Целью подобного вмешательства в установившееся рыночное равновесие. Г высокий уровень социальной дифференциации

Самым мягким и "цивилизованным" орудием государственного вмешательства в работу рыночного механизма по праву считаются налоги. Они не изменяют условия протекания рыночных процессов и не ограничивают свободу действий рыночных субъектов. В результате роста налоговых ставок на рынке установиться новое равновесие при котором объем товара снизится, а цена возрастет.

Менее пригодным инструментом государственного влияния на рынок является регулирование цен, поскольку оно уже затрагивает само действие рыночных механизмов, изменяя процесс достижения равновесия. Здесь в распоряжении государства имеются снова два метода: установление верхнего ("потолка") и нижнего ("пола") пределов цены.

Например, введение максимальной верхней границы цены (так называемой "социальной низкой цены"), устанавливаемой, разумеется, ниже цены равновесия в целях, например, защиты интересов малоимущих потребителей этого продукта, обуславливает не только возникновение дефицита данного товара из-за превышения при такой цене объемом спроса QD объема предложения Qs, но и превращение этого дефицита в хронический, поскольку рыночный механизм преодоления дефицита путем повышения цены недостающего товара и увеличения объема его предложения блокируется.

Покупатели такого "социально регулируемого" товара сталкиваются с необходимостью нормирования его распределения (рационирования) теперь уже неценовыми методами: карточки, очереди, списки, потери времени и нервной энергии не только на стояние в очередях, но и на поиск нужной очереди, причем без гарантии получения желаемого товара. Очевидно, что возникающее "равновесие" не может быть устойчивым. Возможности покупателей заплатить за данное количество товара определяются их кривой спроса в целом и максимальной ценой спроса PD в каждом данном конкретном случае.

Поэтому в пределах данной цены они будут согласны заплатить дополнительную сумму за возможность приобрести дефицитный товар и избавиться от потерь времени, возможных при этом потерь других благ, да и неприятных переживаний. Размер этой дополнительной платы будет определяться на основе принципа альтернативных затрат и будет тем выше, чем дороже стоит сэкономленное время и душевное спокойствие каждого конкретного покупателя. С другой стороны, и неудовлетворенные низкой государственной ценой продавцы наверняка выдвинут из своих рядов энтузиастов, готовых пойти на дополнительные издержки по "доставанию", а затем и производству дефицитного товара и обеспечение необходимой поддержки властей вплоть до подкупа государственных служащих, работников правоохранительных органов и т.д.

В результате практически неизбежным дополнением достаточно длительного государственного контроля за ценами становится теневая экономика, или "черный рынок". Можно заметить, что при этом цена всегда будет выше равновесной цены свободного конкурентного рынка, а суммарное количество проданного на регулируемом государством и дополняющем его "черном" рынках товара всегда будет меньше соответствующего объема на свободном рынке.

Таким образом, даже "доукомплектованное" теневой экономикой государственное ограничение цены сверху однозначно ухудшает результаты функционирования свободного рынка. Государство может попытаться снизить остроту этих проблем и уравнять на определенный период объемы спроса и предложения, увеличив предложение путем использования своих резервов в размере товарного дефицита (QD-QS).

Другим вариантом государственного регулирования цен является установление их минимального нижнего предела ("пола"). Чаще всего это связывается с необходимостью государственной поддержки соответствующих отраслей (например, сельского хозяйства или новых наукоемких отечественных производств) и нередко дополняется ограничениями во внешней торговле. В этом случае уже объем предложения Qs начинает постоянно превышать объем спроса QD и возникающее при этом в размере qs-qd затоваривание также становится хроническим.

На свободном рынке накопление непокупаемых товаров на складах неизбежно приводит к снижению цен на них и последующим распродажам с увеличивающимися скидками. Если же эта возможность ценового урегулирования возникшей ситуации сопровождается административными запретами, объем реально продаваемого на рынке товара остается на низком, ограниченном объемом спроса уровне, явно меньшем, чем на нерегулируемом рынке, а цена по-прежнему превышает рыночную.

