История создания вертолета ми 38. Вертолет из поколения долгостроя

В 2015 году Казанским вертолетным заводом запланирован старт серийного выпуска вертолета Ми-38. Фото новой машины и ее макетов в натуральную величину представлены еще в 1989 году во время международной аэрокосмической выставки в Ле-Бурже. начались двумя годами ранее, но лишь в начале девяностых предприятие приступило к сборке первого опытного экземпляра. На этом трудности, однако, не закончились. Потребовалось более десятилетия для того, чтобы перед этой машиной замаячила перспектива конкретного практического воплощения. Дело в том, что вертолет Ми-38 задуман как смена заслуженного и любимого авиаторами многих стран (и в первую очередь российских) ветерана Ми-8. Задача ответственная, но есть надежда, что новичок не подкачает.

Заменить Ми-8 - задача сложная

Ми-8 стал одним из массовых винтокрылых летательных аппаратов за всю историю мировой авиации. Первый его опытный экземпляр, еще одномоторный, поднялся в воздух в год полета Гагарина. Работали над конструкцией долго и тщательно. Вертолет получился практически идеально соответствующим требованиям, предъявляемым к машинам грузо-пассажирского класса. Его можно использовать для самых разных целей, как гражданских, так и военных. Построено двенадцать тысяч единиц Ми-8 нескольких десятков модификаций. Диапазон применения широк, от сельскохозяйственного до десантно-штурмового назначения. Эксплуатантами стали более полусотни стран в разных климатических поясах планеты - от Арктики до экватора и далее до Антарктики. Среди стран, закупивших этот вертолет, - США, Канада, Южная Корея, Финляндия.

Ми-8 производятся и закупаются по сей день. Машина очень надежна, неприхотлива и проста в обслуживании. Управлять ею легко и приятно. Превзойти этот шедевр - задача амбициозная. Вертолет Ми-38 должен быть еще лучше, причем намного. Топливная эффективность, не столь важная в начале шестидесятых, сегодня становится одним из главных авиационных параметров. Она по сравнению с Ми-8 должна вырасти вдвое, а лучше втрое.

Внешнее сравнение Ми-8 и Ми-38

На первый взгляд есть много сходного в общих принципах, по которым построены вертолеты Ми-8 и Ми-38. Фото машины демонстрирует определенную преемственность, проявленную в расположении главных узлов и агрегатов. Фюзеляж выполнен по полумонококовой схеме, с плоским полом и округлым аэродинамическим потолком. Шасси неубираемые, трехопорные, несущий винт пятилопастный. Кабина пилота в нижней части непрозрачна, в отличие от фонаря Ми-8. Форма носовой части заострена, вверху над ней нет привычных выступающих обтекателей воздухозаборников турбин. Рулевой винт четырехлопастный. Объемные топливные баки, расположенные у Ми-8 по бортам в нижней части фюзеляжа, спрятаны внутрь Ми-38. Технические характеристики, однако, у этих двух сравниваемых машин существенно отличаются.

Технические показатели

Во-первых, выросла практическая дальность. При полном запасе топлива, равном 3796 литров, вертолет Ми-38 может пролететь 800 км (у Ми-8, в зависимости от модификации, этот показатель колеблется от 425 до 590 км). Стала объемнее грузовая кабина, ее размеры составляют 8630 мм (длина), 2400 мм (ширина) и 1850 мм (высота). Грузоподъемность достигла 6 тонн. Выросла и скорость: у Ми-8 она составляла в среднем 225 км/ч, что на 65 км/ч ниже, чем у Ми-38. Технические характеристики новой машины выгодно отличаются и в плане потолка, в 2012 году на ней был установлен мировой рекорд, составивший 8600 м, но в следующем году выяснилось, что и вертолет-ветеран Ми-8МСБ, если его оснастить двигателями нового типа ТВ3-117ВМА-СБМ1В, тоже кое на что способен. Он поднялся на новую рекордную высоту в 9150 метров. Скороподъемность, однако, осталась «непобитой»: за 6 минут набрать три тысячи метров может только Ми-38. Характеристики этой машины, таким образом, обещают ей долгую и успешную карьеру и в Аэрофлоте, и в ВВС, и за рубежом.

