Что нужно чтобы запустить свою линию одежды. Как запустить бренд детской одежды

Коллекция модной одежды – это несколько экземпляров или десятков предметов гардероба, объединенные общей стилистической идеей. Чтобы создать художественную и концептуальную гармонию коллекции, дизайнерам приходится прикладывать массу усилий и учитывать множество нюансов.

Этапы создания коллекции модной одежды

Вопреки общепринятому мнению, эстетический баланс коллекции одежды – лишь одна из задач, которые решают дизайнер и его команда. Не менее важными моментами являются рентабельность и востребованность линейки предметов гардероба, что оценивается буквально на каждом этапе работ.

1. Постановка цели создания коллекции.

В самом начале работ дизайнер отвечает на вопрос – для кого предназначается будущая коллекция? Важно как можно точнее определить пол, возраст, социально-финансовое положение целевой аудитории, чтобы оценивать степень популярности линейки одежды.

2. Выбор основной идеи коллекции и изучение трендов.

На данном этапе дизайнер выбирает основную, вдохновляющую его концепцию будущей коллекции. Это может быть ретро-реплика или особое видение моды будущего, или какой-либо авангардный образ – важно, чтобы основная концепция отражалась в каждой модели, делая коллекцию стилистически цельной.

Показ Dasha Gauser "Organic" в рамках Mercedes-Benz Fashion Week Russia S/S 2018

Одновременно нужно провести анализ модных трендов, и соотнести их как с вариантами вдохновляющих дизайнера идей, так и с ожиданиями целевой аудитории, чтобы будущая коллекция была благосклонно воспринята.

3. Подбор тканей.

При выборе тканей основное внимание уделяется расцветкам и текстуре – они должны быть модными, практичными и полностью соответствовать выбранной идее коллекции.

4. Создание эскизов.

Эскизов должно быть очень много. Например, для коллекции, состоящей из 20 предметов одежды, потребуется отрисовать не менее 100 эскизов. На этом этапе нужно представлять готовый ансамбль максимально реалистично. Важно понять, как предмет одежды будет сидеть на фигуре, какие ткани и фурнитура понадобятся, и насколько сложно их достать.

5. Выбор лучших экземпляров.

После отрисовки происходит строгий отбор лучших эскизов. При выборе дизайнер руководствуется не только эстетическими предпочтениями, но еще и практическими рекомендациями байеров, технологов, конструкторов и закройщиков. Выбранные модели должны быть без технически сложных деталей, иметь минимальную себестоимость, отшиваться из доступных материалов и соответствовать актуальным направлениям в моде.

6. Детальное конструирование.

После утверждения перечня моделей будущей коллекции эскизы обрастают окончательными деталями и направляются к конструкторам, закройщикам и технологам. Предстоит разработать для моделей лекала и технологию пошива (с учетом выбранной ткани, наличия подкладки и других нюансов).

7. Создание «эталонов».

Далее отшиваются пробные модели – «эталоны», а затем примеряются на реальных людях (желательно разного размера и комплекции). Это позволит понять все возможные недостатки моделей и внести необходимые поправки.

8. Создание чистовых лекал и градирование по размерам.

С учетом поправок лекала моделей усовершенствуются и проходят градирование согласно утвержденной размерной линейке.

9. Производство моделей одежды.

На этом этапе осуществляется итоговое производство коллекции одежды по утвержденному плану, в котором отражено конкретное количество каждого предмета гардероба и размерная линейка.

Последующие действия зависят от дальнейших планов дизайнера или модного дома. Если коллекция будет участвовать в показе, организуется работа по его подготовке – поиск манекенщиц, создание образов и т.д. Если коллекция сразу будет направлена на продажу, готовится лукбук и презентационные материалы. Создание коллекции модной одежды – достаточно непростой и кропотливый процесс, требующий опыта и слаженной работы целой команды. Но лишь благодаря максимальному вниманию к деталям и творческой самоотдаче эти усилия окупаются сторицей, делая готовую линейку одежды оригинальной и востребованной у покупателей.

С чего начать?

Когда мы говорим о швейном производстве, возможны два сценария развития событий. В первом случае предприниматель закупает оборудование, нанимает персонал и набирает заказы от различных дизайнеров, компаний и даже других производств, которым не хватает мощностей чтобы отшить всё, что необходимо. В этом случае не идёт никакой речи о создании собственной одежды и бренда, не нужно думать о том, как сбыть продукцию.

Второй случай - и это как раз моя ситуация - подразумевает, что сначала будет изготовлена продукция, изучен спрос на неё и найдены каналы сбыта, а уже только потом запустится собственная фабрика.

Производства обоих типов могут работать в симбиозе, и каждый путь имеет как плюсы, так и минусы. На запуск производства, которое работает с заказами, понадобится большая сумма инвестиций и постоянные расходы. Плюс же второго пути в том, что никаких постоянных расходов нет. Но при этом вы никак не можете контролировать производственный процесс и сроки выполнения заказа у исполнителей.

Если бы были фабрики, которые брались точно в срок и качественно пошить продукцию, я бы не стал открывать своё производство.

Неудачный выбор целевой аудитории и непонимание её приоритетов способны поставить крест на всём вашем бизнесе. Многие из производителей курток закрылись просто потому, что делали упор на моду и шили для молодых людей. Это был путь в никуда, поскольку молодёжь лучше пойдёт на рынок и купит себе там поддельный, но хорошо известный бренд, а не качественную одежду под мало известным брендом.

Я сразу же решил пойти другим путём и выбрал для себя аудиторию постарше - 30-40 лет. Это люди, которым уже нет дела до бирки на одежде. Им важно, чтобы продукция была качественной и удобной. Чуть позже мы немного переориентировались и теперь шьём одежду в первую очередь для путешествий, но у нас есть так же городские модели курток.