Кроме того, и здесь могут быть случаи противозаконной продажи излишков по цене ниже государственной и даже "теневой" цены равновесия, а также начаться поиски обходных путей, прикрывающих такую продажу части накопленных неликвидов по фактически пониженным ценам (например, те же встречные услуги или увязка таких продаж со сделками с дефицитными товарами в один пакет). А это опять-таки будет означать появление дополнительных каналов формирования теневой экономики. Конечно, государство чаще всего бывает вынуждено, сказав "А", говорить и "Б", и обеспечивать различными способами закупки по подобным завышенным ценам не нашедшей сбыта продукции, а также (возможно, такими средствами, как выплата премий тем производителям, которые согласятся сократить производство) стремится сократить величину предложения приблизив к величине спроса.

Но это ведет лишь к перемещению внешних признаков "болезни" в другие области, а фактически загоняет ее внутрь, например, увеличивает нагрузку на государственный бюджет, вынужденный финансировать такие закупки и последующие неизбежные при этом мероприятия. Итак, при административном регулировании цен, независимо от того, ограничивается ли при этом действие рыночного механизма ценообразования верхними или нижними пределами, неизбежно происходит сокращение объема реализуемого товара, даже с зачетом его количества, приходящегося на «черный рынок». А это означает снижение возможностей для экономического развития.

Само же административное вмешательство в рыночное ценообразование нередко прямо стимулирует формирование и разрастание теневой экономики, что никак не способствует укреплению государства и установлению правопорядка.

Еще одним способом воздействия государства на рыночные процессы является регулирование количества обращающегося на рынке товара. Для стран с развитой рыночной экономикой такими инструментами являются, как правило, лицензии и квоты, устанавливающие максимально возможные количества продаваемых ли покупаемых благ, чаще всего связанные с экспортно-импортными операциями. Очевидно, что они должны быть меньше, чем равновесные количества на свободном рынке, иначе ограничения не оказывали бы никакого влияния.

В этом случае кривая предложения квотируемого товара снова приобретает вид ломаной вертикальной при достижении объема квоты, а цена, устанавливающаяся на таком рынке, возрастает по сравнению с равновесной ценой свободного рынка. Подобная ситуация похожа на возникающую в результате установления верхнего предела цены на уровне с тем лишь отличием, что в данном случае «черный рынок» может и не возникать -- ведь он фактически легализован в районе квотируемого объема. Конечно, это не исключает его существования и в "нормальном", уже рассмотренном выше виде, когда продавцы начинают обходить административные запреты, производя продажу товара сверх установленного предела, в том числе и контрабандным путем.

Единственным, по сути внешним отличием возникающих при этом теневых процессов от случая с регулированием цен является то, что формирующаяся цена «черного рынка» не больше, а меньше легальной цены, однако обе они по-прежнему выше равновесной цены свободного рынка.

В странах с огосударствленной экономикой возникающие при превышении объемом спроса объема предложения ограниченного подобным образом (например, заложенного в план) количества товара и вытекающей отсюда конкуренции покупателей, теневые процессы могут иметь дополнительную специфику действия пресловутого "затратного механизма". В странах с централизованной огосударствленной экономической системой возможен и иной результат воздействия государства на объем предлагаемого на рынке товара, когда планируемое и производимое по такому плану количество товара превышает равновесное количество. Подобное дотирование также является неотъемлемой частью функционирования все того же "затратного механизма".

Можно отметить, что помимо самих дополнительных государственных расходов "под план", такое дотирование нередко поощряет потребление данных товаров в количествах, превышающих необходимые. При этом сдерживаются стимулы к производству и потреблению более качественных товаров-заменителей, а это оказывает прямое негативное влияние на научно-технический прогресс и экономическое развитие. Подводя итоги анализу воздействия государства на рыночное равновесие, следует подчеркнуть, что ни одна страна не обходится без него. Но при этом важно правильно представлять себе последствия административного вмешательства и выбирать средства, наиболее соответствующие преследуемым целям. С помощью модели спроса и предложения можно предсказывать последствия различных программ регулирования рыночных цен и расходы на них.

