Социальный проект по профориентации. Проект по профориентации учащихся «Профессии, которые мы выбираем

Социальный проект: «Твой «Компас» в мире профессий или создание кабинета профориентации» на базе МОУ «СОШ» 2 Сроки реализации гг Социальный проект: «Твой «Компас» в мире профессий или создание кабинета профориентации» на базе МОУ «СОШ» 2 Сроки реализации гг




По данным Госкомстата Российской Федерации на долю работников в возрасте от 16 до 29 лет в настоящее время приходится более одной трети общей численности трудоспособных, а удельный вес молодежи среди безработных колеблется по регионам страны в среднем от 25 до 40 %.


Безработица летних формируется в значительной мере за счет впервые вступающих в трудовую жизнь, то есть среди молодежи в возрасте от 20 до 24 лет. Среди летних высокую долю составляет ранее работавшая молодежь.


Как показывает практика, структура выпуска специалистов не соответствует структуре спроса на них, не всем молодым специалистам удается трудоустроиться по профилю, что в итоге ведет к дестабилизации социальной ситуации в регионе. Ведь отсутствие работы и постоянного дохода означает если не крах личной жизни, то существенное ее осложнение. Неясность профессиональных перспектив усугубляется сожалениями о напрасно потраченном времени, силах и средствах на приобретение оказавшейся ненужной профессии.







Цель проекта: Формирование устойчивых смысловых, жизненных ориентаций в выборе будущей профессии у старшеклассников, адекватных тенденциям времени и востребованности, путем комплексного исследования и мониторинга проблемы трудозанятости и создания пришкольных кабинетов психолого- педагогической помощи в профессиональной ориентации школьников.


Задачи проекта. Организационно-исследовательские. Изучить количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов города Мегиона. Исследовать проблему занятости и использования трудовых ресурсов изучаемой территории. Проработать материал, полученный из городского центра занятости населения. Исследовать спектр, предоставляемых образовательных услуг и специальностей профессиональных средних и высших УЗ г. Мегиона с учетом их востребованности. Провести соц. опрос старших классов школы на тему: «Ваша будущая профессия». Сформировать рейтинг фактически востребованных специальностей на рынке труда с данными о перспективном выборе профессии будущих абитуриентов.


Задачи проекта. Практические. Создание школьного кабинета по оказанию помощи старшеклассникам в выборе будущей профессии. Взаимодействие с социальными службами города. Сбор информации из центра занятости, высших и средне специальных учебных заведений. Психологическая помощь учащимся и родителям. Проведение тестирования и обработка результатов. Организация однодневной практики по выбранной профессии. Организация и метод разработка тематических мероприятий с целью формирования социально адаптивных навыков в экономико-правовой сфере жизнедеятельности.




Задачи профориентационного кабинета: Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность. Оказание индивидуальной консультационной помощи учащимся в выборе профессии, помогать определять стратегию действий по освоению запасного варианта Активизация внутренних психологических ресурсов учащихся и организация практической деятельности для их развития, и способностей учащихся к труду.






Ожидаемые результаты Путем создания данного кабинета, мы планируем, на основе взаимодействия с социальными службами города и сбора информации из центра занятости, высших и средне специальных учебных заведений помогать молодым людям определиться на современном рынке труда. Через психологическую помощь учащимся и родителям выявлять склонности к тем или иным профессиям. Формирование социально адаптивных навыков в экономико-правовой сфере жизнедеятельности путем организации однодневной практики по выбранной профессии. За счет всего выше перечисленного молодые люди смогут выбрать востребованную профессию, и таким образом не попадут в ряды безработных.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Проект по профориентации учащихся

« Профессии, которые мы выбираем »

Руководители проекта:

Зам. директора по УМР Проскурякова С.В.

Преподаватель специальных дисциплин Пахомова И.А.

г. Лабинск 2016г.

Введение

Необходимость формирования у девятиклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности очевидна. Учащиеся выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20-30 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 %- по совету родителей, 9% - под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью ссуза или вуза к дому. И только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание труда. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности, и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Поэтому, необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры.

Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.

В психологическом плане самоопределившаяся личность - это субъект, осознавший:

    что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),

    что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),

    что он может (возможности и способности),

    что от него хочет общество, и что он ждет от общества.

Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан проект «Профессии, которые мы выбираем», который предлагается учащимся 9 –х классов попробовать себя в профессии Повар

Цели проекта:

    формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора;

    показать обучающимся значимость и необходимость рабочих профессий;

    привлечь внимание школьников к развитию и совершенствованию экономики и социальной сферы через профессиональное самоопределения молодежи с учётом региональной специфики и в соответствии с государственной политикой в области образования.

Задачи:

    осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;

    ознакомление с основными принципами выбора профессии;

    знакомство с особенностями современного рынком труда;

    составление индивидуального образовательного плана или программы

    саморазвития в соответствии с диагностическими данными.

Организация занятий «Профессии, которые мы выбираем» опирается на использование следующих важных принципов :

    свободного выражения своего мнения;

    взаимоуважения;

    доверительности;

    обратной связи;

    безоценочности.

Особенности организации:

Место проведения занятий: ГБПОУ КК ЛСТТ

Продолжительность проекта: учебный год

Методы:

    лекционный метод передачи знаний;

    психодиагностические методы исследования личности;

    методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.

    обучение по программе профессионального обучения по профессии

16675 Повар.

Для того чтобы правильно выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях:

    информация о мире профессий в целом, основных принципах выбора;

    информация о профессии 16675 Повар.

Учащиеся должны знать:

    значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;

    правила выбора профессии;

    понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

    понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

    осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Учащиеся должны уметь:

    соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

    составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;

    использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;

    анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;

    классифицировать профессии, разделять понятия, относящиеся к профориентологической науке (“профессия”, “специальность” и др.);

    пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Предполагаемые конечные результаты, порядок их контроля и оценки, перспективы развития проекта, долгосрочный эффект.

В результате реализации авторского проекта, направленного на социально-экономическое развитие региона, предполагается достижение результатов, направленных на формирование активной жизненной позиции обучающихся, повышение их гражданского самосознания, развитие личности молодого человека, его духовно – нравственное становление и подготовку к жизненному и профессиональному самоопределению.

Работа по профориентации обучающихся будет продолжена в 2017 – 2020 учебных годах с ежегодным промежуточным мониторингом полученных результатов. Оценка ожидаемых результатов и долгосрочный эффект от реализации проекта предполагает качественное развитие кадрового потенциала Краснодарского края через подготовку специалистов для работы в организациях и учреждениях из числа местных жителей.

Заключение

Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.

Список литературы.

    Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. – М. :Просвещение, 1990. - 653с.

    Потемкина, О.Ф., Тесты для подростков / О.Ф. Потемкина, Е.В. Потемкина Е.В. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 320 с.: ил.

    Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184 с.

    Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор": [Сборник] /Н. В. Афанасьева, Н. В. Малухина, М. Г. Пашнина; [Афанасьева Н. В., Малузина Н. В., Пашнина М. Г.]; под ред. Н. В. Афанасьевой. – СПб: Речь, 2007. – 365 с.

    Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н.С.Пряжников – М.: ВАКО, 2005.- 288 с

    http://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fszn.permkrai.ru%2F%3Fo%3D563%26id%3D2241%26m%3

КГК СК ОУ «Общеобразовательная школа-интернат VIII вида№9»

р. п. Переяславка, Хабаровского края

Социальный проект

«Твой профессиональный выбор».