Имейте ввиду, что шить крупную партию продукции сразу не стоит. Для начала лучше изготовить небольшое количество изделий и посмотреть, как они будут продаваться. ​​​​​​​

Определившись с целевой аудиторией и продукцией, нужно продумать каналы сбыта. К примеру, продавать свои изделия можно как оптовикам, которые уже перепродадут их в своих магазинах, так и розничным покупателям через собственную сеть магазинов или интернет-магазин с доставкой. Мы в своей практике используем и тот, и другой способы. Но основной упор делаем всё-таки на розничных покупателей.

Приступать к запуску собственного производства спонтанно не стоит. Идеальный вариант, если у вас уже есть какой-то опыт работы в швейном производстве или лёгкой промышленности, предпринимательский опыт. В этом случае у вас будет представление о работе и определённые связи в этой среде. Желательно подсмотреть за тем, как строится работа у других производителей. Кроме того, стоит сразу же привлечь в свою команду профессионалов, которым можно доверить решение узкоспециализированных вопросов, в которых вы не совсем компетентны. Хорошие технологи, конструкторы и директора производств избавят вас от головной боли.

Объем инвестиций

Сумма вложений будет зависеть главным образом о того, какое именно производство вы хотите. Если планируете просто брать заказы от других, работать на давальческом сырье, нужно как минимум 20-30 машинок, чтобы был достаточный объём выпуска. При небольших объёмах такое швейное производство не будет рентабельным.

Помимо 20 обычных швейных машинок вам понадобится ещё 10 разных приспособлений: оверлоки, пуговичные и заклёпочные машины и так далее. Цены на такие инструменты могут быть самыми разными, но вполне можно рассчитывать на средний показатель в 15 тыс. рублей за б/у машину. Если вы работаете на давальческом сырье, ткань, нитки, фурнитуру и прочие необходимые вещи вам предоставит заказчик, поэтому данная статья расходов отпадает.

Но учтите, что зарплату рабочим придётся платить уже с первого дня открытия производства, а больших заказов на первых порах, скорее всего, не будет.

Самая большая проблема любого производства - постоянные расходы.

Личный опыт

Я выбрал достаточно узкую аудиторию - путешественников - и стал действовать через неё. Пошил пробную партию курток и раздал людям, которые активно путешествуют и известны в определённых кругах. Они стали упоминать нашу продукцию у себя в блогах, выкладывать фото. Но настоящий прорыв случился после того, как один из блогеров приехал, чтобы пообщаться на тему курток.

Разговор шёл не столько о куртках, сколько о бизнесе, и гость попросил разрешения записать беседу на диктофон. После этого он опубликовал запись беседы в своём блоге. Я был удивлён, что запись получила очень много положительных отзывов. После этой публикации мне стали поступать предложения о сотрудничестве от федеральных газет и телеканалов. Таким образом, самая крутая часть PR моего бренда не стоила мне практически ничего.

Так или иначе, у предпринимателя встаёт вопрос о том, где взять деньги на запуск своего производства. Ведь 2 миллиона рублей на дороге не валяются. Самая первая мысль - оформить кредит, но в сегодняшних условиях займы всё больше превращаются в камень, который топит бизнес.

Самый разумный способ - постепенное финансирование. Собрать пару сотен тысяч рублей вполне реально, и с этой суммы можно что-то начать. Такую схему лучше всего использовать, если вы запускаете собственный бренд.

К швейному производству на давальческом сырье такую схему применить весьма непросто. Поэтому стоит попытаться привлечь инвестора, например, пообещав ему долю в бизнесе. Хотя инвесторы вкладываются в производство весьма неохотно - рисков много, а рентабельность небольшая.

Пошаговая инструкция

Итак, на первых порах нужно определиться с типом швейного производства, целевой аудиторией, просчитать объём финансирования и найти его источник. После этого можно приступать непосредственно к созданию производства. И первое, что понадобится, - найти поставщиков оборудования и сырья.

Как известно, купить всегда проще, чем продать. Поставщиков оборудования - от б/у до самого нового и современного - в России очень много. При этом большинство из них сейчас крайне охотно идут на контакт, ведь к ним не выстраиваются очереди из покупателей. Найти таких поставщиков совсем несложно через интернет. Главное определиться, какое именно оборудование вам нужно и какую цену вы готовы за него заплатить.

Выбирая поставщика ткани, нужно исходить из того, какая у вас продукция. К примеру, если вы шьёте наряды в премиальном сегменте, имеет смысл тратиться на дорогие европейские ткани. В то же время, на рынке масса поставщиков, работающих с Россией и Китаем. Ткани производства этих стран могут стоить гораздо дешевле, поэтому если вы работаете на потребителя со средним достатком, лучше предпочесть их. Но важно, чтобы качество ткани оставалось на достойном уровне, а она не производилась на кустарной фабрике.

Если у вас достаточно большой объём производства, то можно обращаться к фабрикам напрямую. Хотя посредники сейчас тоже не сильно «накручивают» цены. ​​​​​​​

Основная сложность в швейном производстве - найти хороший персонал. Для начала вам потребуется начальник производства, который будет строго следить за дисциплиной. У него должна быть мотивация выполнять свою работу качественно. Кроме того, важно, чтобы он разбирался в самом процессе производства и мог подсказать, как что-то скорректировать.

Также вам понадобится закройщица, которая умеет не только кроить по готовым лекалам, но и может вносить в них изменения. Для большого производства будут нужны две закройщицы.

Важная фигура - технолог, который будет выбирать оптимальные режимы работы, контролировать качество изделий, усовершенствовать процесс производства и т.д.

Если вы планируете разрабатывать одежду самостоятельно, вам понадобится конструктор, который будет делать лекала. Но в том случае, если вы просто собираетесь работать со сторонними заказами, такого специалиста в штате тоже желательно иметь. Зачастую заказчик не предоставляют никаких лекал, а просто приносит образец готового изделия. Поэтому на производстве должен быть человек, который по внешнему виду куртки воссоздаст лекало.