3.Ограничение объема потребления товара

4.Снижение вероятности разорения продавцов

2.Примерами рынка, требующими подобного вмешательства в установившееся рыночное равновесие, могут служить рынки…

1. Хлеба

3. Услуг общественного транспорта

4. Изделий из драгоценных металлов

3. Результатом введения «потолка» цены на 40 ден ед. меньше, чем равновесная цена, станет появление дефицита товара, равного … тыс штук

3.6. ПРОДАВЦЫ ЛИЦЕНЗИОННЫХ DVD -дисков

ПРОТИВ ПИРАТОВ. Тема 8

По данным Российской антипиратской организации, в России в 2009 г. было продано 70 млн. DVD-дисков примерно на 70 млн. долл., изних легально - около 10 млн. Компании Warner Home Video и Universal Pictures International решили снизить цену на лицензионные DVD-диски, продаваемые в России, с 300 - 350 до 199 руб. за диск. За счет этого ли­деры продаж видеопродукции надеялись потеснить пиратов, продаю­щих нелегальные копии по 150 руб. и ниже. ПродавцыDVD-дисков по­лагали, что новая цена благотворно отразится на объемах продаж лицензионной продукции. Они прогнозируют рост объема продажDVD-дисков на легальном рынке на 30%.

Вопросы к кейсу

1. Проанализируйте ситуацию на рынке видеопродукции с пози­ции теории спроса и предложения.

2. Дайте на содержательном уровне экономическое обоснование ожиданиям продавцов лицензионной видеопродукции.

3. Почему продавцам лицензионной видеопродукции удастся по­теснить пиратов, ведь цена на лицензионныеDVD-диски будет все-таки выше цены пиратских дисков?

3.7. Молочная продукция. Тема 9

Предприятие–производитель молочной продукции «Сергеевский» запустил новую технологическую линию по выпуску йогурта с фруктовым наполнителем «Сластена». Среди потенциальных конкурентов в данном рыночном сегменте руководство предприятия «Сергеевский» выделяет йогурты «Бифифрукт» и «Виталь». Планируемая рыночная цена, по которой будет реализовываться йогурт «Сластена», составляет 30 рублей. Функция предложения имеет вид Qs=0.4P+20, гдеQs– объем предложения (тыс. 1–литровых бутылок йогурта),P– цена (рублей за 1–литровую бутылку йогурта).

1. После выхода товара на рынок функциональная зависимость между ценой «Сластена» и объемом спроса на йогурт приобрела следующий вид: Qd=80–2pгдеQd– объем спроса (тыс. 1–литровых бутылок йогурта),P– цена ((руб. за 1–литровую бутылку йогурта). Тогда равновесная рыночная цена йогурта «Сластена» составит … рублей

0.4P+20 = 80–2p2.4 Р = 80–20 2.4 Р = 60 Р = 60: 2.4 = 25

2. Государством с целью восполнения бюджетного дефицита было принято решение о введении потоварного налога на производителей молочной продукции. При этом параметры равновесия на рынке йогурта «Сластена» могли измениться следующим образом

1.Кривая предложения сместилась влево

2.Равновесная цена снизилась

3.Равновесная цена возросла

4.Кривая спроса сместилась вправо

3.Установите последовательность результатов введения правительством потоварного налога на производства йогурта

2.Сокращение объема продаж

1.Повышение рыночной цены

3.Уменьшение объема производства

4.Увеличение издержек производства

4. В результате неудачной организации предпринимательской деятельности производитель йогурта «Виталь» объявил о прекращении своей деятельности и выходе из отрасли, поэтому основным конкурентом выпускающим товар–субститут стал производитель «Бифифрукт» По итогам маркетинговых исследований отрасли стало известно, что при повышении цены «Бифифрукта» на 2%, объем спроса на «Сластену» увеличивается на 4%. Исходя из имеющихся данных, коэффициент перекрестной эластичности спроса на «Сластену» по цене «Бифифрукта» будет равен.. 4: 2 = 2