Подготовила:

воспитатель I квалификационной категории,

Савочка Валентина Александровна

2014 г.

Методический паспорт проекта «Твой профессиональный выбор».

Должность : воспитатель

Тип проекта - исследовательско-творческий.

Участники проекта: воспитанники 8-х классов ; педагоги школы – воспитатель, психолог, социальный педагог.

Вид проекта - краткосрочный.

Тема проекта: «Твой профессиональный выбор».

Технология организации учебно-исследовательской деятельности в процессе психологического сопровождения предпрофильной подготовки позволяет включение обучающихся в систему совместной практико-ориентированной деятельности: проектной, исследовательской.

Актуальность. Модернизация образования поставила перед современной школой задачу – воспитать грамотного, творчески мыслящего школьника.

Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.

Выпускники коррекционной школы оказываются перед необходимостью выбора дальнейшего направления собственной деятельности. Ребятам впервые в жизни предстоит совершить столь серьезный шаг, от которого будет зависеть их дальнейшая судьба, их путь к успеху.

Цель проекта: Воспитанникам предоставятся условия для формирования осознанного выбора профессии.

Задачи:

    Развитие профессиональных интересов, склонностей, способности к планированию учебной и профессиональной карьеры, качеств, важных для профессионального самоопределения.

    Обучение основам выбора профессий.

    Осуществление самостоятельного, осознанного и ответственного выбора в отношении своего образовательного и профессионального продвижения в условиях изменяющего общества и рынка труда.

    Проектирование своего образовательного и профессионального (карьерного) маршрута.

Описание проекта.

Проектная деятельность учащихся при изучении материала «Твой профессиональный выбор». Проект исследовательский, открытой координации и предназначен для учащихся 8-х классов. Работа в данном проекте позволяет обучающимся сориентироваться в современном мире профессий, сформировать психологическую готовность учащихся к выбору профессии на основе знаний о своём профессиональном и личностном потенциале.

Продукт проекта.

Результаты самостоятельной познавательной работы воспитанников оформляются воспитанниками в виде презентации по избранной профессии.

Обеспечение - материально-техническое, учебно-методическое, информационное:

оборудование изобразительной деятельности (бумага, карандаши, фломастеры, простые карандаши); словари; газеты «Презент», «Из рук в руки»; интернет - ресурсы , компьютеры.

Межпредметные и метапредметные связи: обществознание, история, чтение, информатика и ИКТ, психология, профориентация и самоопределение.

План реализации проекта.

Проект относится к внеурочной деятельности и состоит из следующих этапов:

Название этапа

Сроки реализации

1. Подготовительный этап. Погружение в проект.

    выделение предполагаемых направлений работ;

    предварительное ознакомление с вводными установками на проектный день;

    Опросник «Лист выбора профессии» - педагог Савочка В.А.;

    Тестирование на «Профпригодность» - педагог Савочка В.А.;

    Методика «Профиль» («Карта интересов» А.Е. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной) - педагог-психолог школы;

    Анкета «Мир профессий» (

    Дифференцированно-диагностический опросник (

    разработка критериев для составления профессиограмм;

    начало работы по сбору информации о рабочих профессиях для презентаций.

Подготовка рисунков по теме «Мир профессий»

За 2 недели до проектного дня

2. Основной этап. Реализация идеи.

    продолжение работы по сбору информации о рабочих профессиях;

    виртуальная экскурсия по профессиональным училищам г. Хабаровска и Комсомольска-на Амуре;

    экскурсия в Центр занятости района имени Лазо;

    систематизация и анализ полученных данных;

    обсуждение способов оформления конечных результатов;

    подведение итогов, оформление результатов.

За неделю до проектного дня

3. Заключительный этап

    презентация проекта в ходе деловой игры «Твой профессиональный выбор»;

    представление результатов выполненного проекта в виде материального продукта (рисунки, презентации воспитанников о профессиях);

    рефлексия.

В день проекта

В результате анализа полученной информации обучающиеся смогут самоопределиться с выбором профессии, оценить будущие перспективы выбранной профессии.

Методическая разработка итогового занятия по реализации проекта

Дата проведения: 3 февраля 2014 г.

Тема мероприятия : «Твой профессиональный выбор» Слайд № 1 Форма мероприятия: Деловая игра
Цель: Воспитанники получат возможность расширить представление о мире профессий, способах трудоустройства.
Задачи:

1.Образовательная: познакомить воспитанников с доступными для них способами поиска работы.

2. Коррекционная - развивающая: коррекция дефекта волевого качества – безынициативности на основе развития познавательной активности; развивать навыки абстрактного мышления на основе элементов деловой игры.

3. Воспитательная: воспитывать толерантность, доверие друг к другу, умение высказывать свое мнение, соблюдая нормы современного этикета.

Используемые технологии:

    проектного обучения

    игровые;

    информационно-коммуникационная;

    «создание ситуации успеха»;

    ситуативные;

    здоровьесберегающие.

Методы:

Словесные – опрос, объяснение, рассказ; практические – поручение, упражнение; наглядные – показ слайдов.

Место проведения: учебный класс

Время проведения: 45 минут

Оборудование и материалы: компьютер с мультимедиа проектором, презентации; бланки резюме, ручки, карточки с заданием, газеты с объявлениями о работе, мячик, выставка книг о профессиях.
Предварительная подготовка: учащимся было предложено разделиться на группы (штукатуры-маляры, повара, каменщики, токари), найти информацию по выбранной специальности, подготовить презентации; познакомились с профессиональными учреждениями, обучающими выпускников школ-интернатов; посетили Центр занятости населения района Лазо; оформили выставку рисунков «Мир профессий».

Занятие№1

Ход занятия:

I . Организационная часть:

Сообщение темы и цели занятия, мотивация учебной деятельности.

(При работе с кроссвордом осуществляется фронтальная работа с коллективом детей, в ходе которой воспитанники вспоминают различные профессии.)

    С помощью кроссворда определите, и назовите главное слово нашего занятия.

По вертикали: 1. ? Слайды № 2-11

По горизонтали: 1. Вставьте пропущенное слово в русскую пословицу «….. и нюхая наестся»

Повар - человек, профессией которого является приготовление пищи; в настоящее время, как правило, на предприятиях общественного питания.

По горизонтали: 2. Загадка:

Нам даёт товар и чек

Не философ, не мудрец

И не суперчеловек,

А обычный...

Продавец - лицо, выступающее посредником между производителем товара и покупателем. В самых общих чертах задача продавца состоит в том, чтобы предоставить покупателю необходимый ему товар, и получить за этот товар деньги.
По горизонтали: 3. Загадка:

Кто приносит нам газеты,

И от бабушки приветы?

Почтальон: Пока не придумали электронной почты, огромную роль играли люди, доставляющие письма. Итак, речь идёт о почтальоне - человеке, разносящем корреспонденцию и газеты. Этот человек приносит хорошие и плохие вести в конвертах.
По горизонтали: 4. Токарь детали обтачивает, а ………. – вытачивает.
Фрезеровщик - специалист по работам на фрезерном станке. На сегодняшний день, профессия фрезеровщика востребована, во всех метало - и деревообрабатывающих отраслях во всём мире. Огромный спрос на специалистов в этой области имеет Россия и Китай.

По горизонтали: 5. Разводит пчёл……..

Пчеловод - специалист по разведению пчел, их содержанию и получению продуктов пчеловодства.