Не советую брать на производство молодых сотрудников, поскольку они не замотивированы, а в результате страдает качество работы. ​​​​​​​

Халатное отношение персонала к работе влечёт за собой прямые материальные потери: нерадивые сотрудники могут просто испортить хороший дорогой материал. Как правило, люди предпенсионного возраста подходят к своим обязанностям более ответственно. И дело тут не только опыте или финансовой мотивации. Большинству из этих людей просто стыдно плохо выполнять свою работу.

Плюс швейного производства состоит в том, что часы работы могут быть практически любыми. Главное, чтобы за смену было сшито необходимое количество изделий. Когда я открывал производство в Санкт-Петербурге, работать мы начинали с 10 утра. Но переехав в Великий Новгород, я столкнулся с тем, что работникам хочется «подгадать» время смены так, чтобы успеть на свои приусадебные участки. Поэтому зимой и осенью мы обычно работаем с 8 до 5, а летом начинаем даже раньше. Вопрос с тем, сколько смен вводить на своём предприятии, зависит от его загрузки и от количества заказов.

Решая вопрос того, где открыть производство, стоит определиться не только с районом и инфраструктурой, но и с городом. Лучше всего открываться в небольших городах. Как правило, аренда помещений в них гораздо дешевле, а кроме того здесь больше шансов наладить связи с местным руководством, что может быть очень полезно.

Что касается расположения помещения, вам вовсе не нужен хороший пешеходный трафик или центральный район. Более того, снимать помещение в центре города достаточно затратно, поэтому лучше выбирать локацию на окраине. Но помните, что сотрудникам должно быть удобно добираться на работу. Площадь помещения будет зависеть главным образом от того, сколько у вас рабочих мест. Особых требований по ремонту нет.

Детально требования к швейному производству прописаны в СанПиН 5182-90, выпущенному ещё в 1990 году. Но многие требования в нём фактически устарели. К примеру, в документе прописано требование не превышать уровень шума в 80 дБА, но по факту никаких отдельных мер по снижению уровня шума не нужно, поскольку современные швейные машины работают достаточно тихо.

Основное требование - хорошее освещение. ​​​​​​​

В швейном цеху должны быть источники естественного освещения, а также люминесцентные лампы. Кроме того, каждое рабочее место должно быть оборудовано местным освещением.

Чтобы начать работу, не требуется никаких разрешений от СЭС и пожарных. Все необходимые документы и договора должен предоставить вам арендодатель. Желательно также сертифицировать производство в соответствии с ISO 9001.

Помните, что действующими законами в первые три года запрещены проверки бизнеса в том случае, если на вас не поступали жалобы. То есть у вас будет запас времени для того, чтобы спокойно без спешки собрать все документы, привести помещение в соответствие нормам, сертифицироваться и работать.

Документы

В случае со швейным производством предпочтительнее регистрировать ООО, а не ИП. Просто потому, что в глазах заказчика ООО выглядит значительно надёжнее.

Лучше всего выбрать упрощённый режим налогообложения. В том случае, если вы работаете на давальческом сырье, выбирайте формулу «доходы минус расход». Учёт будет более строгим, но вы сможете сэкономить, поскольку основной статьёй расходов у вас будет зарплата персоналу.

Недостаточно одной идеи и вдохновения, чтобы создать бренд, необходимо сделать упор на четко отработанный механизм, беспрерывный поток и ажиотаж среди потребителей. Собственную продукцию нельзя назвать брендом, если товар не имеет широкого распространения и не донесен до ведома потенциальных покупателей.

Идея и оригинальная задумка у вас есть. Теперь оцените перспективы выбранного вами направления. Наиболее рентабельные товары – это одежда повседневного использования, практичная, современная, качественная и со вкусом. Подумайте, чем вы будете отличаться от ваших предшественников и конкурентов, в чем будет заключаться концепция ассортимента. Проанализируйте текущие и прошлогодние тенденции, даже модные показы 10-летней давности. Делайте расчёт не на «звёздных» покупателей, а на простых людей, которые желают модно, красиво и качественно одеваться. Очень важны первые шаги, от которых и зависит презентация бренда, его первоначальная оценка потребителем. Хороший товар не нуждается в постоянной рекламе, хотя на первых этапах все как раз наоборот – создайте яркую и кричащую рекламу, но вместе с тем преподнесите зрителю и слушателю немного полезной и сладкой информации. Название и логотип бренда – это 35% успеха. Ваше «имя» должны знать и запоминать. Это может быть союз фамилии и и мени или нескольких имен . Также вы можете следовать собственному алгоритму разработки названия. Отбросьте прочь примитивные названия и простецкие идеи. Люди, которые будут покупать вашу одежду, должны с гордостью отвечать на вопросы: «Что за платье, где купили?». Разработайте эскизы годовой коллекции. Вы не должны запускать производственный процесс на радостях успеха. Не бойтесь смелых решений и нестандартных сочетаний, если это в пределах разумного и пригодно для людей. Согласитесь, наблюдая модные показы именитых кутюр , далеко не всегда попадаются удачные экземпляры, которые можно одеть в повседневной жизни. Найдите хорошего поставщика тканей и соберите собственную команду профессионалов. Создайте небольшое производство, где вы лично будете контролировать процесс и оценивать каждый экземпляр первое время. Отшейте полнометражную коллекцию в допустимых размерных границах и достаточном количестве. Не акцентируйте внимание на «пробной коллекции». Если вы прогремите на всех рекламных бордах и к вам пойдут толпы людей , то они могут остаться разочарованы – не допустите этого, иначе крах. Разверните масштабную рекламную кампанию на всех источниках. Поручите распространителям вручать рекламные флаера, создайте некий ажиотаж. Грамотные специалисты давно отметили тенденцию - люди желают то, что малодоступно или ограничено. Запустите дисконтную систему, создайте собственную рекламную продукцию: зонты, пакетики, ручки, календарики, чашки. Время от времени напоминайте о себе рекламными постерами на улицах, видеороликами на ТВ.