Данная работа В таблице представлены функции спроса и предложения на рынке. Правительство приняло решение об (Контрольная) по предмету (Макроэкономика и государственное управление), была выполнена по индивидуальному заказу специалистами нашей компании и прошла свою успешную защиту. Работа - В таблице представлены функции спроса и предложения на рынке. Правительство приняло решение об по предмету Макроэкономика и государственное управление отражает свою тему и логическую составляющую ее раскрытия, раскрыта сущность исследуемого вопроса, выделены основные положения и ведущие идеи данной темы.
Работа - В таблице представлены функции спроса и предложения на рынке. Правительство приняло решение об, содержит: таблицы, рисунки, новейшие литературные источники, год сдачи и защиты работы – 2017 г. В работе В таблице представлены функции спроса и предложения на рынке. Правительство приняло решение об (Макроэкономика и государственное управление) раскрывается актуальность темы исследования, отражается степень разработанности проблемы, на основании глубокой оценки и анализе научной и методической литературы, в работе по предмету Макроэкономика и государственное управление рассмотрен всесторонне объект анализа и его вопросы, как с теоретической, так и практической стороны, формулируется цель и конкретные задачи рассматриваемой темы, присутствует логика изложения материала и его последовательность.

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики обусловлена как несовершенством отдельных рынков, так и необходимостью решения макроэкономических задач. Основными методами государственного регулирования рынка являются: государственный контроль над уровнем цен, введение налогов, предоставление дотаций, установление рыночных квот.

Фиксирование цен осуществляется государством в следующих случаях:

1) равновесные цены представляются обществу слишком высокими (государство устанавливает их уровень ниже равновесных, вводя максимальный уровень или потолок цен);

2) равновесная цена представляется слишком низкой для поддержки товаропроизводителей (государством законодательно устанавливаются цены выше равновесного уровня, так называемые минимальные цены или нижний уровень цен).

В первом случае возникает дефицит товара (избыток спроса), а во втором - излишек товара (избыток предложения). Эта ситуация отражена на рис. 3.9.

Рис. 3.9. Фиксация цен

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются в некоторых странах на сельскохозяйственную продукцию, что чаще всего является следствием политического давления на правительство со стороны сельхозпроизводителей. Однако в этом случае правительство должно решать проблемы, связанные с возникновением избытка продукции на рынке. Часто правительство закупает весь этот излишек на деньги налогоплательщиков. Но оно не может «выбросить» закупленную продукцию на внутренний рынок, так как это неизбежно приведёт к понижению рыночных цен.

Не решает проблему и экспорт продукции в другие страны, поскольку в этом случае государство составляет конкуренцию своим же частным экспортерам на внешнем рынке, тем самым сокращает частный экспорт, что приводит к увеличению предложения и падению цен внутри страны. Правительству приходится увеличивать государственные запасы сельхозпродукции без ясной перспективы их дальнейшего использования (хранить, уничтожать, оказывать безвозмездную помощь другим странам и т.д.).

В попытке сократить избыток продукции правительство может прибегнуть к дополнительным административным мерам. Например, оно может установить каждому производителю квоты на объём производимой продукции или пределы посевных площадей, может платить премии за их сокращение и т.д. Это приведёт к сокращению предложения и снижению избытка продукции. Но эти меры требуют создания специального административного аппарата, увеличивают государственные расходы на его содержание, на выплату вышеупомянутых премий и т.д. В связи с этим многие зарубежные экономисты подвергают сомнению экономическую целесообразность установления государственных фиксированных цен выше уровня цены равновесия.

При установлении потолка цен ниже равновесного уровня государство, как правило, пытается решить те или иные социальные проблемы. Например, если равновесная цена столь высока, что исключает данный товар из потребления большей части населения, а товар относится к предметам первой необходимости (хлеб, сахар, молоко). Чаще всего подобная ситуация вероятна в периоды войн, кризисов, неурожая и т.п. Вследствие введения фиксированных цен ниже равновесного уровня возникает устойчивый дефицит товаров.

Это означает, что устанавливая ради блага населения низкую цену, государство вместе с тем не гарантирует всем своим гражданам физической возможности получения данного товара .

Другое негативное последствие установления административной цены ниже равновесного уровня - возникновение «чёрного рынка» с очень высокими ценами. Чёрный рынок является спутни-

ком дефицита, так как часть граждан готова переплачивать сверх установленной государством цены за отсутствующий в официальной торговле товар. В результате низкая цена приводит к ограничению объёма предложения на уровне Q s 2 . Этот фиксированный объём продукции приводит к смещению кривой предложения из положения S в положение Si и формированию цены чёрного рынка на уровне P 2 , значительно превышающем равновесный уровень Р Е (см. рис. 3.9). В итоге отмечается снижение уровня благосостояния потребителей.