Технологические новшества материалов

Прошли те времена, когда летательные аппараты во всем мире делали только из дюраля. Вертолет Ми-38 изготовлен с широким применением пластиковых и композитных материалов. Лопасти обоих винтов имеют многослойную структуру, выполнены намоточным методом, что обеспечило их высокую эластичность и практически неограниченный срок использования (как минимум в течение всего времени эксплуатации машины). Полимерный материал также использован в изготовлении втулок несущего и рулевого винтов (установлены так называемые эластомерные подшипники), в результате чего смазка этим узлам не требуется. При изготовлении несиловых элементов фюзеляжа (капотов, кокпита, приборных досок, наружной поверхности рампы и балочных обтекателей) применены трехслойные сэндвичные панели. Комбинированная обшивка состоит из внешнего металлического и внутреннего полимерно-сотового слоев.

Силовая установка

В идеале мощность, требуемая для эффективной эксплуатации машины, составляет 5000 л. с. Ее развивают два двигателя. Существовало два варианта комплектации силовой установки Ми-38. 2 турбовальных двигателя «Пратт энд Уитни Кэнада» развивают нужное усилие, обеспечивая требуемые экономические показатели. Управляет их работой бустерная система, обладающая тройным резервированием. Такая схема диктовалась высоким экспортным потенциалом новой машины. В 1990 году предполагалось, что она будет производиться специально созданным СП «Евромиль», акционерами которого станут завод им. Миля, Казанский вертолётный завод, фирма «Еврокоптер» и НПО им. В.Я.Климова. Надежды, однако, не оправдались, европейский концерн через 13 лет покинул состав правления хотя продолжает сотрудничать с ним на взаимовыгодных условиях. Скорее всего, серийные образцы будут комплектоваться климовскими моторами ТВ7-117В, которые не хуже заокеанских аналогов, хотя обладают несколько меньшей мощностью (2 х 2350 = 4700 л.с.,) но вполне успешно смогут поднимать Ми-38. Вертолет, характеристики которого пострадают от этого незначительно, останется независимым от импортных поставок.

Приборы

Современный комплекс авионики ИБКО-38 разработан и изготовлен компанией «Транзас Авиация», в нем осуществлена технология «прозрачной кабины». Это означает, что благодаря приборам экипаж сможет иметь круговой обзор, визуально оценивая обстановку вокруг воздушного судна и под ним. Рабочие места пилотов снабжены пятью жидкокристаллическими дисплеями, вычислительный комплекс осуществляет цифровое управление режимами двигателей и всего бортового оборудования. Автопилот также работает на основе БЭВМ. Навигация оснащена допплеровским спидометром. В носовой части расположена РЛС, помимо пространственного положения машины оценивающая и метеоусловия. Есть также отдельная телекамера, позволяющая контролировать положение груза на внешней подвеске. Массовые и центровочные характеристики оцениваются автоматически.

Вопросы безопасности

Для успешного прохождения международной сертификации любой авиапроизводитель должен обеспечить выполнение ряда условий международной организации ИКАО. Всего на настоящий момент произведено четыре опытных экземпляра. Последний Ми-38 (ОП-4) отличается от предыдущего наличием выдерживающей сильные удары о грунт. Таким образом, достигается высокий уровень пожаробезопасности. Шасси, гасящие импульс от столкновения с землей при высоких скоростях снижения, также являются мерой повышения живучести экипажа и пассажиров при возникновении внештатной ситуации, но они были конструктивно предусмотрены уже при разработке предыдущих экземпляров (ОП-2 и ОП-3) вертолета Ми-38.

2014 год стал датой завершения всех испытательных мероприятий и окончанием предварительных проектных работ. После запуска серийного производства усовершенствование конструкции, несомненно, будет продолжено, в том числе и в аспекте повышения безопасности эксплуатации.