Постепенно создайте сеть фирменных магазинов и повышайте уровень обслуживания. Одаривайте клиентов вниманием, заботой и приятными подарками (но не слишком часто, привыкнут). Главная ваша задача – раскрутить собственную марку, и тогда можно считать, что вам удалось создать собственный бренд.

Не забывайте регулярно обновляться, добавлять долю праздника и красок в жизнь ваших клиентов, и вас будут любить и советовать. Не забывайте следить за качеством продукции и обслуживания. Расширяйтесь и не давайте о себе забыть.

Многие известные марки одежды начинали свой путь с маленькой мастерской на дому и скромного бутика на периферии. Хобби − изготовление оригинальных шляпок стало доходным бизнесом и основанием для модного дома «Chanel». А идея двадцатилетних парней выпустить футболки с принтом Siberia Wear воплотилась за три года в несколько коллекций толстовок, пуховиков и браслетов, которые успешно продаются по всей России. Бизнес на создании своего бренда одежды и аксессуаров в одинаковой степени привлекает людей креативных, получающих эстетическое удовольствие от творчества, и прагматиков, делающих ставку на рентабельность такого дела.

Что, для кого и зачем

Чтобы разработка и моделирование бренда приносил не только удовольствие, но и деньги, будущий создатель коллекции одежды обязан тщательно продумать ответы на такие важные вопросы:

  • Что вы будете создавать?
  • Кто вашим детищем будет пользоваться?
  • Где вы сможете продать плоды вашего творчества?

Если есть желание лишь самовыразиться, то такую одежду вряд ли кто-то захочет покупать и использовать. Стратегию «что, для кого и зачем» нужно серьезно продумать в самом начале пути. Чтобы ваша марка была популярна у потребителя, модели одежды должны быть понятны людям с различным восприятием моды и ее применением в повседневной жизни. Определите цели создания бренда. Либо своя марка − это инструмент творческой самореализации собственных амбиций, но в который вполне возможно привлечь сторонние инвестиции.

Или вы создаете самостоятельно полноценный бизнес-проект, то есть помимо творчества производите коммерческий продукт − одежду для людей. И тогда важно понять, кто ваша целевая аудитория, ее социальный статус и возрастные рамки, финансовые возможности потребителя и прочее. Исходя из стратегии строится вся бизнес-конструкция, которая определит качество и выбор материалов для производства продукта, его ассортиментную линейку. Это, в свою очередь, обуславливает ценовую нишу при реализации марки одежды. А значит и потенциального покупателя бренда.

Обучение или команда профессионалов

Масса идей, на первый взгляд вполне жизнеспособных, не были реализованы по причине отсутствия элементарных знаний о том, как воплотить их в жизнь. Дизайн одежды требует некоторой технической подготовки, поэтому, если есть возможность получить профильное образование, используйте ее. Хотя бы для того, чтобы в полной мере контролировать все процессы создания бренда. Но отсутствие глубоких знаний по моделированию одежды и аксессуаров не помешает вам нанять команду профессионалов. Которые смогут воплотить ваши дизайнерские идеи в жизнь и грамотно выстроить производство.

Самым сложным, пожалуй, станет поиск хорошего конструктора одежды. Потому что вам не нужен человек, который скажет: так никто никогда не делал. Вам нужен профи, который сумеет реализовать самые смелые идеи и найдет пути компетентно внедрить их на производстве.

Если раньше было весьма трудно найти коллектив хороших швей и технолога, то современный молодые дизайнеры на первых порах ползутся услугами уже налаженных швейных производств. Такие можно найти в вашем городе, области, столице, за рубежом, наконец. Все будет зависеть от суммы стартовых вложений и общей стратегии развития бренда. Самостоятельно работающее производство на аутсорсинге позволяет не тратить на него драгоценное время. Которое с пользой можно использовать для поиска каналов сбыта и разработку новых коллекций.

Если у вас есть небольшая команда энтузиастов, готовых поработать ради будущих прибылей. То можно самостоятельно организовать маленькую пошивочную мастерскую, где и будет создана первая коллекция под реализацию. Но в любом случае нужно помнить, что модная индустрия − это командная игра, в которой все игроки должны быть заинтересованы, как в процессе творчества, так и в конечной выгоде.

Оригинальность концепции и выбор направления

Исходя из выбранной стратегии, нужно определить концепцию бренда. Многое зависит от суммы, которой вы располагаете на старте проекта. Поэтому часто выбирается небольшая линейка, например, свитшот, футболка и кепка. Целевая аудитория: молодежь, люди, ведущие активный образ жизни и предпочитающие спортивный стиль в моде, то есть особых возрастных ограничений нет. Цены лучше выдержать в среднем сегменте. Данная одежда быстроизнашиваемая, требует частой замены, значит спрос будет постоянный.

Но ведь такого рода вещей и так предостаточно на рынке. Поэтому ваша задача сделать их оригинальными, доступными, но при этом качественными и с адекватной ценою. Для этого обязательно анализируется конкурирующие производства, рынок всех направлений и ниш. Оцените бренды, уже представленные в рознице, каковы их положительные и отрицательные стороны. И продумайте, что вы можете предложить взамен более актуальное, удобное и креативное.

Такой анализ даст возможность с точностью определить выбор направления и вашу целевую аудиторию. Не исключено, что первоначальный замысел несколько изменится, например, будет решено, что комплект свитшот-кепка стоит дополнить еще и рюкзаком того же стиля. Или будут созданы аксессуары из кожи и обувь ручной работы. Здесь понадобится чистое творчество и креатив, так как «просто хорошие спортивные штаны» или «классная футболка» на рынке одежды уже есть. И они, скорее всего, уже поднадоели потребителю.

