также народные мастера во многих регионах Украины.

Кроме названных ремесел и промыслов, в Украине бытует обработка камня, рога и кости, кожи и меха. Распространено также плетение изделий из бисера (украшений), плетение из соломки, различные виды вышивки, кружева, художественного плетения (вязание) и др.

Эти ремесла издавна существовали как вспомогательные виды хозяйственной деятельности, которые давали возможность не только поддерживать материальный уровень семьи, но и развивали эстетический вкус, производили извечный тяга к красоте, столь характерный для всей жизни и быта украинского.

Должны сохранить народные традиции, выработанные Украинский протяжении тысячелетий, чтобы наши потомки не потеряли то тяга к красоте и совершенству, который вдохновлял наших предков. Народные художественные изделия сохраняют энергию нации, поэтому не следует забывать, что какие бы новые художественные ценности не создали художники-профессионалы, народная художественная традиция остается неисчерпаемым источником, питать сердца и души людей вечно.

Петриковская роспись.

зародилась на побеленой стене украинской хаты-мазанки. Технология изготовления краски была проста и в тоже время уникальна - яичный желток размешанный с соком. Естественно, такая краска не долговечна и раз в год или к праздникам приходилось перекрашивать. Но во внегласном соревновании на лучшую роспись своей хаты уже недостаточно было просто перекрасить или нарисовать такой же узор - его обязательно нужно сделать еще более красивым, более эксклюзивным... Так, из любви простого народа к прекрасному, возник этот вид изобразительного искусства - Петриковская роспись. Прошло немало лет с тех пор, как была раскрашена первая казацкая хата поселения славного казака Петрика. Считается, что именно от него произошло название - Петриковка, где впоследсвии была зарождена и взрощена знаменитая петриковская роспись силами Центра народного искусства "Петриковка"
Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного орнамента, который впоследствии все более совершенствовался. Бытовые вещи с петриковской росписью, которые находятся в музеях, относятся к 18 - 19 столетиям. Сам же орнамент ведет начало от старинной традиционной орнаментики, которая широко применялась в быте запорожцев, украшая жилья, начинку и оружие.




















Опошнянская керамика

Гончарство — традиційне ремесло, в тому числі і українське - виробництво глиняних виробів (кахлів, іграшок, скульптур).
Відоме в Україні з кінця мезолітичної доби. З часів енеоліту гончарні вироби починають оздоблювати орнаментом, мальованим глиняними кольоровими фарбами. З винайденням гончарського круга гончарство стало окремим ремеслом.
Гончарство досягло високого розвитку в добу трипільської культури. За княжої доби гончарство в Україні було великим промислом. Від XVI-XVII ст.ст. безперервно розвивалося, ставши в ХІХ ст. однією з найважливіших галузей української кустарної промисловості. Гончарі продавали свої найрізноманітніші вироби на ярмарках або розвозили їх, у віддалені від місць продукції райони.
У сучасному світі гончарні вироби майже повністю замінила набагато дешевша фабрична керамічна, скляна, пластмасова продукція. Але навіть і у XXI сторіччі гончарні вироби цінуються любителями ручної, штучної роботи, як витвори мистецтва. А славетна Опішнянська кераміка відома далеко за межами Полтавської області.




















Украинская вышивка

Искусство вышивки на Украине своими корнями уходит в дохристианский период, как и все направление — имеет многовековую историю. Это подтверждают и результаты археологических раскопок, и свидетельства путешественников.
По свидетельствам Геродота, скифы имели одежду с вышитыми узорами.
В целом, возникновение вышивания относится к эпохе первобытной культуры. Связано это с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI—V вв. до н. э.
За все время существования материалом для вышивки служили жилы животных, нити льна, конопли, хлопка, шёлка… Часто с целью обогащения одежды умельцы использовали жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты..






32.

33.








Плетение из лозы

Плетение, как ремесло имеет долгую историю. Плетёные изделия из различных растительных материалов были известны ещё в Древнем Египте. При раскопках в гробнице Тутанхамона были обнаружены два плетёных стула, которые хорошо сохранились и выглядят вполне современно. В Древнем Риме патриции возлежали на ложах, сделанных из прутьев ивы. Одно из них, изготовление которого датируется II столетием новой эры, хранится в музее Треве. В античную эпоху для плетения использовали ветви деревьев и кустарников, особенно ивы, а также корни и другие материалы.
Основным видом плетёных изделий были корзины, разнообразные по форме и назначению.

Плетение из природных материалов - соломки, ивового прута, бересты, болотных растений - это старинный вид ремесла и одновременно народного прикладного искусства. В последнее время оно все чаще приковывает к себе внимание не только художников, мастеров, галерейщиков, но и людей самых разных профессий.





Плетение из соломки

Плетение из ржаной соломки является одним из старейших видов народных промыслов. Оно было житейской необходимостью с тех пор, как люди научились возделывать злаковые культуры.