Погрузочно-разгрузочные опции

Уже при разработке базовой модели специалисты КБ им. Миля понимали, что, коль скоро ими создается многоцелевая машина, ее следует приспособить к решению максимально широкого круга задач. Для этого нужно продумать возможность достаточно простой постройки профильных модификаций на основе основной схемы. Для начала нужна пассажирская машина (в этом варианте она вмещает 32 человека). О потребностях вооруженных сил также не стоит забывать, Министерство обороны - заказчик выгодный и надежный. Народному хозяйству также потребуется замена Ми-8, следовательно, грузовая модификация тоже нужна. МЧС пригодится санитарный вертолет. А дальше - время покажет.

Во всех случаях машине нужны простые, надежные и удобные средства погрузки и такелажа. Всем этим оснащен вертолет Ми-38. Фото грузового салона поражает продуманностью расположения всех узлов, предназначенных для решения этой задачи. Грузовая рампа имеет ширину 1800 мм, она снабжена подъемным механизмом с дистанционным гидроуправлением. В проеме боковой грузовой двери смонтирована универсальная лебедка высокой (300 кг) грузоподъемности, а перемещения внутри салона облегчаются благодаря съемным роликовым дорожкам.

Скоро!

Ожидать начала регулярной эксплуатации вертолета Ми-38, по всей видимости, осталось недолго. Первый серийный образец уже заложен на стапелях Казанского вертолетного завода, за ним последуют другие. Пройдет несколько лет, и характерный силуэт этой машины станет привычным для всех. Будет ли Ми-38-х столько же, сколько 8-х? Станут ли они такими же известными во всем мире? Время покажет.

Описание

Многофункциональный вертолет среднего класса Ми-38 создается АО "Казанский вертолетный завод" (КВЗ) совместно с Московским вертолетным заводом (МВЗ) и франко-германо-канадской фирмой "Еврокоптер". Ми-38 предназначен для замены парка вертолетов Ми-8 / Ми-17. Первый полет Ми-38 намечен на первый квартал 2002 года. В настоящее время завершается сборка первой машины. К концу 2001 года должно быть завершено оснащение кабины комплектом зарубежной авионики. По своим характеристикам Ми-38 отвечает европейским и американским нормам летной годности. Силовая установка состоит из двух двигателей PW127 фирмы Pratt & Whitney. Вертолет оснащается принципиально новым несущим винтом с лопастями из композитных материалов. Рынок сбыта нового вертолета оценивается в 300 машин из которых 100 - экспортные поставки. В настоящее время лопасти проходят испытания на МВЗ. Стоимость НИОКР по программе создания Ми-38 составляет 400 - 500 млн. USD. Цена вертолета - 12-16 млн. USD.

По сравнению с Ми-17 вертолет Ми-38 имеет более вместительную грузопассажирскую кабину и более эргономичную кабину пилотов, рассчитанную на экипаж из двух человек. Разработка вертолета Ми-38 ведется в рамках совместного предприятия «Eвро-Миль». На первом этапе создается вариант вертолета с двигателем Pratt & Whitney Canada PW-127T/S. Ми-38 — вертолет нового поколения, способен обеспечить новый уровень стандартов комфорта и безопасности при выполнении пассажирских перевозок и специальных работ по категории А (FAR-29).

Назначение. Ми-38 — предназначен для перевозки пассажиров (включая VIP перевозки), перевозки грузов внутри кабины и на внешней подвеске, поисково-спасательных операций, а также для эвакуации больных. Ми-38 имеет вместительную кабину, дверь-трап по левому борту и грузовую сдвигаемую дверь по правому борту. В двери по правому борту может устанавливаться бортовая лебедка грузоподъемностью до 300 кг. В центре пола имеется люк, в котором устанавливается система внешней подвески, рассчитанная на грузы весом до 7000 кг. Комфортабельный пассажирский салон на 30 меcт с шагом кресел 0,765 м и минимальной шириной прохода — 0,38 м. В пассажирской кабине предусматривается буфет, отделение с полками для размещения багажа, туалет. Для создания комфортных условий в кабине экипажа и грузопассажирской кабине вертолет оборудуется системой кондиционирования и вентиляции. Пассажирская кабина оборудуется специальными выходами и люками для быстрого покидания в аварийной ситуации, для пассажиров и экипажа предусматриваются спасательные жилеты, вертолет оборудуется спасательным плотом и аварийно-спасательной УКВ-радиостанцией, в санитарном варианте в грузопассажирской кабине могут быть размещены 16 носилок.