По горизонтали: 6. Кто не может обойтись без следующих предметов: молоток, гвозди, рубанок.

Столяр - актуальная профессия в настоящее время приобретает новые сферы влияния. В основном столяр - это работник строительных или ремонтно-строительных организаций, предоставляющий всевозможные услуги по обработке дерева.

По горизонтали: 7. Он природу охраняет,

Браконьеров прогоняет,

А зимою у кормушек

В гости ждёт лесных зверюшек.

Лесник

Краткое описание: Наш народ, как и многие другие, многим обязан лесу. Это щедрый подарок природы для нас и его необходимо сберечь. Так вот охрана леса от злоумышленников и пожаров - это основная обязанность лесника. Работают эти люди в лесном хозяйстве, или, как ещё говорят, в лесничестве. Казалось бы, лесник круглый год на вылазке, но на самом деле такая работа тоже подразумевает под собой определённые трудности и даже опасности.
По горизонтали: 8. О ком поется в песне: «Первым делом, первым делом – самолеты, ну а девушка, а девушки – потом»?

Пилот

По горизонтали: 9. Представителю, какой профессии советуют: «Семь раз отмерь, а один раз отрежь»?

Швея Слайд № 12

Назовите главное слово.

Слово педагога.

Разговор у нас с вами пойдет о профессиях. После 9-ого класса вам предстоит выбрать ту профессию, по которой вы продолжите своё дальнейшее обучение.

Именно об этом мы сегодня и поговорим. Тема нашей деловой игры: «Твой профессиональный выбор». Выбор профессии – один из важнейших шагов в ваше будущее. Многие из вас уже определились в ходе реализации проекта, кем быть и куда поступить. Но, наверняка, некоторых еще не ответили самому себе, а хочу ли я им стать.

Выбрав правильно профессию, то есть профессию по душе, мы обретаем счастье. Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье – это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой».

Так вот чтобы потом многие годы каждое утро вам хотелось идти на работу, уже сейчас нужно … (продолжите фразу).

Ответы детей (задуматься о будущем, решить, кем стать, выбрать работу по душе, найти своё место в жизни).

Эти слова «реши, кем стать» вы слышали не раз и от педагогов, и от родителей. Но все же в глубине души вы понимаете, что скоро подойдет то время, когда с этим вопросом вы столкнетесь с глазу на глаз.
II . Основная часть

1. Работа с толковым словарём .

Что такое профессия, специальность, квалификация? Слайд № 13

    Профессия - это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющейся обычно источником существования.

    Специальность - вид занятия в рамках одной профессии (например, специальность врача - хирург, терапевт и так далее).

    Квалификация - уровень подготовленности, степень годности к какому-нибудь виду труда.

    Должность - это положение, которое вы занимаете на работе, ваши служебные обязанности.

В современном обществе под профессией понимают такое занятие человека, которое:

    требует специальной подготовки, обучения;

    практикуется человеком регулярно;

    служит источником средств к существованию.

Современный рабочий должен обладать знаниями в разных областях, в том числе и умением работы на компьютере. Управлять сложными современными машинами, работать у станков и без знаний профессии это невозможно. В современном мире особенно востребованы люди рабочих профессий.

    Скажите, пожалуйста, а какие рабочие профессии вы знаете? (столяр, портной, штукатур, маляр, повар, каменщик, дворник)

    А кто знает, где можно получить рабочую профессию?

Правильно, профессию можно получить в профессиональных училищах, колледжах.

В этих учебных заведениях готовят специалистов многих рабочих профессий. Профтехучилища нашей страны готовят специалистов более чем тысячи профессий. В профессиональном училище, колледже вы получите знания по избранной профессии, а по окончании получите документ – свидетельство.

Итак, рабочую профессию вы можете получить в профессиональных колледжах и техникумах, где открыты коррекционные группы. Куда принимают ребят из нашей школы. Посмотрите на слайд, как много учебных заведений, которые могут принять вас. Слайд № 14

15 января мы с вами совершили виртуальную экскурсию по ПУ Хабаровского края. Слайд № 15

Ученица.

Приходи сюда учиться

Ученик и ученица,

Много здесь профессий разных,

Выбрать что, не знаешь сразу.

В жизни каждая сгодится,

Стоит только научиться.

2) Конкурс профессиограмм.
Наш класс заранее был разбит на группы, на столах таблицы с названиями групп, то есть выбранные вами профессии: токарь, каменщик, штукатур – маляр и повар. И задача каждой группы сегодня – защитить выбранную вами профессию, доказать что ваша профессия самая, самая, самая.
Каждая группа получила задание: составить профессиограмму по следующему плану:
1. Краткое описание
2. История
3. Значимость профессии
4. Уникальность
5. Риски
6. Где получить данную профессию.
Каждая группа защищает презентацию.

III . Итоги занятия. Рефлексия.

Ребята! Давайте перечислим профессии, с которые мы с вами познакомились в ходе реализации проекта (воспитанники перечисляют).

- Где обучают этим профессиям?

-Где можно работать?

-Какую специальность вы можете приобрести (столяра) , а переквалифицироваться?

(например: токарь-сварщик, фрезеровщик и т.д.)

Занятие №2

Ход занятия:

I . Организационная часть:

1) Конкурс «Угадай пословицу» (закончить конец пословицы): Слайд № 16

Ребята прочитайте пословицы.

    Терпенье и труд….(все перетрут.)

    Без труда не вытащишь….(и рыбку из пруда)

    Землю солнце красит,…(а человека труд)

    Труд человека кормит, …(а лень портит)

-Скажите, о чем они?

Это пословицы о труде.

Пословицы о работе.

    Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии?

Я думаю, что мы будем говорить о труде, о работе.

Мне кажется, мы будем говорить о работе, о труде.

II . Основная часть

    После окончания ПТУ, что планируете делать? (работать)

    Но прежде всего нужно трудоустроиться.

    Из скольких слов состоит это слово? - труд и устройство. Слайд № 17

    Подберите синонимы к слову труд.

ТРУД – работа, занятие, дело.

    А что такое устроить?

Устроить

Трудоустройство

Вакансия

Какой в вашем представлении должна быть работа, чтобы её можно было назвать хорошей?

Слайд № 18

Хорошая работа

Достойно оплачиваемая

Комфортные условия

труда и режим работы

Труда и режим работы

Дружный производственный

коллектив


Современные инструменты,

оборудование


Социальные гарантии

(соц. пакет)

2) Упражнение «Легальная и нелегальная работа» Слайд № 19

Материал: несколько наборов карточек по числу мини-групп.

Рассказ о наличии на рынке труда легальной и нелегальной работы (социальный педагог).

Задача: разложить карточки в соответствии с плюсами и минусами легальной и нелегальной работы.

Вопросы для обсуждения:

    Почему так решили?

    Что вы предпочли при устройстве на работу?

Русская пословица гласит “Всяк кузнец своего счастья”. Как вы понимаете? (ответы учеников) Каждый делает свое счастье. Счастье - это когда свой хлеб человек добывает любимым делом (профессией).

3) Упражнение «Мяч плюс профессия, или кто назовёт больше профессий?»

Все встают в круг. Участники, бросая мяч, друг другу, называют профессию. Побеждает тот, кто назовёт большее количество профессий.

Примечание. Нельзя дважды подряд бросать мяч одному и тому же игроку, повторять уже названную профессию и держать мяч более трёх секунд.

