Проектная работа интернет в жизни старшеклассников. Позитивное и негативное влияние сети интернет на подростков

Белоногова Наталья Ивановна,преподаватель русского языка и литературы Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Нижнекамский индустриальный техникум», г. Нижнекамск, Республика Татарстан.

«Интернетв жизни подростка».

Аннотация. Статья посвящена вопросам нового феномена социальной реальности –компьютерным сетям.Автор статьи пишет ио новом виде психологического расстройства среди молодежи –интернет –зависимости. Также даны рекомендации родителям по профилактике интернет –зависимости подростков.

Ключевые слова: интернет, профилактика интернет –зависимости, безопасное поведение подростка в Сети.

Многие дети знакомятся с интернетом в школе, очень быстро осваиваются и становятся более активными интернет

пользователями, чем педагоги и родители, значительно быстрее взрослых накапливают пользовательский опыт. При этом очевиден недостаток знаний подростков о безопасном поведении в Сети. Чтобы научить их безопасной работе в интернете, родители и педагоги должны знать, что происходит в виртуальном мире детей, насколько важную роль занимает интернет в их жизни.С каждым годом сообщество российских интернет

пользователей молодеет. По статистическим даннымв России в среднем лишь треть взрослых пользователи интернета, в то время как среди школьников таковых почти 90%. Это связано с появлением сетевых порталов «Одноклассники», «В контакте», «Facebook».Интернет предоставляет детям и подросткам огромные возможности, а обучаемость и гибкость позволяют им гораздо быстрее, чем взрослым, осваиваться в интернете и чувствовать себя там "как дома". В Сети и с ее помощью школьники приобретают знания и социальные навыки, которые помогут им в недалеком будущем статьуспешными гражданами цифрового общества.

В информационном обществе перспектива развития связана в первую очередь с потреблением информации. Сегодня интернет превращается в один из основных ее источников не только для взрослых, но и для детей. Для российских подростков интернет по сравнению с книгами, телевидением, журналами становится главным источником информации, конкурирует с учителями и друзьями и частично заменяет родителей.

Подросток склонен скорее получать удовольствие от интернета, наслаждаться им, нежели анализировать и критически осмысливать полученную информацию. Более половиныроссийских школьников считают интернет свободным пространством, где каждый может делать то, что хочет. Это тоже очень привлекательный момент для подростков, повышающий их пользовательскую активность. Ведь одна из самых актуальных потребностей в этом возрасте потребность в автономии и самостоятельности. Большая часть родителей не запрещает детям свободно пользоваться интернетом и не ограничивает их во времени. Школьникиактивно использует возможности интернета для коммуникации: ведут онлайндневники, общаются с друзьями через Skype, пользуются электронной почтой, общаются в чатах и различных социальных сетях.Значительную часть времени, которуюроссийские школьники проводят в Сети, они посвящают поиску аудиои видеозаписей. Многие указали, что часто слушают аудио и смотрят видеозаписи, участвуют в различных акциях и голосованиях, играют в онлайнигры, а также просматривают сайты, которые им не разрешают посещать родители.2

Менее активно, чем могут подумать родители и учителя, школьники рассматривают Сеть как источник информации для учебы. Определяя интернет как один из главных источников информации, часть подростков осознает, что в Сети можно встретиться и с негативной, агрессивной, вредоносной информацией. Однако вредоносность некоторой информации осознают не все подростки. Знакомство с неизведанным и необычным почти всегда вызывает неуверенность и страх. А глобальная сеть не только захватывает, но и поражает любого своими колоссальными возможностями. Поэтому на первых этапах освоения интернета чувствительность к его возможным рискам и угрозам выше. Часть российских подростков знакомится с интернетом в школах под присмотром взрослых. В школьных компьютерахнередко установлены фильтры, которые, несмотря на их недостатки, все же блокируют определенную часть негативного материала.

Самую большую угрозу, по оценке европейских исследователей, представляет выманивание и распространение личной информации в Сети.