Инвестирование проекта

Есть два пути финансирования проекта по созданию марки одежды: собственные средства и сторонние инвестиции. Например, молодым предпринимателям – создателям бренда Siberia Wear для выпуска первых 30 футболок было вложено в проект 7 тыс. руб. Еще 2 тыс. руб. потратили на стикеры и упаковку продукции. Первую партию в течение недели распродали по 650 руб. за футболку. В основном приобретали друзья, несколько штук купили через «ВКонтакте» и раздарили в рекламных целях.

В последствие эта линейка моделей получила название Siberia Classic и стала самой продаваемой коллекцией марки.

Заработанные от первой продажи деньги пошли на изготовление новой партии изделий. Чтобы не привлекать на старте сторонних инвестиций создатели нового бренда предлагали свой товар под реализацию. И даже один из партнеров для финансирования следующей линейки моделей подрабатывал официантом. Скорее всего, что стороннее инвестирование понадобится на этапе расширения производства. Когда вы сможете доказать инвестору, что его вложения окупятся с торицей, продемонстрировав результаты успешной деятельности. И тогда вашими финансовыми партнерами смогут стать, например, владельцы торговых сетей, где вы успешно продавали свой товар.

Например, те же челябинские предприниматели свой бренд Siberia Wear сейчас развивают только за счет оборотных средств, но сторонние финансовые вливания в бизнес приветствуются. А инвесторов ищут при помощи краудфандинга и информационных и тематических публикаций.

От эскиза к производству

Путь от идеи модели до ее производства состоит из нескольких этапов. Когда избрана концепция, на уровне эскиза нужно предусмотреть, какая ткань и фурнитура будет использована для конструирования модели. Поиски качественного материала и других расходников должны обеспечить вам не только выпуск первой образцово-показательной партии одежды. Но и, в случае успеха, дальнейшее налаженное производство бренда. Иногда то, что очень нравится, может оказаться в недостаточном количестве или его трудно закупать.

Поэтому будьте готовы, что приобретенный материал и фурнитура способны в корне изменить первоначальную идею, но на то это и творческий бизнес. Главное, чтобы не была искажена общая концепция бренда и вы строго следовали стратегии «что, для кого и зачем». То есть, ориентиры остаются прежние: утилитарность и при этом оригинальность изделия, оптимальная качественная и ценовая ниша, покупательская способность и целевая аудитория. Когда готов окончательный эскиз, к его воплощению в реальность приступает конструктор. Для этого в начале грамотный специалист переведет ваш эскиз в лекала и по ним будет сшита пробная модель.

Здесь стоит отметить, что образец будущего бренда лучше всего пошить на производстве. Так как изделие, произведенное в домашних условиях, сильно отличается качеством исполнения от фабричного. Хорошо исполненная образцовая модель пригодится в случае, когда вы будете менять или расширять производство и демонстрировать ее на разных фабриках. Процесс изготовления пробного изделия весьма кропотлив. Нужно избавить модель от всех сомнительных решений и неудобных мелочей, для чего не жалеть времени на примерки.

Причем примерять одежду нужно на фигуры разного типа, чтобы увидеть возможные огрехи конструкции и кроя или, например, то, что задуманная ткань не подходит для данной идеи и другое. Когда модель отработана и сшита по чистовым лекалам, разрабатываются градация лекал по размерам и ростам уже для пошива пробной партии на производстве.

Где искать материалы

Поиски тканей и фурнитуры один из важных этапов, так как должен обеспечить концепцию бренда и реализацию проекта с целью получения прибыли. Есть отечественные образцы хороших тканей, но ассортимент шире у зарубежных производителей. Опытные бизнесмены новичкам советуют не связываться с прямыми поставками, так как возможны сложности с таможней и сроками доставки. Поэтому лучше найти опытного посредника, который давно закрепился на рынке поставок материала и фурнитуры для швейной промышленности.

Производство

Как было отмечено выше, для начинающего создателя бренда есть два пути организации производства: самостоятельное и на аутсорсинге. Если принято решения об открытии собственного мини-производства, то потребуется соответствующие площади, где разместиться пошивочный цех и шоу-рум для презентации моделей (60-80 квадратов). Данное помещение желательно обустроить в густонаселенном центре города с хорошей транспортной развязкой и проходимостью. Позаботьтесь об интерьере, который должен соответствовать статусу потенциального покупателя и концепции бренда. Оснащение производства подбирается согласно эскизу будущего бренда, когда оговаривается материал для изготовления модели.

Так как, если вы планируете разрабатывать марку одежды из кожи или трикотажа, то и швейное оборудование должно быть специально приспособленным к работе именно с этими материалами. Понадобятся манекены, вешалки, примерочные и другой инвентарь для пошива одежды. Далее нужно позаботиться о подборе кадров: швеи, закройщицы, персонал, обслуживающий швейные и другие агрегаты, бухгалтер и прочее. В общем и целом, исходя из тех сумм, которые возможно потратить на организацию производства, избирается либо уже существующие фабрики на условиях договора, либо собственное мини-производство.

Организация продаж (юридическая и практическая сторона)

Вы, конечно, можете шить одежду у себя на дому и продавать ее через соц. сети. Но больших прибылей и масштабного развития вы не получите, даже если ваша дизайнерская идея уникальна. Поэтому, чтобы войти в большой бизнес, нужно позаботиться о законности своего производства и реализации продукции. Для этого вы регистрируете индивидуальное предпринимательство с упрощенной системой налогообложения. Это самый быстрый и наименее затратный способ постановки на учет в контролирующих органах.