Куда не кинь взор, без соломы не обойтись. Народ жил под соломенными крышами с соломенно-глиняной штукатуркой, спал на соломенных матрацах. Из соломы изготавливали вещи, необходимые в хозяйстве - дорожные сумки, ёмкости для хранения зерна, циновки, веревки, короба, шляпы, детские игрушки, праздничные украшения. В любом зыбком месте крестьянского хозяйства на помощь приходила солома, а запоздалых путников укрывала в стогах теплой золотой шубой.

Во все времена у разных народов существовали обычаи после сбора урожая приносить домой хлебные колосья, олицетворяющие достаток и благополучие. На Руси после уборки урожая с песнями и прибаутками приносили сноп-дожинок и ставили в святом углу под образами, славя Бога, дающего людям хлеб наш насущный.

Как не восхититься матушкой соломой, испокон веков наполнявшей быт наших предков.







Гончарство – один из древнейших видов народного ремесла. Уже трипольские гончарные изделия свидетельствуют о тонком эстетическом вкусе давних гончаров, их высоком мастерстве. Гончарство несет в себе ценную информацию об этнографических особенностях быта древнейших племён и народов, которые заселяли нашу землю в прошлом. Имея сведения о геомагнитном поле Земли, ученые определяют возраст гончарных изделий с точностью до 25 лет (обожженный на огне горшок, намагнитившись, остается таким в течение многих столетий).

Керамика (гр. keramos – глина) во времена средневековья испытала технологические нововведения: применение ножного гончарного круга, производство плитки и т.п. В XVII в. в Украине распространилась одна из разновидностей керамики – майолика, которая получила широкое применение во многих городах Украины, хотя центры её изготовления были лишь в Киеве, Нежине, Ичне, а позднее – в Опошне (Полтавщина), Косове (Ивано-Франковщина), Славянске (Донетчина). Майоликовые изделия из цветной глины, покрытые глазурью и расписанные в народном стиле, и ныне украшают дома современных украинцев. Популярна сегодня и керамическая пластика: игрушка и скульптура. Среди керамических изделий – миски, кувшины, горшки, макитры, кружки, бочонки. Изделия керамической пластики – львы, кони, олени, птицы, сюжетные наборы скульптурок.

Резьба – одна из древнейших техник художественного декорирования деревянных изделий. На Прикарпатье и Буковине технику плоской резьбы очень часто объединяют с инкрустацией – орнаментальным обрамлением кусочками дерева, металла, слоновой кости, перламутра, бисера и т.п.

Для художественного декорирования дерева издавна использовали росписи разной краской, которые потом покрывали лаком.

Гутничество – изготовление изделий из стекла – было известно в Украине свыше тысячи лет назад. Точное время его возникновения не установлено, но в скифских погребениях уже находят ожерелья из стекла с добавлением разноцветных красителей. Название промысла происходит от слова "гута", что означает стекловарную печь.

Изделия из стекла были не будничными вещами, они использовались как праздничные художественные украшения. Это была не только посуда, но и декоративные игрушки, а также разные подсвечники, ожерелья. Сегодня гутнические промыслы – редчайшее явление в Украине. Известны только три его центра: один в Ивано-Франковской области и два на Львовщине.

Ткачество – один из древнейших и самых важных элементов национальной культуры украинского народа. О наличии ткацкого производства на восточнославянских землях в древнейшие времена свидетельствуют археологические находки периода ранних неолитических культур. Практическая потребность человека в тканях для одежды и хозяйственных нужд обусловила массовое их изготовление в домашних условиях. Решетиловка (Полтавщина) – один из центров украинского народного ткачества, ковроделия, вышивки и кушнирства. Решетиловские ковры отличаются неповторимым цветочным орнаментом, каждая веточка, каждый цветочек которого – словно гимн красоте природы.

Вышивка – один из давних и наиболее распространенных видов народного декоративно-прикладного искусства. Она возникла очень давно и передавалась от поколения к поколению. Ныне вышивкой занимаются на всей территории Украины. Основная функция вышивки – обрамление одежды и тканей для обустройства жилья. Вышивание одежды – давняя восточнославянская традиция.

Декоративная роспись. Петриковская роспись – визитная карточка Украины. Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Петриковку основал Петр Калнышевский. И сразу же в этом казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой прекращали здороваться, как с чужой. Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли "чепурушками". Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х гг. ХХ в. Попытку возродить замечательную роспись предпринял сельский учитель Александр Статев. Он открыл школу и взял в преподаватели последнюю петриковскую мастерицу Татьяну Пату. А после войны один из учеников этой школы – Федор Панко – решил целиком посвятить себя народному искусству. Его стараниями в селе создано творческое объединение "Петриковка" и экспериментальный цех, в котором сейчас работают более 40 народных мастеров.