Предусмотрено оборудование вертолета системой аварийного приводнения. Ми-38 оснащается новейшим пилотажно-навигационным комплексом, позволяющим осуществлять стабилизацию угловых положений вертолета в полете по крену, курсу и высоте, контроль работы двигателя, трансмиссии, контроль работы приборного оборудования. Ми-38 оснащен спутниковой навигационной системой. Для отображения информации кабина экипажа оборудована цветными многофункциональными дисплеями. Получение радиолокационной и радиотехнической информации обеспечивается с помощью навигационного метеолокатора. На Ми-38 планируется реализация технологии обслуживания по состоянию. Удельная трудоемкость технического обслуживания снижена по сравнению с вертолетом Ми-8 примерно в 2 раза за счет встроенной системы автоматизированного контроля исправности бортового оборудования и двигателей, сокращения количества узлов смазки.

Конструкция. Вертолет одновинтовой схемы имеет удлиненный фюзеляж, в «инструкции которого применяются трехслойные панели и детали из композитных материалов. Шестилопастная втулка несущего винта оборудована эластомерными подшипниками для крепления несущего винта. Размещение двигателей за главным редуктором снижает уровень шума в кабине и повышает безопасность при аварийной посадке. Лопасти несущего и рулевого винтов изготавливаются из стеклоуглепластика но технологии непрерывной намотки. Для защиты от обледенения лопасти несущего и рулевого винтов, а также передние стоила кабины экипажа, приемник воздушного давления и передняя часть пылезащитного устройства оборудуются электротепловой противооблединительной системой. Система электроснабжения дублированная. Гидравлическая система вертолета состоит из трех автономных гидросистем. Под грузовым полом размещаются 6 мягких топливных баков общей емкостью 3796 л. Для перегоночных полетов дальностью до 1300 км в грузовой кабине вертолета может устанавливаться дополнительный топливный бак.

Хронология создания:
— начало проектирования — 1981 год;
— презентация модели в Ле Бурже — 1989 год;
— макет — август 1991 года;
— презентация натурного макета — Мосаэрошоу 1992 года;
— начало изготовления двух опытных экземпляров — 1993 год;
— презентация доработанного макета — МАКС-95.
— в 1994-1999 годах проведено рабочее проектирование, завершена постройка опытных образцов для статических и динамических испытаний;
— в 2001 году проведены летные испытания комплекта лопастей на летающей лаборатории, созданной на базе вертолета Ми-17;
— в середине 2003 года на Казанском вертолетном заводе завершена постройка прототипа № 1 для начала летных испытаний.

После проведения заводских испытаний участниками объединения будет приниматься решение о строительстве других прототипов, сроках сертификации и начале серийного производства.

22 декабря 2003 года на аэродроме Казанского вертолетного завода состоялся первый полет многоцелевого вертолета нового поколения Ми-38. Его выполнили летчики-испытатели «МВЗ им. М.Л.Миля» В.Н.Ковтанин и А.М.Климов. Полет продолжался 6 минут. На следующий день вертолет демонстрировали в воздухе официальным лицам РФ: вице-премьеру Б.Салешину, Генеральному директору «Росавиакосмоса» Ю.Н.Коптеву и др.

В Казани 16 октября 2014 года поднялся в воздух четвёртый опытный образец нового многоцелевого вертолёта Ми-38. Его создателем является Казанский вертолётный завод (КВЗ), входящий в холдинг «Вертолёты России».

«Программа создания вертолёта Ми-38 успешно развивается. Сегодня в первый раз поднялся в воздух четвёртый опытный образец вертолёта, который вскоре присоединится к программе сертификационных испытаний. Над фюзеляжем первой серийной машины уже работают на сборочном производстве. Ми-38 на практике доказал уникальность своих возможностей. Уверен, что вертолёт будет востребован и в России, и странах СНГ, и на наших традиционных рынках – в государствах Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки» , – приводит пресс-служба слова гендиректора КВЗ Вадима Лигай.