Если у вас в планах открытие мини-цеха по пошиву маленьких партий одежды на продажу, то здесь понадобятся разрешения от экологической, пожарной и санитарной инспекций. Такие же документы будут нужны, если вы собираетесь реализовывать продукцию через собственный магазин. На начальном этапе большой оптовой торговли, конечно, не предвидится. Чтобы ваш бренд стали отличать от других, его нужно суметь продать с любого ресурса: свой интернет-магазин, сайты-агрегаторы, блошиный рынок, группы в соц. сетях, выставки и ярмарки. Пока у марки низкий уровень узнаваемости организация сбыта коллекции через большие сетевые маркеты невозможна.

Можно предпринять попытку договориться о продаже своих вещей в более-менее известных магазинах. Есть две схемы − отдавать одежду под реализацию в торговые точки, имеющие свои площади в крупных ТЦ (за процент от суммы). Либо сбыть сразу байерам магазина небольшую партию изделий, а они ее перепродадут уже с наценкой. Опыт показывает, что второй путь быстрее повышает уровень узнаваемости бренда.

Собственный интернет-магазин на первых порах скорее служит рекламой, чем приносит ощутимую прибыль, но без него не обойтись. Плюс, если вы не имеете средств на аренду помещений под реальный бутик, онлайн пространство обеспечит прямые продажи без лишних трат.

А параллельно нужно работать с другими видами реализации, продвигать марку одежды, трудиться над ее пиаром. И вот когда у вас будет раскрученный бренд и возможности производить большое количество единиц продукции, несколько коллекций сразу, тогда интернет-магазин позволит вам быстро и без проблем реализовывать большие оптовые партии товара. Вообще присутствие в интернете обязательно для развития марки. Страница в Facebook, Instagram с уникальным контентом, качественные фотографии, хештеги − все это подогревает интерес и повышает лояльность к новому бренду.

Свою новую коллекцию одежды «Сибирь», в которою было вложено порядка 100 тысяч рублей, владельцы марки реализовали через 12 российских магазинов. Контакты, с которыми они наладили посредством социальных сетей.

Реклама и продвижение бренда

Рекламная компания новоиспеченной марки одежды должна быть активной, если хотите, агрессивной. И, как не парадоксально, для этого не всегда нужны большие деньги. Цитата одного из основателей марки Syndicate Антон Або: «Мы никогда не вкладывали деньги в рекламу. В нашем случае сработало сарафанное радио … В наше время существует достаточно много различных социальных сетей и блогов, с помощью которых можно продвигать свой продукт, при этом, не вкладывая никаких денег. Но тут есть одно очень важное условие − контент должен быть интересным и качественным».

Многие известные зарубежные бренды ведут собственные блоги и издают онлайн-журналы, выкладывают в соц. сетях фото- и видеоматериалы о процессе изготовления продукта и просто оригинальные лайфстайл-фотографии. Немаловажный пиар ход − это лукбуки и промоматериалы. К сожалению, не все уделяют внимание качеству лукбука, пользуясь услугами дилетантов ради экономии средств. Основательница агентства Picls Света Мюллер говорит следующее: «Важно помнить, что качественный лукбук − это понятный лукбук. …байеры и покупатели должны в первую очередь видеть одежду, все ее детали и текстуру ткани − мы должны дать максимальную информацию о вещи человеку, который пока не держит ее в руках и не имеет возможности ее примерить».

Никакой друг, любитель-фотограф, у вас дома не снимет правильные фотографии, а подружка, которая умеет делать себе красивый макияж, не продемонстрирует модель достойно и качественно. Мюллер отмечает: «…Вы весело проведете время (с друзьями) и спрячете свой «лукбук» глубоко в стол. Ведь профессионалы индустрии не просто так этим занимаются − они умеют это делать лучше всех, не дадут рассыпаться вашей концепции и сделать все на коленке…». И не стесняйтесь настойчиво информировать о своем детище. Соберите базу емейлов всех известных печатных и интернет-изданий о моде, и методично шлите им пресс-релизы, лукбуки.

Пускай не сразу, но какой-то модный журнал напечатает информацию о вас. А дальше сработает цепная реакция и пойдет вереница публикаций в других изданиях. Создайте вирусный ролик о своей марке одежды, сотрудничайте с блогерами, деятелями искусства, молодыми активистами и путешественниками. Известные и именитые, одетые в вашу марку, отличный пиар. Причем все можно организовать на взаимопонимании без финансовой составляющей.

Основатель бренда просто дарит вещи тем известным людям, которым такая модель может понравится. Если это будет видео-блогер в вашей футболке, то охват аудитории, которая в потенциале есть потребитель данной марки, просто колоссальный. Рекламных средств великое множество, использовать можно все, что вам по душе и по карману. Но главное, чтобы это выглядело не усредненно, а креативно, оригинально, не банально. Тогда уровень узнаваемости и рост лояльности новому бренду обеспечен.

И в заключении хочется отметить, что рождение успешной марки одежды возможно только в команде профессионалов, в прекрасном окружении людей, «горящих» идеей, как и вы. Дизайнер Людмила Норсоян говорит: «И команду, и партнеров, и покупательниц − всех нужно заботливо и внимательно растить годами, самому, не застревая на месте». Тогда и новые проекты будут успешны, и инвестиции вас найдут сами, чем обеспечат как рост производства, так и прибыли.

Текст: Ирина Дубина

Запустить и держать на плаву собственный фэшн-бренд в России - задача не из лёгких. Во-первых, достойных учебных заведений, которые могли бы конкурировать с уважаемыми западными аналогами, практически нет: образование в сфере моды как явление находится в нашей стране в зачаточном состоянии. Во-вторых, выйти на рынок и наладить продажи через магазины может быть проблематично: подавляющее большинство отечественных ретейлеров работает на условиях реализации, а значит, дизайнер может получить прибыль, а может и остаться ни с чем.