^ Иллюстративная задача

Спрос и предложение описываются уравнениями: Q d = ~ = 8000 - 12Р и Q s = 4Р- 750. Как сложится ситуация на рынке,

если административно будет установлена цена, равная 500 ДЕ? Какой при этом будет цена «чёрного рынка»? Решение

При Р = 500 ДЕ Q d = 8000 - 12 500 = 2000 шт., а Q s = = 4 · 500 - 750 = 1250 шт. Так как Q d > Q s , на рынке сложится ситуация избытка спроса (дефицита товара) в размере 2000 - 1250 = 750 шт.

При Р = 500 ДЕ производители будут поставлять на рынок объём продукции, равный 1250 шт. Подставим этот объём в уравнение спроса: 1250 = 8000 - 12Р, 12Р = 6750, Р = 562,5 ДЕ. Это и есть цена «чёрного рынка», намного превышающая государственную цену.

Противодействуя дефициту, государство может либо увеличить предложение недостающих благ за счёт дополнительных закупок за рубежом, либо уменьшить спрос на товар путём рационирования, т.е. установления ограничений на объёмы покупок (например, с помощью карточек, талонов, купонов нормировать потребление дефицитных товаров). Оба этих способа широко использовались в нашей стране в период существования директивных, устанавливаемых государством цен .

Рационирование - это ограничение государством объёма закупок на определённые товары.

Косвенные налоги. Механизм уплаты косвенных налогов (НДС, акцизов, таможенных пошлин) предполагает, что покупатель платит за товар цену с надбавкой в виде косвенного налога, а продавец перечисляет сумму, равную величине налога, в бюджет государства. В качестве примера допустим, что государство ввело акцизный налог (Т) в виде фиксированной суммы платежа на каждую единицу товара (рис. 3.10).

Рис. 3.10. Изменение рыночного равновесия под влиянием косвенного налога

Продавец будет вынужден запрашивать за любое количество товара цену, большую прежней на величину налога. Это приведёт к смещению кривой равновесия влево вверх и установлению новой точки равновесия (E 1), которой будет соответствовать новая, повышенная равновесная цена (E ei) и новое, уменьшенное равновесное количество (Qet)- Это значит, что покупателю придётся платить больше, чем до введения налога. Но не выиграет и продавец. Ведь из продажной цены каждого товара ему придётся отдать государству сумму, равную величине налога. В результате «цена за вычетом

налога», т.е. то, что реально достанется продавцу, составит только Ps, что явно меньше, чем Р Е.

Сумма налоговых поступлений государства будет равна ставке налога, умноженной на число проданных товаров (Т· Q 1). На графике они составят прямоугольник P s Р Е1 Е 1 А. При этом произойдёт распределение налогового бремени: часть налога будут платить покупатели, часть - продавцы.

На рис. 3.10 видно, что налоговые платежи располагаются точно в той части графика рыночного равновесия, где прежде располагались излишки потребителя и производителя, т.е. государство с помощью налогов изымает в свою пользу их часть. При этом заштрихованный треугольник АЕЕі, отражающий ещё одну часть сокращения объёма излишков потребителя и производителя, не войдёт и в доходы государства, т.е. просто пропадёт, не доставшись никому. Поэтому его можно определить как чистые потери общества, связанные с налогообложением.

I- "* Иллюстративная задача

0 Спрос и предложение заданы функциями: Q d = 100 - Р и Q s = 2Р - 50. Государство вводит 10%-й налог с продаж. К каким последствиям это приведёт?

После введения налога изменится функция предложения, так как 10 % от цены нужно будет заплатить в виде налога. Следовательно, у предприятия останется 0,9Р, тогда функция предложения будет описываться выражением Q s = 2Р · 0,9 - 50.

Спрос, оставшийся неизменным, приравняем к новому выражению для предложения: 100 - Р = 2Р · 0,9 - 50, следовательно, P e * = 54 ДЕ, Q e * = 46 шт.