Вопрос: «В чём были затруднения?» [Скажите, куда надо обращаться, если у тебя нет работы?]

Можно обратиться в Центр занятости.

Можно искать работу по объявлениям в газете.

Можно посетить Интернет.

Посоветоваться с родителями, друзьями. С лайд № 20

-Что такое центр занятости или биржа труда? Слайд № 21

Это государственное учреждение, занимающееся трудоустройством безработных, помогающее обучиться новой профессии (переквалифицироваться) и выплачивающее денежное пособие безработному.

23-24 января мы с вами посетили Центр занятости населения района Лазо и узнали о порядке постановки на учёт и оформлении необходимых документов. Слайд № 22

Работа с толковым словарём.

    Вакансия должность, место.

    Хорошо, правильно, способов найти работу много. Мы проведем деловую игру «Я ищу работу».

    Как будем искать работу? У нас есть различная информация.

Дайте мне, пожалуйста, газету «Работа».

Я хочу найти работу в базе данных о вакансиях.

Я прочитаю объявления, можно мне газету.

Я обращаюсь в интернет.

Я посоветуюсь с родственниками (по телефону)

4) Упражнение. Найти объявление в газете для трудоустройства (определить время выполнения, раздать газеты, объявления, и т.д.) Слайд № 23

-Какую работу вы выбрали?

Я выбрал (а) работу...

- Молодцы все выбрали работу. Скажите, а как вы выбирали работу?

Меня заинтересовала высокая заработная плата.

Я выбрала по месту жительства.

Я выбрал (а) работу..., потому что я люблю... .

Я выбрал (а) эту работу... потому что мне нравится работа на компьютере.

Я люблю рисовать и хочу работать художником оформителем.

    Молодцы, все выбрали работу по своим интересам. Маша по..., Сергей по...

    Давайте сделаем вывод. Как же нужно выбирать работу?

Работу надо выбирать, учитывая способности, склонности и интерес.

Важным моментом при поиске работы является резюме - краткая форма изложения основных личных и профессиональных данных соискателя. (Работа со словарём - понятие «резюме»)

Этот вид самопрезентации уже достаточно прочно закрепился на российском рынке труда.
При составлении резюме необходимо помнить, что от того, как Вы представите в нем свой профессиональный опыт, во многом зависит Ваш успех в поиске работы. Резюме - тот документ, из которого работодатель получает первую информацию о претенденте на вакансию и составляет свое мнение о нем.

Ваша цель – добиться, чтобы работодатель захотел с встретиться с Вами лично.

Какие данные обязательно нужны для составления резюме? Слайд № 24

    Фамилия, Имя и Отчество.

    Цель.

Кратко, но совершенно конкретно опишите, на получение какой должности Вы претендуете.

    Контактные координаты.

Укажите Ваши почтовый адрес, номера телефонов со временем связи (например, с 10.00 до 19.00 по будням), e-mail, факс. Помните: работодатель может прочесть Ваше резюме в любой удобный для него момент. Он должен иметь возможность протянуть руку к телефону или набрать Ваш адрес на клавиатуре - и связаться с Вами. Если он отложит сеанс связи, завтра его могут заинтересовать другие кандидаты на должность.

    Образование.

Перечислите школы, курсы, техникумы, которые Вы окончили или в которых учитесь.

    Трудовой опыт.

Это основная часть в бланке резюме .

    Навыки работы.

В этом разделе резюме следует указать Ваши возможности, которые могут быть полезными на предполагаемом месте работы, хотя они не относятся к непосредственным служебным обязанностям. Здесь можно упомянуть наличие водительских прав, владение навыками работы на компьютере.

    Дополнительная информация.

5) Упражнение «Учимся составлять резюме» Слайд № 25

Материал: шаблоны резюме.

Необходимо заполнить резюме (представление о своих профессиональных качествах при приеме на работу работодателю).

Вопросы для обсуждения:

    Для чего нужно резюме?

    Как составить хорошее резюме?

К резюме можно приложить копии документов, подтверждающих вашу личность и наличие профессии. Даже если не требуется резюме, эти документы необходимо предъявить работодателю для дальнейшего трудоустройства.

Какие документы нужны для трудоустройства? Слайд № 26

1. Документ об образовании

2. Паспорт

3. ИНН

4. Страховое пенсионное свидетельство

5. Фотографии

6. Резюме

7. Заявление о приеме на работу

8. Характеристика

9. Медицинская книжка

10. Трудовая книжка Слайд № 27

III . Итоги занятия. Рефлексия.

Вопрос: «Каким будет моё будущее?» задаёт себе каждый человек, и выбор профессии сейчас является одним из важнейших элементов ступеньки в будущее. Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод проб и ошибок: человек ищет вслепую, пробуя себя в разных профессиях. Пока не поймет что его. Но это самый трудный и долгий путь, ведь в жизни есть и другие радости. А возможен и второй: надо изучить, прежде всего, себя, всё то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти и внимания, особенности нервной системы. Узнать о профессиях сейчас, об их особенностях – это начало пути к успеху, к благополучию в будущем.

Ребята! Давайте перечислим профессии, с которые мы с вами познакомились (воспитанники перечисляют).

- Где обучают этим профессиям?

-Где можно работать?

- Зачем человек трудиться? - (ответы детей). Потребность, деньги, интерес, времяпровождение…

- Какая организация поможет вам с трудоустройством?
Снова вернемся к теме нашего мероприятия. По заголовку его, определите . Какова наша главная цель была на нём?
- (ответы детей). Расширить знания о рабочих профессиях, способах трудоустройства, определиться с выбором профессии на сегодня.

    Заключительный момент.
    Закончить нашу игру мне бы хотелось следующим стихотворением.
    Тысячи тропок готовит судьба,
    Сотни загадок в запасе хранит.
    Какой она будет – тропинка твоя,
    Это тебе доказать предстоит.
    Будешь ли ты водить корабли,
    Или секреты веков узнавать,
    Построишь ли мост от Луны до Земли,
    Может, ты станешь железо ковать.
    Вырастешь клоуном – самым смешным –
    И улыбками мир расцветет.
    Клоуны тоже на свете нужны –
    Не узнаешь, пока не откроется дверь.
    Человеком старайся пройти по тропе,
    Поверь в свои силы, в победу поверь. («Тропинка», Саматовой Л.С.)

Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте, или, что у него золотые руки. Я надеюсь и верю в вас. Уходя из класса мне бы хотелось, чтобы вы поняли, что истинное сокровище для людей – найти себя в труде.

Всем спасибо за участие!

Используемая литература:

1. Карлина Р.П. «Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение» - Волгоград: Учитель, 2012.

2. Родионова С.А., Корепанова Т.А. «Социальная адаптация учащихся. 5-9 классы: программы, планирование, тематическое занятие». – Волгоград: Учитель: И.П. Гринин Л.Е., 2014.

3. Худенко Е.Д. «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей». – М.: АРКТИ, 2008.

Приложение № 1

СЛОВАРЬ

Профессия - это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющейся обычно источником существования.

Специальность - вид занятия в рамках одной профессии (например, специальность врача - хирург, терапевт и так далее).

Квалификация - уровень подготовленности, степень годности к какому-нибудь виду труда.

Должность - это положение, которое вы занимаете на работе, ваши служебные обязанности.

ТРУД – работа, занятие, дело.

Устроить - это значит определить, найти хорошее место работы.