«Вертолёт Ми-38 типовой конструкции четвёртого опытного образца (ОП-4) отличается от третьего прототипа (ОП-3) ударостойкой топливной системой и увеличенными проёмами иллюминаторов. Как и ОП-3, четвёртый прототип Ми-38 оснащён двумя турбовальными двигателями ТВ7-117В производства «Климов». Двигатели имеют вывод мощности вперед и расположены за главным редуктором, что значительно снижает уровень шума в кабине вертолёта» , – говорится в пресс-релизе.

Командир винтокрылой машины Владимир Кутанин в свою очередь сказал: «Первый полёт четвёртого опытного образца Ми-38 прошёл успешно. Вертолёт хорошо управляется, все системы во время полёта работали на «отлично». Ми-38 очень нравится пилотам, и демонстрирует отличные лётно-технические характеристики, которые должны обеспечить этой машине блестящие перспективы.»

Модификация: Ми-38
Диаметр несущего винта, м: 21,10
Диаметр рулевого винта, м: 3,84
Длина, м: 25,22
Высота, м: 5,56
Ширина, м: 4,50
Масса, кг
-пустого: 8300
-нормальная взлетная: 14200
-максимальная взлетная: 15600
Тип двигателя: 2 х ГТД PW-127T/S или 2 х ГТД ТВ7-117В
-мощность, л.с.: 2 х 2500
Максимальная скорость, км/ч: 285
Крейсерская скорость, км/ч: 275
Перегоночная дальность, км: 1350
Практическая дальность, км: 820
Радиус действия, км: 325
Практический потолок, м: 5200
Статический потолок, м: 2500
Экипаж, чел: 2
Полезная нагрузка: 32 пассажира или 5000 кг груза в кабине или до 6000 кг груза на подвеске.

Первый полет вертолета Ми-38. Казань, 22.12.2003 г.

Первый экземпляр Ми-38.

Первый экземпляр Ми-38.

Первый экземпляр Ми-38.

Второй экземпляр Ми-38 на взлете.

Второй экземпляр Ми-38 в полете.

Второй экземпляр Ми-38 на выставке «HeliRussia 2011».

Ми-38 – это средний многоцелевой вертолет, разработка которого началась еще в начале 80-х годов прошлого века. Первый полет эта машина совершила 22 декабря 2003 года. На сегодняшний день вертолет находится на этапе испытаний и является одной из самых совершенных машин, созданных в ОКБ им. Миля. Многие эксперты прочат Ми-38 блестящее коммерческое будущее.

Серийное производство Ми-38 планируют развернуть на Казанском вертолетном заводе (КВЗ), пока изготовлено четыре опытных машины. Вертолет Ми-38 уже прошел сертификацию соответствия по нормам Росавиации, в 2019 году ожидается сертификация пассажирской модификации машины.

Разработка Ми-38 началась по заказу гражданской авиации, им планировали заменить Ми-8 и Ми-17. Вертолет Ми-38 предназначен для перевозки пассажиров и грузов, проведения поисковых и спасательных работ, для эвакуации больных и раненых. Возможно, что в будущем вертолетом заинтересуются и российские военные.

Перед конструкторами изначально была поставлена задача создать новую машину с высокими летно-техническими характеристиками, а также с высоким уровнем комфорта и безопасности как для пилотов, так и для пассажиров. Следует отметить, что вертолет Ми-38 изначально проектировался в соответствии с международными стандартами и нормами.

На Ми-38 уже установлено несколько мировых рекордов.

История создания

Еще в начале 80-х годов в руководстве гражданской авиации СССР появилось понимание, что надежная и проверенная машина Ми-8 уже устарела, и необходимо искать ей замену. Подобное мнение разделяли и в ОКБ им. Миля. Исходя из этого, началась разработка нового советского среднего вертолета, он получил наименование Ми-38.

Согласно разработанному проекту, вертолет Ми-38 по своим техническим характеристикам значительно превосходил Ми-8: по топливной эффективности в 1,7 раза, по приведенной производительности - в 2 раза и имел коммерческую нагрузку в 5 тонн (Ми-8–3 тонны).

Кроме того, Ми-38 обладал более мощными двигателями, повысился уровень безопасности машины, а новый комплекс пилотажно-навигационного оборудования позволял пилотировать вертолет даже одному летчику.