До введения налога: 100 - Р = 2Р - 50, следовательно, P e = 50 ДЕ, Q e = 50 шт.

Таким образом, равновесная рыночная цена выросла на 4 ДЕ, а равновесный объём снизился на 4 шт.

Степень воздействия косвенных налогов на объём продаж, а также распределение налогового бремени зависят от наклонов линий спроса и предложения. Потребители полностью оплачивают налог либо при вертикальной линии спроса, либо при горизонталь-

ной линии предложения. Производители полностью оплачивают налог либо при вертикальной линии предложения, либо при горизонтальной линии спроса . Чем менее эластичен спрос и более эластично предложение, тем большая часть налога ложится на потребителей и меньшая - на производителей. Учитывая, что с течением времени эластичность предложения увеличивается, то всё большая часть налога перекладывается на плечи потребителей.

Таким образом, введение налогов вызывает сдвиг кривой предложения влево, повышение рыночной цены и сокращение объёмов продажи товаров.

Субсидии и дотации. Своего рода антиподом налогов являются государственные субсидии и дотации.

Субсидия (subsidy) - разовое пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое из средств бюджета или из специальных фондов физическим или юридическим лицам, местным органам, другим государствам.

Дотация - государственные денежные пособия в виде доплат, предоставляемые гражданам и отдельным организациям для покрытия убытков или на специальные цели.

Чтобы стимулировать производство некоторых товаров, государство может взять на себя часть затрат производителя (поддержать убыточное предприятие или дорогостоящий высокотехнологичный проект). Дотации или субсидии (Н) вызывают смещение кривой предложения (рис. 3.11) из положения S в положение S 1 . В результате возникает новая точка равновесия (E 1) и соответствующие ей равновесная цена (Pe 1) и равновесный объём (Q e 1).

За каждый проданный товар производитель получит доплату (Н), т.е. фактическая продажная цена товара с учетом субсидии для него будет

Общая сумма затрат государства на субсидии равна величине потоварной субсидии, умноженной на число проданных товаров что на графике соответствует площади прямоугольника

Рис. 3.11. Изменение рыночного равновесия под влиянием дотации

По сравнению с прежней равновесной ценой Р Е производи-

производителю, ни потребителю, фактически это чистые потери общества от предоставления субсидии. Как и в случае с налогами, за искусственное отклонение точки равновесия от естественного уровня приходится платить - часть суммы дотации пропадает.

Иллюстративная задача

Спрос и предложение заданы функциями: Q d = 1200 - 5Р

и Q s = 500 + 5Р. Государство предоставляет субсидию производителю в размере 10 ДЕ на одну единицу продукции. Как изменятся равновесная цена и равновесный объём после введения субсидии? Чему будет равна цена реализации продукции для производителя?

После введения субсидии в размере 10 ДЕ на единицу продукции изменится функция предложения: Q s = 500 + 5 (Р+10). Спрос, оставшийся неизменным, приравняем к новому выражению для предложения: 1200 - 5Р = 500 + 5 (Р +10). Следовательно, Р Е = 65 ДЕ, Q e = 1200 - 5 · 65 = 875 шт.

До введения субсидии рынок характеризовался параметрами: 1200 - 5Р = 500 + 5Р, следовательно, Р Е = 70 Де, Q e = 850 шт.

Таким образом, равновесная рыночная цена снизилась на 5 ДЕ, а равновесный объём вырос на 25 шт.

Цена производителя составит: P s = P 0 + Н = 65 + 10 = = 75 Де, что выше первоначального равновесного уровня

на 5 ДЕ (Pq = 70 ДЕ).

Таким образом, введение правительством субсидий и дотаций производителям вызывает сдвиг кривой предложения вправо, увеличение равновесных объёмов производства продукции, снижение равновесных цен. Субсидирование потребителей вызывает соответственно рост доходов потребителей, сдвиг кривой спроса вправо, повышение рыночной цены, увеличение равновесного объёма продаж. В любом случае дотирование и субсидирование влекут за собой увеличение излишков потребителей и производителей, рост их благосостояния.