Трудоустройство - это значит, найти хорошее место работы.

Вакансия - наличие незанятого рабочего места, должности, на которую может быть принят новый работник

Вакансия – свободная должность.

Работодатель – человек, который дает работу.

Аттестат зрелости – документ об образовании.

Резюме – анкета, самореклама.

Центр занятости или биржа труда - это государственное учреждение, занимающееся трудоустройством безработных, помогающее обучиться новой профессии (переквалифицироваться) и выплачивающее денежное пособие безработному.

Работу надо выбирать, учитывая способности, склонности и интерес .

Способности - природная склонность к занятиям чем-либо; талант, дарование.

Склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности

Интерес - это особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять. Проявлять интерес к делу.

Приложение № 2

    Ненормированный рабочий день: ты можешь работать и 2 часа в день, или вообще не приходит на работу, главное-в сроки сдать задание.

    Трудовая книжка.

    Трудовой договор, где оговариваются твои права и обязанности, в случае разногласий с руководством о не выполнении пунктов, указанных в договоре, ты имеешь права подать на него в суд. Зарплата+ «ХАЛЯВА».

    Регистрация в пенсионном Фонде. Чем больше стаж работы, тем выше пенсия в старости.

    Нет налогов.

    Социальные льготы (пособия, оплаченный декретный отпуск и т.д.). Например, учителя имеют льготы на оплату за квартиру, свет, воду. Милиционеры, налоговые инспекторы - бесплатный проезд в общественном транспорте и т.д.

    Совмещение нескольких работ (учёб).

    Законный ежегодный отпуск. Нет испытательного срока. (см. также «-«).

    Ежемесячная зарплата.

    Нет ответственности

    Карьерный рост.

    Легкость трудоустройства.

    Оплаченные командировки, курсы переквалификации, больничные.

    Должностные права и обязанности (если ты бухгалтер на предприятии, то тебя не имеют права заставлять делать работу секретаря или слесаря).

    Нормированный рабочий день (если в договоре твой рабочий день составляет 8 часов, то тебя не могут заставить работать 12 часов.)

    Оплаченный испытательный срок.

    Нет трудового стажа и трудовой книжки (нет начислений на будущую пенсию).

    Нет возможности быстрого обогащения.

    Связанность договором.

    Неоплаченные отпуск, командировка, больничный, декрет.

    Ответственность.

    Нет «шарового « заработка.

    Налоги государства. Отсутствие социальных льгот.

    Возможность обмана. Неполучение заработанных денег.

    Испытательный срок.

    «Бумажная волокита « (очень много беготни и заполнения бумаг при устройстве на работу).

    Нет трудового договора.

    Обязательность работы (ты не имеешь права уйти с работы раньше положенного, доже если переделал всю работу – « Сиди и считай мух на окне!!!»).

    Незаконная деятельность.

    Ненормированный рабочий день (ты можешь работать и 12 – 15 часов день, что нарушает условия Трудового Кодекса (закона).

    Не имеешь права уйти с работы, не предупредив за месяц.

    Незаконное увольнение.

    Иногда отсутствие выходных.

    Если есть испытательный срок, то он неоплаченный.

Приложение № 3

РЕЗЮМЕ КАНДИДАТА

ВАКАНСИЯ: _________________________________________________________________________________

ФИО: _________________________________________________________________________________

КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН: _________________________________________________________________________________

Пол: __________

Возраст: __________

Семейное положение: _______________________________

Образование: _______________________________________________________________________________

Опыт работы (подчеркнуть): без опыта / менее года / 1 год / 2 года / 3 года / 4 года / более 5 лет

Гражданство: ______________________

Район проживания: ________________________________

Наличие водительских прав: ________________________

Умею работать с компьютером (да или нет)____________

Трудовой стаж:

ПЕРИОД

ОРГАНИЗАЦИЯ

ДОЛЖНОСТЬ

ЗАРПЛАТА

Какая-либо дополнительная информация, которую Вы бы хотели сообщить о себе:

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Дата: «____» ________________ 20___ года. Подпись: ____________________________ курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 9000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.


Анкетирование класса: Вопросы: Что ты какие профессии востребованы в нашем регионе? Знаешь ли ты кем работают твои родители? Знаешь ли ты какие обязанности у твоих родителей на работе? Хотел бы ты больше узнать о профессиях? Какая профессия тебе больше нравиться?



Что такое профессия? ПРОФЕССИЯ - (от латинского professio), род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования человека. К концу xx века число профессий достигло тысяч.


Влияние черт личности на выбор профессии. Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками будущей профессии. Профессия должна быть интересна. Выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, и где ты добьешься наибольшего успеха. А для этого точно определи свои лучшие качества и интересы.


Психологические типы профессий. Мы выяснили, что есть психологические типы профессий: Человек- природа- это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями. Человек техника - ведущий предмет труда- технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.


Психологические типы профессий. Человек человек - для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства. Человек знаковые системы, главный ведущий предмет труда условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.


Вакансии города: - грузчик – 342 раб. места; - уборщик, дворник – 397 раб. мест; - подсобный рабочий – раб. мест; - санитарка – 228 раб. мест. - слесарь – 366 раб. мест; - электромонтер – 190 раб. мест; - сварщик – 137 раб. мест; - водитель – 297 раб. мест; - врач – 535 раб. мест; - медицинская сестра – 516 раб. мест; - инженер – 393 раб. места; - менеджер – 126 раб. мест.


Профессии, которых слишком много на рынке труда Волгограда: на бирже зарегистрировано 200 экономистов, вакансий -16 юристов 100 человек, вакансий - 14 бухгалтеров 202 человека, вакансий Следовательно, этим профессиям не желательно обучаться, есть перебор этих специалистов на рынке труда.


Профессии наших родителей. Числов Андрей. Моя мама, Марина Владимировна, работает бухгалтером. На работе каждый день она считает многочисленные цифры, складывает, отнимает. И она любит свою простую профессию. Проходят дни бегут года, Меняется страна, Но неизменные всегда Бухгалтера дела: Учет, кредит, баланс, зарплата Останутся всегда. Такая вот работа у бухгалтера - Приходит рано,а уходит поздно, То у него проверка, то отчет, А то найти копеечку не может.









Кравченко Андрей. Моя мама продавец в магазине. Много профессий разных, важных, нужных и прекрасных. Ты приходишь в магазин – продавец там есть один. Все подскажет: что купить, сколько надо заплатить, подобрать, найти, примерить, взвесить, завернуть, отмерить, настроение поднять. Снова в гости Вас позвать!


Кислов Максим. Мой папа – заместитель прокурора г. Волгограда, он майор. Он стоит на страже выполнения закона, если кто-то нарушит закон. То должен понести наказание. Моя мама – работает в Администрации Волгоградской области главным специалистом в комитете по экономике, она – экономист.






Вывод: Мы подтвердили гипотезу о том, что необходимо заранее обучаться профессии в соответствии со своими способностями, а также изучать рынок спроса профессий в городе, чтобы не стать безработным. Нужно иметь желание, выучиться и любить свою профессию. Тогда будешь удовлетворен своей жизнью.