Столкновение с порнографическим конвентомв странах Европы и в Москве стоит на втором месте среди интернетугроз. По нашим данным, в регионах России старшеклассники чаще встречаются с экстремистским и жестоким содержанием. Хотя каждый второй подросток сталкивается со всеми угрозами Сети, далеко не все дети знают, что делать в таких ситуациях. Обычно они обращаются за помощью к сверстникам или действуют методом проб и ошибок, вырабатывая таким образом свои стратегии совладенияс угрозами. Более того, они могутне рассматривать некоторые ситуации как опасные, что только увеличивает риск. Именно взрослые могут научить детей безопасной работе в интернете, и особая роль отводится родителями педагогам. Поэтому так важно, чтобы педагогии родители, осознаваязначимость интернета в развитии школьников, сами могли соответствовать новой социальной ситуации и обучали детей не только эффективному, но и безопасномуиспользованию возможностей глобальной сети.Кроме того, необходимо знать, куда можно обратиться за помощью в случае столкновения с какимилибо проблемами в интернете. В начале 2010 г. в России появилась первая служба помощи детям и взрослым, столкнувшимся с опасностью в интернете, Линия помощи "Дети онлайн". На Линии помощи работают профессиональные экспертыпсихологи, которые оказывают психологическую помощь детям, столкнувшимся с угрозами при пользовании интернетом или мобильной связью, и информационную поддержку родителям, педагогам и воспитателям, обеспокоенным безопасностью детей в интернете. Научнометодическую поддержку обеспечивают факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, Федеральный институт развития образования МОН РФ.Дети уже в раннем возрасте начинают пользоваться интернетом в школе и дома. Однако у тех, кто еще не достиг десятилетнего возраста, обычно нет навыков критического мышления, столь необходимого для самостоятельного посещения интернета. Поэтому всякий раз, когда дети выходят в Сеть, родителям нужно садиться рядом и следить за тем, чтобы они посещали только "проверенные" сайты.

Рекомендации родителям1.Посещайте Сеть вместе с детьми.2.Научите детей доверять интуиции. Если их в интернете чтолибо беспокоит, пусть они расскажут вам об этом.3.В чатах, программах мгновенного обмена сообщениями, сетевых играх требуется регистрационное имя. Помогите ребенку его выбрать и убедитесь, что оно не содержит никакой личной информации. Настаивайте на том, чтобы дети никогда не выдавали своего адреса, номера телефона или другой личной информации, например, места учебы или любимого места для прогулки.4.Научите детей уважать собеседников в интернете. Правила хорошего тона действуют 3

везде даже в виртуальном мире.5.Объясните, что незаконное копирование чужой работы музыки, компьютерных игр и других программ является кражей. Скажите детям, что опасно встречаться с друзьями из интернета эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают. Объясните, что не всякая информация, находящаяся в Сети, правдива. Приучите детей советоваться с вами в том случае, когда они в чемто не уверены.6.Контролируйте деятельность детей в интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое и выяснить, какие сайты посещает ребенок.Чрезмерное увлечение Интернетом отвлекает детей от выполнения домашних заданий, занятий спортом, сна, общения со сверстниками. А застенчивых подростков Сеть еще больше "изолирует".Родители и учителя часто не осознают этой проблемы до тех пор, пока она не становится слишком серьезной.

Советы родителям по профилактике интернет

зависимости ребенка

Следите за проявлениями симптомов интернет

зависимости. Спросите себя: оказывает ли влияние время, проведенное в Сети, на школьные успехи ребенка, его здоровье и отношения с семьей и друзьями? Выясните, сколько времени вашребенок проводит в интернете.Обратитесь за помощью. Если у вашего ребенка наблюдаются серьезные признаки интернетзависимости, проконсультируйтесь с педагогом. Навязчивое использование интернета может быть симптомом других проблем, таких как депрессия, раздражение или низкая самооценка.Не запрещайте интернет. Для большинства детей он является важной частью их общественной жизни. Вместо этого установите внутрисемейные правила использования интернета. В них можно прописать количество времени, которое ребенок ежедневно проводит в интернете; запрет на вхождение в Сеть до выполнения домашней работы; ограничение на посещение чатов или просмотр материалов "для взрослых".Держите компьютер в открытом помещении. Установите компьютер в общей комнате вашей квартиры, а не в спальне ребенка.Помогайте ребенку участвовать в общении вне интернета. Если ваш ребенок застенчив и испытывает неловкость при общении с ровесниками, почему бы не рассмотреть возможность специального тренинга? Поощряйте участие ребенка в тех видах деятельности, которые объединяют детей с одинаковыми интересами, например, моделирование кораблей или литературный кружок.Предложите альтернативы. Если вам кажется, что ваши дети интересуются только онлайновыми развлечениями, попробуйте предложить им невиртуальный аналогодной из любимых игр. Например, если ребенок получает удовольствие от ролевых игр на тему фэнтези, посоветуйте ему почитать книги соответствующей тематики.Есть способы, позволяющие проследить, какие страницы интернета интересуют ребенка. Современные браузеры обычно ведут журнал последних посещенных сайтов. Обозреватели создают также временные копии страниц, известные как кешфайлы. Существуют средства фильтрации, которые отрезают доступ к запрещенным сайтам.Но эти программы зачастую не справляются с отсеиванием нежелательного материала. К тому же они могут блокироватьдействительно полезную информацию, нужную детям, например для выполнения домашнего задания. А дети, которые с компьютером на "ты", знают, как отключить такие фильтры. Гораздо более эффективный способ создание четких правил по использованию интернета и откровенное общение с детьми.Пользуясь чатами, электронной почтой и системами обмена мгновенными сообщениями, дети рискуют вступить в контакт со злоумышленниками. Анонимность общения в интернете способствует быстрому возникновению доверительных и дружеских 4

отношений. Преступники используют это преимущество для установления контактов с неопытными молодыми людьми.