Наконец, как показали неприятные истории, случившиеся с брендами и Oh, My , бизнес в России по-прежнему нередко ведётся с применением схем из 1990-х: нет гарантий, что ваша марка не окажется в руках недобросовестного бизнес-партнёра или что крупный модный универмаг не задолжает вам больше миллиона рублей. Впрочем, и эти трудности не способны остудить пыл желающих запустить собственный бренд одежды: новые русские fashion-марки появляются каждый год с завидным постоянством.

Если слава Гоши Рубчинского и Вики Газинской не даёт вам покоя, рассказываем, что нужно сделать, чтобы основать свой дизайнерский бренд и сделать его коммерчески успешным. Наши правила не являются универсальными и не дают стопроцентных гарантий успеха, зато точно помогут осознать базовые вещи.

Поймите, что вы хотите делать, для кого и зачем

Первое, с чем нужно определиться, если вы решили вступить на путь дизайнера одежды, - это концепция будущего бренда, его айдентика и то, чем он будет отличаться от тысяч уже существующих аналогов. «Концепция отшить хоть что-то и просто так - в корне неверная, - уверен основатель Items Денис Ерхов. - Прежде чем отшивать коллекцию и снимать лукбук нужно ответить самому себе на важные вопросы. Для кого ты это делаешь? Где ты сможешь это продавать? Кто твой целевой покупатель и вообще существует ли он? На самом деле подготовка к запуску - самый сложный и важный процесс. На основе полученных ответов уже можно создавать продукт и снимать лукбук. Стратегия должна быть продумана на самых первых этапах».

«Большинство наших девочек и мальчиков делают коллекции просто из желания самовыразиться, - говорит создательница и дизайнер бренда I AM Studio Даша Самкович. - Но если вы решили делать одежду, которую будут носить, нужно, чтобы коллекция была понятна не только вам, но и людям со своим видением моды. Определитесь со своими целями: для вас собственный бренд - это просто инструмент творческой самореализации, в который смогут вкладываться сторонние инвесторы, или же полноценный бизнес-проект? Если вы решили делать коммерческий продукт, то есть одежду для людей, важно понять, кто ваша целевая аудитория, её возраст, социальный статус, финансовое положение - это будут ваши отправные точки».

Соберите команду и найдите производство

Если вы серьёзно планируете заниматься развитием собственного бренда, а не просто продавать через Instagram отшитые на коленке платья, без квалифицированного персонала - никуда. Прежде всего вам нужно будет найти людей, которые смогут вашу коллекцию отшить: закройщиков, швей. Можно податься на уже существующие производства, которые сотрудничают с начинающими дизайнерами, но в этом случае отдачи со стороны команды ждать не придётся.

«Первые коллекции я отшивала на сторонних производствах: если сотрудничать с ними два раза в год на протяжении пары месяцев, пока готовится сезонная коллекция, такой формат зачастую выгоднее, - делится своим опытом дизайнер Женя Ким. - Со временем я стала набирать собственную команду: на тех же производствах искала наиболее компетентных людей и переманивала их к себе. В такой схеме работы много плюсов: ты сотрудничаешь с людьми, которые максимально вовлечены в процесс, и в их интересах сделать всё качественно. С другой стороны, это может быть затратно, если у вас нет постоянных клиентов или магазинов, для которых вам нужно отшивать вещи».

«Если у вас есть цель выпускать большие тиражи одежды, необходим так называемый экспериментальный цех: конструктор, портная и менеджер по размещению заказов - это тот минимум, с которого можно начинать, - рассказывает Даша Самкович. - Более простой путь - обратиться в одну из компаний, которые предлагают разработку коллекции с нуля: ты приносишь им эскизы, ткань, они делают конструкцию, приезжаешь на примерки, утверждаешь, получаешь готовый продукт. Иногда такие компании даже помогают с размещением тиражей - сейчас начинающему дизайнеру гораздо проще запустить собственное дело, чем даже лет пять назад».

«Важно понимать, индустрия моды - командная игра, и здесь жизненно важны члены команды, профессиональное окружение и поддержка прекрасных болельщиц, - говорит дизайнер Людмила Норсоян. - И команду, и партнёров, и покупательниц - всех нужно заботливо и внимательно растить годами, самому не застревая на месте. Эмоция, отношение, верность, надёжность - страшный дефицит в мире моды, а именно способность к этим эмфатическим качествам и даёт возможность выстраивать вокруг себя верных соратников».


Снимите хороший лукбук

У вас есть готовая коллекция, ваш потенциальный хит, следующий шаг - снять презентабельный лукбук, который вы сможете рассылать по печатным или онлайн-изданиям и показывать байерам магазинов. Не все уделяют подготовке лукбука должное внимание, а зря - это не просто имиджевые картинки, но инструмент пиара: чем красивее будут изображения, тем больше вероятность того, что их захотят опубликовать. При этом нельзя забывать, что лукбук - не равно кампейну, то есть фотографии должны представлять одежду в максимально выигрышном виде, а не просто быть творческой отдушиной дизайнера и его команды.

«Важно помнить, что качественный лукбук - это понятный лукбук, - говорит основательница агентства Picls Света Мюллер. - Если говорить о доступности картинок, то, очевидно, байеры и покупатели должны в первую очередь видеть одежду, все её детали и текстуру ткани - мы должны дать максимальную информацию о вещи человеку, который пока не держит её в руках и не имеет возможности её примерить. Качественный лукбук - это по сути тот же самый хороший каталог, просто с более интересной концепцией съёмки и, как правило, ограниченным количеством фото. Всё, что нужно: технически талантливый фотограф, который умеет работать со светом, и талантливый стилист, который не заведёт ваш лукбук в дебри креатива на съёмке».