Юлия Привалова
Социальный проект «Все работы хороши!» Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«АПШЕРОНСКИЙ СОЦИАЛЬНО -РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Социальный проект на тему :

«Все работы хороши

Руководитель проекта :

Привалова Ю. Г. ,

воспитатель ГКУ СО КК

«Апшеронский СРЦН»

г. Апшеронск

1. Актуальность проекта стр . 3

2. Этапы осуществления проекта стр . 5

3. Финансовое обеспечение проекта стр . 6

4. Приложение №1 стр. 7

5. Приложение №2 стр. 10

6. Приложение №3 стр. 13

7. Приложение №4 стр. 15

8. Список литературы стр. 20

9. Оценка результативности проекта

10. Фотогалерея стр. 21

Актуальность проекта

«Всех профессий много очень , всем нам здесь не перечесть.

Выбирай, какую хочешь из того, что в книжке есть. ,

Или может быть другую. Все работы хороши .

Выбирай себе такую, что приятна для души!»

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Проблема формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике , хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде . В начальных классах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессий . Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем . Представления о профессиях у ребёнка ограничены его пока небогатым жизненным опытом работы мамы и папы . Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда . Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка .

Таким образом, формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий - это необходимый процесс, актуальный в современном мире . Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых , о профессиях . Принимая во внимание, что одной из вариативных форм работы воспитателя с детьми является проектная деятельность , был запланирован проект детьми на тему : «Все работы хороши

Цель проекта :

Формирование элементарных представлений о профессиях взрослых посредством проектной деятельности .

Задачи проекта :

Знакомить детей с различными профессиями и их особенностями ;

-Формировать знания о качествах личности, которыми необходимо обладать человеку той или иной профессии ;

Прививать уважительное отношения к труду взрослых ;

-Формировать понятие о значимости родителей в жизни общества;

Воспитывать гордость за родителей и уважение к ним.

Участники проекта :

Руководитель проекта - воспитатель Привалова Ю. Г. ;

Воспитанники 7 – 10 лет.

Продолжительность проекта : 15 дней

Этапы осуществления проекта

Этапы реализации проекта Сроки Мероприятия

I. Ознакомительный.

1. Определение темы проекта .

2. Формулировка цели и задач проекта .

3. Сбор информации и иллюстраций по теме проекта .

1. Беседа с детьми о профессиях , рассматривание слайд - презентации по теме «Профессии » .

2. Беседа на тему «Кем работают мои родители ? Какую пользу они приносят обществу?».

3. Чтение произведений С. Михалкова «А что у вас» , В. Маяковского «Кем быть» , Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла» . (Приложение №1)

4. Отгадывание загадок о профессиях . (Приложение №2)

5. Экскурсия в медицинский кабинет, на кухню, в прачечную, к юристу, в музыкальный зал.

6. Оргнизационная образовательная деятельность по лепке «Поможем испечь кондитеру пирожные» .

7. Просмотр мультфильма по произведению С. Михалкова «Дядя Стёпа - милиционер» .

8. Дидактические игры : «Кому что нужно» , «Профессии » , «Угадай профессию » .

9. Разучивание стихов о профессиях , знакомство с пословицами и поговорками о труде . (Приложение №3)

III. Заключительный.

2017 г. Итоговое развлекательное занятие : «Все работы хороши , выбирай на вкус!» (Приложение №4)

Финансовое обеспечение проекта : бесплатно (все необходимые материалы и оборудование для реализации проекта имеются в наличие ).

Приложение №1

«А что у вас?» С. Михалков

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел,

Борис молчал,

Николай ногой качал.

Дело было вечером,

Делать было нечего.

Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Боря

Просто так :

А у меня в кармане гвоздь!

А у нас сегодня гость!

А у нас сегодня кошка

Родила вчера котят.

Котята выросли немножко,

А есть из блюдца не хотят!

А у нас в квартире газ!

А у нас водопровод!

А из нашего окна

Площадь Красная видна!

А из вашего окошка

Только улица немножко.

Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

Нам купили синий-синий

Презеленый красный шар!

А у нас огонь погас -

Грузовик привез дрова -

А в-четвертых - наша мама

Отправляется в полет,

Потому что наша мама

Называется - пилот!

С лесенки ответил Вова :

Мама - летчик

Что ж такого?

Вот у Коли, например,

Мама - милиционер!

А у Толи и у Веры

Обе мамы - инженеры!

А у Левы мама - повар!

Мама-летчик?

Что ж такого!

Всех важней,- сказала Ната,-

Мама - вагоновожатый,

Потому что до Зацепы

Водит мама два прицепа.

И спросила Нина тихо :

Разве плохо быть портнихой?

Кто трусы ребятам шьет?

Ну, конечно, не пилот!

Летчик водит самолеты -

Это очень хорошо !

Повар делает компоты -

Это тоже хорошо .

Доктор лечит нас от кори,

Есть учительница в школе .

Мамы разные нужны,

Мамы разные важны.

Дело было вечером,

Спорить было нечего.

«Кем быть?» В. Маяковский

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда ,

чем заниматься?

Нужные работники –

столяры и плотники!

Сработать мебель мудрено :

сначала мы берем бревно

И пилим доски

длинные и плоские.

Эти доски вот так

зажимает стол-верстак.

От работы пила

раскалилась добела.

Из-под пилки

сыплются опилки.

Рубанок в руки –

работа другая :

Сучки, закорюки

рубанком стругаем.

Хороши стружки –

желтые игрушки.

А если нужен шар нам

круглый очень,

На станке токарном

круглое точим.

Готовим понемножку

то ящик, то ножку.

Сделали вот

столько стульев и столиков!

Столяру хорошо ,

а инженеру - лучше,

Я бы строить дом пошел,

пусть меня научат.

Я сначала начерчу

дом такой, какой хочу.

Это будет перёд,

называется фасад.

Это каждый разберет –

это ванна, это сад.

План готов, и вокруг

сто работ на тыщу рук .

Упираются леса

в самые небеса.

Где трудна работка ,

там визжит лебедка;

Подымает балки,

будто палки.

Перетащит кирпичи,

закаленные в печи.

По крыше выложили жесть.

И дом готов, и крыша есть.

Хороший дом , большущий дом

на все четыре стороны,

И заживут ребята в нем

удобно и просторно.

Инженеру хорошо ,

а доктору - лучше,

Я б детей лечить пошел,

пусть меня научат.

Я приеду к Пете, я приеду к Поле.

Здравствуйте, дети! Кто у вас болен?

Как живете, как животик? -

Погляжу из очков кончики язычков.

Поставьте этот градусник

под мышку, детишки. -

И ставят дети радостно

градусник под мышки.

Вам бы очень хорошо

проглотить порошок

И микстуру ложечкой

пить понемножечку.

Вам в постельку лечь поспать бы,

вам - компрессик на живот,

И тогда у вас до свадьбы

все, конечно, заживет.

Докторам хорошо ,

а рабочим - лучше ,

Я б в рабочие пошел ,

пусть меня научат.

Вставай! Иди! Гудок зовет,

и мы приходим на завод.

Народа - уйма целая, тысяча двести.

Чего один не сделает - сделаем вместе,

Можем железо ножницами резать,

Краном висящим тяжести тащим;

Молот паровой гнет и рельсы травой.

Олово плавим, машинами правим.

Работа всякого нужна одинаково.

Я гайки делаю, а ты

для гайки делаешь винты.

И идет работа всех

прямо в сборочный цех.

Болты, лезьте в дыры ровные,

Части вместе сбей огромные.

Там - дым, здесь - гром.

Громим весь дом.

И вот вылазит паровоз,

чтоб вас и нас и нёс и вез.

На заводе хорошо ,

а в трамвае - лучше,

Я б кондуктором пошел,

пусть меня научат.