Какие действия предпринимают интернетпреступники?

Решая свои проблемы, подростки часто обращаются за поддержкой и помощью на форумы и конференции, где могут быть зарегистрированы как порядочные люди, так и злоумышленники. Последние стараются завоевать доверие своей возможной жертвы вниманием, заботливостью, добротой и даже подарками, нередко затрачивая на эти усилия значительное время, деньги и энергию. Обычно они хорошо осведомлены о музыкальных новинках и современных увлечениях детей. Они выслушивают подростков и сочувствуют им. Но постепенно злоумышленники вносят в беседы оттенок сексуальности или демонстрируют материалы откровенно эротического содержания, пытаясь ослабить моральные запреты, сдерживающие молодых людей.Некоторые преступники сразу же заводят сексуальные беседы. Такой прямолинейный подход может включать решительные действия или скрытое преследование жертвы. Преступники также могут рассматривать возможность встречи с детьми в реальной жизни.

Кому из молодых людей угрожает опасность?

Подростки стремятся исследовать свою сексуальность, уйти изпод контроляродителей и завязать новые отношения вне семьи. Они больше других подвержены опасности, даже если до конца не осознают возможные последствия.

Наиболее уязвимы для злоумышленников:новички в интернете;

не знакомые с сетевым этикетом;недружелюбные пользователи;те, кто стремится попробовать все новое, связанное с острыми ощущениями;активно ищущие внимания и привязанности;бунтари;одинокие или брошенные;любопытные;испытывающие проблемы с сексуальной ориентацией;те, кого взрослые могут легко обмануть;те, кого привлекает субкультура, выходящая за рамки понимания ихродителей.

Расскажите детям о существовании злоумышленников и о потенциальных опасностях интернета.Маленькие детям не следует пользоваться чатами. Только когда ваш ребенок подрастет, можно разрешить общаться там, где есть контроль над сообщениями (или, говоря компьютерным языком, "модерация").Если ваши дети пользуются чатами, вам следует знать, какимиименно и с кем они там беседуют. Лично посетите чат, чтобы проверить, на какие темы ведутся дискуссии. Внушите детям, что никогда нельзя покидать общий чат. Многие сайты имеют"приватные комнаты", где пользователи могут вести беседы наедине у администраторов нет возможности читать эти беседы. Такие "комнаты" часто называют"приватом". Компьютер, подключенный к интернету, должен находиться в общей комнате; никогда не устанавливайте его в спальне ребенка. Преступнику гораздо труднее завязать отношения, если экран компьютера хорошо вами просматривается. Но сесть рядом с ребенком, когда 5

он находится в Сети, необходимо в любом случае. Пока дети маленькие, лучше, чтобы они пользовались общим электронным адресом семьи, а не своим собственным. Объясните детям,что никогда не следует отвечать на мгновенные сообщения или письма по электронной почте, поступившие от незнакомцев. Если дети пользуются компьютерами в местах, находящихся вне вашего контроля, общественной библиотеке, школе или дома у друзей выясните, какие защитные средства там используются. Если, несмотря на все меры предосторожности, ваши дети познакомились в интернете со злоумышленником, не вините их. Вся полнота ответственности лежит на правонарушителе. Предпримите решительные действия для прекращения дальнейших контактов ребенка с этим лицом.

Как снизить риск стать жертвой преследования?

Дети могут предпринять следующие меры предосторожности: никогда не скачивать изображения из неизвестного источника; использовать фильтры электронной почты; немедленно сообщать взрослым обо всех случаях в интернете, которые вызвали смущение или испуг; использовать нейтральное в половом отношении экранное имя, не содержащее сексуальных намеков и не выдающее никаких личных сведений; никогда и никому в интернете не сообщать информацию о себе (включая возраст и пол) или о семье; никогда не заполнять личные профили в Сети; прекращать любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если ктонибудь начинает задавать вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки.

Как узнать, не стал ли ваш ребенок потенциальной целью преступника?