В 1989 году модель новой машины была представлена на международном аэрокосмическом салоне в Ле Бурже.

В августе 1991 года государственной комиссии был представлен макет нового вертолета, и началась передача технической документации для постройки опытных машин.

Распад Советского Союза принес не только серьезные вызовы, но и дал новые возможности, о которых можно было и не мечтать ранее. Новым милевским вертолетом заинтересовались европейцы. В 1994 году был подписан договор о создании совместного предприятия ЗАО «Евромиль», в который вошли ОКБ им. Миля, КВЗ и европейский концерн Eurocopter.

Европейцы разрабатывали пилотажно-навигационное оборудование, систему управления, занимались дизайном салона. Eurocopter также отвечал за продвижение Ми-38 на западных рынках.

В 1995 году доработанный макет вертолета был представлен на выставке МАКС-95.

В 1999 году было принято решение установить на вертолет Ми-38 американские двигатели Pratt&Whitney PW-127T/S. 22 декабря 2003 года (по другой информации 25 августа 2004 года) Ми-38 впервые поднялся в воздух. В октябре 2004 года он совершил перелет из Казани в Московскую область.

Первый этап программы завершился успехом, новый вертолет успешно прошел начальные испытания, были подтверждены его основные летно-технические характеристики. Однако из-за установки на машину западных двигателей и оборудования значительно увеличилась стоимость вертолета, он стал в несколько раз дороже Ми-8.

В 2010 году в небо поднялся второй опытный вертолет Ми-38. Он также был оснащен американскими двигателями и имел современный комплекс авионики. На вертолете была использована концепция «стеклянной кабины». На этой машине были установлены лопасти, выполненные из композитных материалов, рассчитанные на весь срок службы вертолета.

В 2013 году был изготовлен третий опытный вертолет, оснащенный российскими двигателями ТВ7-117В. В конце года начались его испытательные полеты.

Последний предсерийный образец Ми-38 был изготовлен на Казанском вертолетном заводе в 2014 году. Он предназначен для проведения сертификации машины. Испытательные полеты начались 20 октября 2014 года. На вертолете установлена ударопрочная топливная система компании Aerazur и иллюминаторы большего размера.

В настоящее время в Казани ведется подготовка к началу серийного производства вертолета, уже проводятся работы над созданием фюзеляжа первого серийного Ми-38. Заключен контракт на поставку пятидесяти двигателей ТВ7−117В до 2019 года.

В ОКБ им. Миля и на Казанском вертолетном заводе на Ми-38 возлагают большие надежды, руководство предприятий уверено, что новый вертолет будет востребован не только в России, но и в странах ближнего зарубежья, в государствах Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Африки – традиционных рынках для машин ОКБ им. Миля.

Хотя, с реализацией нового вертолета могут возникнуть проблемы. Дело в том, что когда начиналась его разработка, считалось, что Ми-8 на рубеже столетий окончательно устареет, а его место на рынке без проблем займет новая машина с современной эргономикой и более продвинутыми техническими характеристиками. Однако вышло немного по-другому.

Оказалось, что заслуженного ветерана Ми-8 рано списывать со счетов: эта машина была подвергнута многочисленным модернизациям, и ее последние модификации вполне соответствуют реалиям времени. Ми-8 получил современную авионику, его грузоподъемность повысилась до 4-5 тонн, более мощные двигатели (например, ВК-2500), вертолет привели в соответствие жестким западным сертификационным требованиям. В итоге получилось, что современные модификации Ми-8 имеют лучшее соотношение «цена/эффективность», чем Ми-38. Возможно, что Ми-8 не настолько удобен для пилотов и пассажиров, как Ми-38, однако он значительно дешевле, что зачастую гораздо важнее для заказчиков.

Описание конструкции

Вертолет Ми-38 выполнен по традиционной для ОКБ им. Миля схеме с одним несущим и одним рулевым винтом и управляемым стабилизатором на хвостовой балке. Вертолет оснащен трехопорным неубирающимся энергопоглощающим шасси: даже при падении машины с высоты 15 метров топливо гарантированно не воспламенится.