Кондукторам езда везде

с большою сумкой кожаной.

Ему всегда, ему весь день

в трамваях ездить можно.

Большие и дети, берите билетик,

Билеты разные, бери любые –

зеленые, красные и голубые.

Ездим рельсами.

Окончилась рельса,

И слезли у леса мы,

садись и грейся.

Кондуктору хорошо ,

а шоферу - лучше,

Я б в шоферы пошел,

пусть меня научат.

Фырчит машина скорая,

летит, скользя,

Хороший шофер я –

сдержать нельзя.

Только скажите, вам куда надо

Без рельсы жителей доставлю на дом.

Едем, дудим : "С пути уйди!"

Быть шофером хорошо ,

а летчиком - лучше,

Я бы в летчики пошел,

пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин,

завожу пропеллер.

"В небеса, мотор, вези,

чтобы птицы пели".

Бояться не надо ни дождя, ни града.

Облетаю тучку, тучку-летучку.

Белой чайкой паря, полетел за моря.

Без разговору облетаю гору.

"Вези, мотор, чтоб нас довез

до звезд и до луны,

Хотя луна и масса звезд

совсем отдалены".

Летчику хорошо ,

а матросу - лучше,

Я б в матросы пошел,

пусть меня научат.

У меня на шапке лента,

на матроске якоря.

Я проплавал это лето,

океаны покоря

Напрасно, волны, скачете –

морской дорожкой.

На реях и по мачте карабкаюсь кошкой.

Сдавайся, ветер вьюжный,

сдавайся, буря скверная,

Открою полюс Южный,

а Северный - наверное.

Книгу переворошив,

намотай себе на ус -

Все работы хороши ,

выбирай на вкус!

«Чем пахнут ремёсла?» Дж. Родари

У каждого дела запах особый :

В булочной пахнет тестом и сдобой.

Мимо столярной идёшь мастерской-

Стружкою пахнет и свежей доской.

Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой.

Куртка шофёра пахнет бензином.

Блуза рабочего - маслом машинным .

Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате - лекарством приятным.

Рыхлой землёю, полем и лугом

Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Рыбой и морем пахнет рыбак.

Только безделье не пахнет никак.

Сколько ни душится лодырь богатый,

Очень неважно, он пахнет ребята!

Приложение №2

Загадки о профессиях :

1. Железо огненное взял и превратил умело

В деталь бесформенный металл , рассыпав бисер белый. (Кузнец)

2. Серебристая игла в небе ниточку вела.

Кто же смелый нитью белой небо шил, да поспешил –

Хвост у нитки распушил? (Лётчик)

3. У этой волшебницы, этой художницы

Не кисти и краски, а гребень и ножницы. (Парикмахер)

4. Кто такие вкусные готовит щи капустные,

Пахучие котлеты, салаты, винегреты. (Повар)

5. Целый день сегодня шью. Я одела всю семью.

Погоди немного, кошка. Будет и тебе одёжка. (Портниха)

6. Средь облаков на высоте мы дружно строим новый дом,

Чтобы в тепле и красоте счастлИво жили люди в нём. (Строитель)

7. Мы землю глубоко копаем. И в глубине земли

Мы людям уголь добываем, чтоб дом топить могли. (Шахтёр)

8. С огнём бороться мы должны. С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны. Ответь скорее, кто же мы? (Пожарники)

9. Он всегда с большою сумкой, полной писем и газет.

Лучше этой службы нужной ничего на свете нет. (Почтальон)

10. У слона иль мышки жар – их спсёт … (Ветеринар)

11. Мастре, ммастре, помоги – прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди – мы пойдём сегодня в гости! (Сапожник)

12. Защитить поможет он человека и закон.

Будет быстро пойман вор, дан разбойнику отпор. (Полицейский)

13. По размеру в самый раз он костюм сошьёт для вас.

Всё исполнит по науке и ходите уки в брюки. (Портной)

14. Может делать он буфеты, стулья, тумбы, табуреты.

В стружках весь его верстак. Вот работать нужно как ! (Плотник)

15. Выдать много книжек за день, отыскать их в картотеке

Может только тётя Надя. Она наш…. (Библиотекарь)

Приложение №3

Стихи о профессиях

Пограничник

Охранять границу – важно! Пограничника зовут.

С верным псом они отважно Службу Родине несут.

Лётчик знает своё дело, в небе водит самолёт.

Над землёй летит он смело, совершая перелёт.

Молоток в работе нужен , и с пилою столяр дружен.

Он дощечки распилил и скваречник смастерил.

Ветеринар

Звери, птицы, все, кто болен, кто здоровьем недоволен!

Вас зовёт ветеринар : перевяжет, даст отвар.

Воспитатель

Воспитательница с нами занимается часами.

С ней на улице гуляем, вместе песни распеваем.

Нам помочь она готова, подбодрить хорошим словом .

Она учит нас дружить и со всеми в мире жить .

Я врачом, наверно, буду. Стану я лечить людей.

Буду ездить я повсюду и спасать больных детей.

Парикмахер

Дайте ножницы, расчёску, он вам сделает причёску.

Парикмахер непременно подстрижёт вас современно.

Пожарный

Если вдруг беда случится, где-то что-то загорится,

Там пожарный нужен сроочно. Он погасит – это точно!

Продавец

В магазине, на базаре, и в буфете, наконец.

Всюду, где бы ни бывали, вас встречает продавец.

Дайте повару продукты : мясо птицы, сухофрукты,

Рис, картофель… и тогда будет вкусная еда.

Пословицы и поговорки о труде

Птицу узнают в полёте, а человека – по работе .

Славен человек не словами, а делами.

Дело мастера боится.

Умелые руки не знают скуки.

Терпение и труд всё перетрут .

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

- Труд человека кормит , а лень – портит.

Кто не работает , то не ест.

Делу время, а потехе – час.

Хочешь быть впереди, без труда не сиди .

Кто трудился от души , веселей теперь пляши.

Приложение №4

«Все работы хороши , выбирай на вкус!»

Цель : обобщение знаний и представлений младших школьников о различных профессиях .

Задачи :

Способствовать осознанию учащимися ценности и важности профессий в современном мире .

Активизировать интерес к наиболее распространённым профессиям .

Развивать речь, обогащать словарь по теме «Профессия » .

Совершенствовать умение четко отвечать на вопросы.

Развивать быстроту реакции, внимание, мышление, воображение.

Воспитывать уважительное отношение к людям труда .

Формировать умение работать в коллективе дружно сообща.

Оборудование : 2 листа с кроссвордами, мультимедийное оборудование, листы со словами для задания «Собери пословицу» , карточки с фразеологизмами.

Ход занятия:

I.Орг. мамент, объявление темы.

Дети садятся полукругом на стульчики.

Добрый день, ребята! Погода за окном солнечная. Надеюсь, и наше занятие пройдёт в тёёплой дружеской обстановке!

Давайте вспомним стихи, которые мы выучили к сегодняшнему занятию (см. Приложение №3) .

Вы догадались, ребята, о чем сегодня мы будем говорить? Да, речь пойдет о профессиях .

А что такое профессия ? (Дело, работа , которой занимается человек.)

В толковом словаре написано : Профессия – это вид труда , который требует от человека определённой подготовки , знаний и умений.

Какие профессии вам известны ? (Ответы детей.)

Сегодня мы с вами поиграем в профессии , а точнее проведём конкурс на лучших знатоков профессий .