Бондарство – вид деревообрабатывающего промысла, связанный с изготовлением ёмкостей – бочек, кадок, вёдер и т.п. По сравнению с плотничеством и другими деревообрабатывающими промыслами бондарство в Украине распространилось позднее. Это ремесло требовало особого мастерства, поскольку связано со сложными техническими операциями. Бондари владели началами геометрии: в частности радиус дна кадки вычисляли путем деления величины ее окружности на шесть.

Кузнечество – обработка металлов способом горячей ковки. Процесс ковки происходил так: кузнец разогревал докрасна кусок металла в горне, где горел древесный уголь (горение усиливалось раздуванием пламени), потом брал клещами железо, бил по нему молотом, придавая нужной формы. Часто кузнецу помогал помощник – обычно подросток, который исполнял обязанности молотобойца. Выковав предмет, его бросали в корыто с водой для закала. Важными видами кузнечества были подковка коней, а также оковка телег и особенно натягивание железных шин на колеса. С большим почетом и вместе с тем с определенной предубежденностью относились к кузнецам как к волшебникам, которые владеют сложным и таинственным искусством преобразования металла в те или другие вещи. В них видели защитников от нечистой силы, "кузнецов человеческих судьб". Кузница на селе по обыкновению была местом собрания мужчин, своеобразным клубом. Сегодня наибольшим центром кузнечества является Донетчина.

Народные ремёсла и промыслы в России

Русские народные промыслы

В России известны такие центры народных промыслов:

v Хохлома

v Жостово

v Городец

v Филимоново

v Федоскино

v Дымково

v Гусь-Хрустальный и др.

Хохлома

Хохлома – один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в ХVІІ в. близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, где причудливо переплетены травные узоры из ярко-алых ягод и золотых листьев на чёрном фоне.

Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие краски: красная, жёлтая, оранжевая, немного зелёной и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Жостовская роспись

В начале ХІХ в. в деревне Жостово Мытищинского района Московской области жили братья Вишняковы, которые занимались росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках.

Изготавливаются подносы из обычного листового железа. По форме они бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией является роспись.

Ростовская финифть

На Русь эмаль пришла из Византии, поэтому русское название эмали – "финифть" – происходит от греческого "фингитис", что переводится как "светлый, блестящий камень".

Стекловидная масса различных цветов использовалась для украшения металлических предметов ремесленниками Киевской Руси, которые владели техниками выемчатой и перегородчатой эмалей.

Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно "вошедшие" в современную моду – не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в ХVІІ в. в Вологодской области.

Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его вытесняла однотонная финифть: белая, синяя и зелёная. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

Тульский самовар

В 1760-х г. оружейник Федор Иванович Лисицын создал в Туле свое частное, или, как тогда говорили, "партикулярное" предприятие, выпускавшее не только кастрюли, но и "приборы для нагревания воды". Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками и др.

В начале XIX в. известность приобретает фабрика "Купцов Василия и Ивана Ломовых в Туле", основанная в 1812 г. На крышках самоваров гравировали надпись: "Василый Iван Ломовъ въ Туле".

За высокое качество самовары Ломовых одними из первых имели право носить государственный российский герб как высшую награду. И сейчас самовары, сделанные руками тульских мастеров, – это подлинные произведения искусства и непременный атрибут чаепития в России.

Гжель

В самом центре России, в живописном подмосковном регионе (Раменский район) производят фарфор с нарядной синей росписью и многоцветной майоликой.

Гжель – это колыбель и основной центр русской керамики.

На самом деле, никто не знает, когда возник этот промысел, ведь первое упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 г.

На протяжении столетий гжельские крестьяне изготавливали предметы домашнего обихода, посуду, изразцы, черепицу.

Со второй половины XVIII в. Гжель прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В конце ХVIII и начале XIX в. наметился постепенный переход от многоцветной росписи, характерной для майолики, к одноцветной, подглазурной.

Палехская миниатюра

Это народный промысел, развившийся в посёлке Палех Ивановской области.

Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы.Палехская миниатюра – это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.

Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Городецкая роспись

Городецкая роспись возникла в середине ХІХ в. в городе Городец. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой; украшает прялки, мебель, ставни, двери.

Филимоновская игрушка

По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника. Возраст филимоновской игрушки достаточно условный. Специалисты утверждают, что искусство лепки и росписи глиняной игрушки пришло в одоевские края Тулы из далекого верхнего палеолита. А при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX–XI вв., с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку.

Красота и сила филимоновской игрушки – в языческой древности. Главное в игрушке – свисток. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу. В него свистели на похоронах, его закапывали в могилу вместе с покойником. Полна языческих символов и красочная роспись игрушки. Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень изображал удачный брак, тепло и плодородие. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила. Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей – монолитные, скупые на детали, они близки к древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Практически на всех стадиях производства филимоновской игрушки мастера следуют старинным традициям. Это и способ лепки, и обжиг, и классическая филимоновская роспись. После лепки игрушки сушат, а затем обжигают при температуре 950 градусов. После обжига приступают к росписи. Основные ее элементы – это ёлочки и солнце.