Фюзеляж вертолета типа полумонокок, он выполнен из дюралюминия и композитных материалов. Из них изготовлены носовой обтекатель, панели кабины пилотов, обтекатели хвостовой балки, капоты двигателей. Двигатели Ми-38 расположены за редуктором, что несколько необычно для вертолетов ОКБ им. Миля. Такая компоновка сделала машину не только более красивой и изящной, но и улучшило ее аэродинамические свойства и летные характеристики. Кроме того, подобная схема уменьшает уровень шума и вибрации в кабине и делает вертолет более безопасным в случае аварийной посадки.

В носовой части вертолета расположен метеолокатор, сверху он прикрыт радиопрозрачным обтекателем.

Кабина пилотов находится в передней части машины, а большую часть фюзеляжа занимает просторный грузовой отсек. Его длина составляет 8,7 метра, ширина — 2,34 м, а высота — 1,82 м. Объем грузовой кабины – почти тридцать кубических метров. В задней ее части находится грузовой люк, погрузка и разгрузка осуществляется с помощью рампы. Есть и боковая дверь, она оснащена трапом.

Вертолет способен перевозить шесть тонн внутри кабины и семь тонн на внешней подвеске. Есть лебедка с грузоподъемностью 300 кг. В полу грузовой кабины сделан люк для установки системы внешней подвески.

Ми-38 оснащен шестилопастным несущим винтом с изменяемым шагом и рулевым винтом с четырьмя лопастями Х-образной формы. Подобный винт впервые в отечественном вертолетостроении был использован на Ми-28 . Втулка несущего винта машины оснащена эластомерными подшипниками. Лопасти несущего и рулевого винта изготовлены из стеклопластика, что делает их ресурс практически неограниченным. Следует отметить, что и ресурсы основных систем и агрегатов Ми-38 в несколько раз превосходят те, что были использованы на Ми-8 или Ми-17.

Пассажирская модификация вертолета предназначена для перевозки тридцати персон, шаг кресел в салоне — 0,765 м, а ширина прохода — 0,38 м.

Для создания комфортных условий для пассажиров и членов экипажа кабины оснащены системами вентиляции и кондиционирования. В салоне для пассажиров предусмотрен буфет, туалет, отделение для размещения багажа.

Если говорить о пассажирской модификации вертолета, то ее планируют выпускать в трех вариантах: общей, VIP и медицинской. «Люксовый» вариант вертолёта будет иметь роскошный салон вместимостью двенадцать человек и дальность полета в 700 км. Медицинский Ми-38 будет способен перевозить шестнадцать лежачих больных и медицинский персонал.

Салон вертолета оборудован выходами и люками для спасения в случаях непредвиденных ситуаций. На борту есть спасательные жилеты для экипажа и пассажиров, спасательный плот и аварийная радиостанция, работающая в УКВ-диапазоне. Вертолет может быть оборудован системой для аварийного приводнения.

Система электроснабжения Ми-8 дублированная, гидросистема состоит из трех автономных подсистем. Под полом грузовой кабины расположены топливная система, состоящая из шести мягких баков общим объемом 3796 литра. В грузовой кабине можно установить дополнительный топливный бак.

На серийных машинах будут установлены отечественные турбовальные двигатели ТВ7-117В с максимальной мощностью 3 750 л. с. Первоначально на вертолет планировали установить американские моторы PW127TS, однако после конфликта с Грузией в 2008 году США запретили их продажу в Россию.

Ми-38 имеет трехопорное неубирающееся шасси, что несколько ухудшает его аэродинамику, но в то же время уменьшает взлетную массу и упрощает конструкцию.

Ми-38 оснащен современным пилотажно-навигационным комплексом, системой спутниковой навигации, навигационным метеолокатором. На Ми-38 установлена автоматизированная система контроля состояния бортовых систем, что значительно уменьшает затраты и трудоемкость его обслуживания. Кабина пилотов оснащена современными жидкокристаллическими экранами, на которые выводится информация относительно работы систем вертолета. Для управления машиной достаточно и одного пилота.