Соревноваться будут две команды : «Умелые ручки» и «Мастера своего дела» .

Задание№1

Давайте разгадаем кроссворд под названием «Профессии » . Каждой команде я раздам по листу с кроссвордом, в который вы должны вписать правильные ответы.

По горизонтали.

1. Строит здания строитель,

Грузовик ведет водитель.

А кто в кухне очень нужен,

Нам готовит вкусный ужин? (Повар.)

3. Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (Доктор.)

4. Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз и просит вас :

«Приходите, через час» . (Фотограф.)

Природу любить, стариков уважать. (Учитель.)

По вертикали.

2. Вез в магазин

Много метел и корзин.

Как приятно было Зине

Вместе с ним сидеть в кабине. (Водитель.)

Сейчас я прочту вам стихотворение А. Шибаева. В нем в конце каждой строчки отсутствует слово - название профессии . Попробуйте его угадать.

Самолетом правит… (летчик) .

Трактор водит… (тракторист) .

Электричку… (машинист) .

Стены выкрасил… (маляр) .

Доску выстругал… (столяр) .

В доме свет провел… (монтер) .

В шахте трудится… (шахтер)

В жаркой кузнице -… (кузнец) .

КТО ВСЕ ЗНАЕТ - МОЛОДЕЦ!

Задание№2

Следующее задание заключается в том, чтобы по нескольким словам угадать задуманную профессию . (Слайд – презентация №1)

Кошка, шприц, лекарства. (Ветеринар.)

Зеркало, ножницы, расческа. (Парикмахер.)

Набор игл, нитки, ткань. (Швея.)

Стопка ученических тетрадей, указка, классный журнал. (Учитель.)

Прилавок, продукты, цена. (Продавец)

Двор, метла, урна. (Дворник)

Самолет, штурвал, команда. (Летчик.)

Водопроводный кран, гаечный ключ, труба. (Слесарь-сантехник)

Сумка, газета, письмо. (Почтальон.)

Фотоаппарат, пленка, квитанция. (Фотограф.)

Комбайн, поле, зерно. (Комбайнер.)

Дом, кирпич, цемент. (Строитель.)

Трамвай, деньги, билет. (Кондуктор.)

Книга, формуляр , читатель. (Библиотекарь.)

Задание№3

Каждая профессия имеет свои орудия труда . Вам надо назвать их и сказать, кому они нужны для работы . (Слайд – презентация №2)

Зубов много, а ничего не ест. (Пила.)

Надели на палку стальную ладошку,

И под ладошку сажают картошку. (Лопата)

Взмахнет, нырнет, трава упадет. (Коса.)

То назад, то вперед ходит, бродит пароход.

Остановишь - горе, продырявит море. (Утюг.)

Шагает мастерица по шелку да по ситцу.

Как мал ее шажок! Зовется он стежок. (Иголка.)

Два конца, два кольца, а посередине - гвоздик. (Ножницы.)

Старая бабка по двору шныряет, чистоту соблюдает. (Метла.)

Если хорошо заточен , все легко он режет очень : хлеб, картошку, свеклу, мясо, рыбу, яблоки и масло. (Нож.)

Вострушка-вертушка

Уперлась в винт ногой -

Потерял болтун покой. (Отвертка.)

Замечательный дружище : деревянная ручища,

Да железный ободок, да каленый гребешок.

Он у плотника в почете, каждый день с ним на работе . (Топор.)

Задание№4 «Пословицы»

Известно много пословиц и поговорок о труде . Соберите пословицу из отдельных слов и объясните её смысл.

1 команда : «Славен человек не словами, а делами» ; «Дело мастера боится» .

2 команда : «Умелые руки не знают скуки» ; «Терпение и труд всё перетрут » .

Задание№6 «Фразеологизмы»

Каждый труд почетен . Не столько важно, кем человек работает , сколько важно, как он работает . Oт того, как человек относится к своим обязанностям, зависит, достоин ли он уважения. Издавна в народе пользуются уважением люди трудолюбивые , а с ленивым работником никто не хочет иметь дела.

Задание : определите , о каком (трудолюбивом или ленивом ) человеке эти фразеологизмы : (Дети по очереди читают фразы и объясняют их)

- «мастер своего дела» ,

- «работает спустя рукава » ,

- «лень прежде него родилась» ,

- «золотые руки» ,

- «работает , засучив рукава» ,

- «трудится не покладая рук » ,

- «от лени мохом оброс» ,

- «работает , словно спит» .

Задание№7

Каждая команда получает задание : поставить и показать мини-сценку о человеке какой-либо профессии , например, «Почтальон принес телеграмму» , «Учитель проверяет тетради» , «В парикмахерской» , «Работа официанта » , (Дети выполняют задание.)

Задание№8

Настоящий мастер потому и настоящий, что работает на совесть . Труд его приносит людям радость. И тогда люди говорят спасибо мастеру :

Сапожнику - за. (удобную обувь) .

Столяру - за. (прочную мебель) .

Строителю - за. (уютное жилье) .

Парикмахеру - за. (аккуратную прическу) .

Врачу - за. (избавление от боли) .

Уборщице - за. (чистоту и порядок) .

Учителю - за. (знания) .

Портному - за. (одежду) .

Подведение итогов.

Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы с вами вспомнили разные профессии . Можно быть кем угодно : прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но если у вас злое сердце, если вы завистливы, эгоистичны, вы никому не принесете радости своим трудом . Поэтому я, прежде всего, желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.

Список литературы и источников

1. Т. В. Попова «Беседа с дошкольниками о профессиях » , 2005г.

2. Т. А. Шорыгина «Профессии . Какие они?» , 2007г.

3. «Чтение художественной литературы» , - М.: Издательство «Скрипторий» .

4. «Кем мне стать? Большая книга профессий » , - М.: Издательство «АСТ» , 2010г.

5. И. Мальцева «Я читаю и узнаю про профессии » , - М.: Издательство «Clever» , 2015г.

6. Ю. В. Каспарова «О профессиях . Полезная книжка» , - М.: Издательство «Каскад» , 2008г.

7. htt://www.stranamam.ru

8. htt://www.nsportal.ru

9. htt://www.lujayka.com/rebusi_i_golovolomki/

Оценка результативности проекта

Считаю, что данный проект принес положительные результаты. В осуществлении данного проекта приняли участие 10 воспитанников. В ходе реализации данного проекта у 100% детей сформировались знания : о различных профессиях и их особенностях ; о качествах личности, которыми необходимо обладать человеку той или иной профессии ; уважительное отношение детей к труду взрослых , в том числе профессиям родителей ; интерес к разным видам профессий . Созданы предпосылки для воспитания гордости за родителей и уважения к ним.

В ходе реализации данного проекта детям приходилось участвовать во многих видах совместной деятельности, что способствовало развитию чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи.

Оценка результативности :

Проблема, решаемая в проекте актуальна ;

проект напрямую связан с решением данной проблемы;

проект оказался реалистичным, его возможно было реализовать;

Проводимые в ходе реализации проекта мероприятия были реальны, выполнимы, не требовали больших материальных затрат;

Проблема, поднятая в ходе проекта , созвучна с проблемой социума и удовлетворяет интересы большинства представителей общества . В результате реализации проекта у воспитанников расширился кругозор, сформировалось понятие важности и пользы каждой профессии в обществе ;

Изменилось отношение участников проекта к себе , к людям, друг к другу.