На вопрос, стоит ли экономить на лукбуке, ответ будет скорее отрицательным: в конце концов, это вложение, которое поможет окупить затраты и вывести бренд на высокий уровень. «Основная ошибка молодых брендов - снимать с друзьями, - говорит Мюллер. - Окей, возможно, это работает, если вы сами из индустрии, а ваши друзья - из Condé Nast. Но вообще тут без вариантов. Просто поверьте, потому что многие клиенты Picls пришли к нам как раз после такого опыта с разбитым сердцем и надеждой на нормальную съёмку. Вы можете экономить на чём угодно - снимать у себя дома и с естественным светом. Позвать друга, у которого вроде как есть камера, ведь он так много путешествует. Пригласить побыть моделью подругу, которая сама сделает макияж (как ей кажется) и укладку. Вы весело проведёте время и спрячете свой лукбук глубоко в стол. Ведь профессионалы индустрии не просто так этим занимаются - они умеют это делать лучше всех, не дадут рассыпаться вашей концепции и сделать всё на коленке. Можно долго рассуждать о таких съёмках, но я советую вам просто не тратить своё время».


Начните продавать вещи

Во-первых, нелишним будет сказать, что в тотальную диджитал-эпоху все отработанные схемы раскручивания собственного имени и продажи одежды перестают быть абсолютно категоричными. По сути, вы можете вообще не ставить задачей выйти на уже существующие ретейл-площадки, а просто создать отдельный Instagram-аккаунт, который и будет одновременно вашим пиар-инструментом и онлайн-магазином.

Впрочем, и пресловутый SММ не является императивом для молодого бренда. Многие молодые дизайнеры, уже заработавшие себе имя, по-прежнему тратят много усилий и времени на то, чтобы продавать себя в крупных мультибрендах и концепт-сторах. «Мы только сейчас будем запускать собственный онлайн-магазин, - говорит Женя Ким. - Во-первых, раньше я не чувствовала в нём необходимости, а во-вторых, в скором времени я планирую делать регулярные коллаборации с художниками и другими молодыми творческими ребятами и хочу продавать эти коллекции через свой сайт. С самого начала у меня была цель выходить на самых крутых ретейлеров, я никогда не хотела продавать свои коллекции через Instagram, мне это кажется непрезентабельным».

«Единой стратегии в поиске правильного ретейлера нет - это сильно зависит от продукта. Некоторым маркам и вовсе можно порекомендовать начать продажи через собственный магазин и исключить оптовые продажи, - советует Денис Ерхов. - Если же есть понимание, что товар нужно продавать через ретейлеров, то эффективнее начинать сотрудничество с более имиджевых проектов и постепенно расширять дистрибуцию через более мелкие и простые. Если вы видите перспективу в крупных проектах, то ищите контакты байеров, в более мелких проектах часто один и тот же человек является и владельцем, и директором, и байером. Ищите личные контакты, если не получается - идите в магазин и показывайте готовые вещи. О встрече лучше договориться заранее, написав на почту. Если вам не ответили, не переживайте, возможно, письмо затерялось и стоит отправить напоминалку. „Не пустили в дверь, залезьте в окно“ - свяжитесь с другим человеком, но слишком агрессивно продавать тоже не стоит - этого никто не любит!»

При желании можно попасть на любую площадку - всё зависит от того, насколько интересный и потенциально коммерчески успешный проект вы готовы предложить. Как рассказывает бывший глава PR-отдела универмага «Цветной», в котором представлено немало русских брендов от ZDDZ до Sorry, I’m Not, Паша Бобров, «команда универмага всегда внимательно отсматривает все новые коллекции, обращая внимание на качество и актуальность. Ассортимент универмага часто пополняется вещами российских брендов, как тех, чьи имена уже на слуху, так и молодых. Многие новые российские бренды выходят на универмаг сами, присылают на рассмотрение лукбуки и сэмплы».

Ввязавшись в сотрудничество со сторонними магазинами, будьте готовы к тому, что придётся мириться с не всегда выгодными для вас условиями: с молодыми дизайнерами и небольшими брендами у ретейлеров, как правило, разговор особый. «Чем круче магазин, тем хуже условия, но присутствие в топовых магазинах для любой марки крайне важно, - рассказывает Денис Ерхов. - Если говорить о зарубежном рынке, то в основном магазины выкупают вещи, поэтому многие дизайнеры мечтают о зарубежном рынке. В России же такие случаи - редкость, но опять же всё зависит от продукта. Чем круче продукт, тем больше шансов продавить свои условия, особенно в случаях, когда магазин сам выходит на бренд».

Подавляющее большинство магазинов в России работает с молодыми марками на условиях реализации - это значит, что дизайнер отдаёт свои вещи без залога, и магазин рассчитывается с ним по факту продажи вещей, обычно в конце каждого месяца. Многим такой вариант сотрудничества кажется не самым благодатным: если по какой-то причине магазин не смог продать коллекцию до окончания сезона, дизайнер просто получает её обратно на руки.

«На самом деле реализация часто оказывается более выгодной историей для обеих сторон, - считает Денис. - Во-первых, марк-ап (наценка на себестоимость. - Прим. ред.) при взаимоотношениях, основанных на реализации, всегда выше, чем при выкупе, то есть бренд больше получает денег. Во-вторых, в случае хороших продаж почти всегда есть возможность подсортировать товар, то есть добавить то, что уже было продано, или дополнительные модели. На реализации, как правило, заказы больше и шире. В случае выкупа магазины редко подсортировывают, и даже если всё продадут, то будут ждать следующего сезона, поэтому теоретически на условиях реализации можно продавать сильно больше, если есть возможность. Важно, прежде чем соглашаться на сотрудничество с тем или иным магазином, ознакомиться с договором, поспрашивать у других дизайнеров, уже сотрудничавших с этим проектом, так как, к сожалению, на рынке очень много недобросовестных магазинов, которые зачастую не выплачивают дизайнерам причитающееся за проданный товар».

Фотографии: J.Kim, KM20, I am Studio, More, Braventru