Характеристики

Ниже представлены основные характеристики Ми-38.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Тип средний многоцелевой вертолёт Разработчик ОКБ М. Л. Миля. Производитель Роствертол Первый полёт 22 декабря 2003 года Статус испытания Основные эксплуатанты Россия Единиц произведено 3 прототипа Стоимость программы разработки 2 млрд рублей Стоимость единицы 15-17 млн Изображения на Викискладе

Ми-38 - российский многоцелевой вертолёт средней дальности.

Государственная программа «Вертолёт Ми-38» финансируется правительством Российской Федерации. Начало серийного производства Ми-38 запланировано на 2015 год. Серийное производство будет осуществляться на Казанском вертолётном заводе .

История создания и производства

Ми-38 в полёте, 2009 год

Ми-38 спроектирован для замены парка вертолётов Ми-8 и Ми-17 . Изначально машина проектировалась для сертификации и продажи на западном рынке, поэтому Ми-38 имеет много прогрессивных особенностей, таких как: стеклянная кабина для двух пилотов, электрическая система управления и широкое использование композитных материалов, в том числе в несущем и хвостовом винтах.

Первоначальная силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей Климова ТВ7-117В мощностью на валу 1753 кВт (2350 л. с.), однако могут быть установлены двигатели PW127TS компании «Пратт энд Уитни Кэнада» .

Разработано несколько вариантов Ми-38, включая военный вспомогательный и специальный, пассажирский на 32 пассажира, специализированный грузовой с тросовой буксировкой, санитарный и вариант для воздушного наблюдения.

Установленные композитные лопасти не требуют замены в течение всего срока службы вертолёта, отличие от обычных лопастей Ми-8

Описание конструкции

Вертолёт Ми-38 предназначен для замены устаревшего Ми-8 и разработан с учётом опыта эксплуатации Ми-8. Вертолёт выполнен по классической схеме с 6-ти лопастным несущим винтом, 4-х лопастным Х-образным рулевым винтом и управляемым стабилизатором, лопасти изготовлены из степлопластиков методом намотки, при этом их ресурс практически неограничен.Втулка винта с эластомерными подшипниками.Фюзеляж типа полумонокок выполнен из дюралюминия, несиловые элементы выполнены из 3-х слойных панелей из композитов(носовой обтекатель, верхняя панель кабины пилотов, капоты двигателей, верхняя створка рампы и обтекатель килевой балки). В носовой части под радиопрозрачным обтекателем находится метеолокатор.Шасси вертолёта энергопоглощяющее, при падении с высоты 15 м возгорание топлива исключено.

Расположение 2-х двигателей за редуктором позволило улучшить аэродинамику и ЛТХ вертолёта.

Ресурс агрегатов и систем Ми-38 повышен в 3-4 раза,а трудоёмкость снижена в 2 раза в сравнении с Ми-8.

Размеры грузовой кабины значительно увеличены длина 8,7м, ширина 2,34м, высота 1,82м, объём 29,5 м³. Ми-38 способен нести 6т внутри и 7 т на подвеске. На вертолёте погрузка грузов осуществляется при помощи рампы. Боковые двери сдвижные, на правом борту установлена лебёдка с грузоподъёмностью 300кг.

Мировые рекорды

Технические характеристики вертолёта

Вместимость

  • Экипаж: 2 чел.
  • Пассажиров: 30 чел.(шаг 75см)

Размеры

    • Диаметр несущего винта: 21,1 м
    • Диаметр рулевого винта: 3,84 м
    • Длина с вращ. винтами: 25 м
    • Длина фюзеляжа: 19,95 м
    • Ширина фюзеляжа: 4,5 м
    • Высота с вращ. винтами: 6,98 м

Масса

    • Пустой: 8300 кг
    • Норм. взлётная: 14200 кг
    • Макс. взлётная: 15600 кг
    • Макс. полезная нагрузка в транспортной кабине: 5000 кг

Силовая установка

    • Двигатели ГТ-2хPWTS, Pratt&Whitney
    • Мощность на взлётном режиме: 2 500 л. с.
    • Мощность на чрезвычайном режиме: 3 600 л. с.

Помимо двигателей иностранного производства предусмотрена установка отечественных турбовальных двигателей