Приведенные ниже признаки могут означать, что на вашего ребенка обратил внимание злоумышленник:Ваш ребенок проводит много времени в интернете. Большинство детей, преследуемых интернетпреступниками, подолгу просиживают в Сети, особенно в чатах; подчас закрывают дверь в свою комнату и скрывают, чем они занимаются во время работы на компьютере.В семейном компьютере появились порнографические материалы.Преступники нередко используют материалы откровенного содержания; в качестве предлога для начала сексуальных обсуждений преступники могут снабжать детей фотографиями, ссылками на соответствующие сайты и присылать сообщения эротическойокраски. Для того чтобы внушить ребенку мысль о естественности сексуальных отношений между взрослыми и детьми, преступники могут использовать фотографии с изображением детской порнографии. Вы должны отдавать себе отчет в том, что ваш ребенок может прятать порнографические файлы на дисках, особенно если другие члены семьи тоже пользуются компьютером.Вашему ребенку звонят люди, которых вы не знаете, или он сам звонит по номерам (иногда в другие города), которые вам не знакомы. Установив в интернете контакт с ребенком, некоторые злоумышленники могут попытаться вовлечь детей в "секс по телефону" или попытаться встретиться в реальной жизни. Если дети не решаются дать номер телефона, интернетманьяк может сообщить им свой. Не разрешайте своему ребенку личновстречаться с незнакомцем без контроля с вашей стороны.Ваш ребенок получает письма, подарки или посылки от не известного вам лица. Обычно преследователи посылают своим потенциальным жертвам письма, фотографии и подарки. Сексуальные извращенцы даже отправляют билеты на самолет, чтобы соблазнить 6

ребенка личной встречей.Ваш ребенок сторонится семьи и друзей и быстро выключает монитор компьютера или переключается на другое "окно", если в комнату входит взрослый. Интернетпреступники усердно вбивают клин между детьми и их семьями и часто преувеличивают небольшие неприятности в отношениях ребенка с близкими. Дети, подвергающиеся сексуальному преследованию, становятся замкнутыми и подавленными.

Что делать, если ваш ребенок стал потенциальной жертвой интернетпреступника?

Проверьте компьютер на наличие порнографических файловили какихлибо свидетельств об общении с сексуальной окраской.Если ваш ребенок получает фотографии откровенно порнографического содержания или подвергается сексуальным домогательствам, обратитесь в местное отделение правоохранительных органов. Необходимо сохранить всю информацию, включая адреса электронной почты, адреса сайтови чатов.

Зависимость детей от компьютерных игр

Почти в каждой семье есть компьютер или игровая приставка, и нередки истории о том, как дети и подростки часами сидят у мониторов, позабыв обо всем на свете. Родители и педагоги не могут взять в толк, как можно столько времени посвящать охоте на монстров, "стрелялкам", гонкам и прочей чепухе. И действительно, со стороны порой невозможно понять, чем же компьютерные игры так привлекают молодежь. Попробуем в этом разобраться.Поклонников компьютерных игр называют "компьютерными фанатами" или "геймерами" (от английского "game"игра).Увлечение компьютерными играми это некий психологический процесс "цепной реакции". Пройдя одну игру в жанре, который понравился больше других, подросток ищет новые игры этого же жанра, сделанные в идентичной стилистике и не уступающие по психологическому напряжению. А потом появляетсястремление пройти все игры подобного типа, коих в данный момент на рынке огромное множество. При этом ожидаемый результат отходит в сознании человека на задний план, а внимание полностью занимает легко и занятно протекающий процесс, поскольку события в компьютерных играх не повторяются, происходят динамично, а само действо непрерывно. Сейчас все более популярными становятся сетевые компьютерные игры, в которых количество играющих зачастую не ограничено. И если обычная "стрелялка" или "бродилка" имеет предельное количество вариантов развития сюжета, то при большом количестве участников живых людей игровое взаимодействие становится бесконечным.Итак, в компьютерной игре привлекателен процесс. Некоторые родители, да и педагоги, ждут, что ребенок пройдет очередной уровень или наберет желаемое количество очков и на этом остановится, но такое мнение в корне ошибочно.Подростки настолько вживаются в реалистичную компьютерную игру, что "там"им становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни. Вот как заядлые игроки описывают свое занятие: "Есть чтото опьяняющее в том, что целая система может быть запущена благодаря отданному мной приказу, эти чувства сходны с чувством власти и компетентности".Компьютерная игра вызывает интенсивные положительные эмоции ипредставляет ценность для переживающего их. Благодаря этому, деятельность становится внутренне мотивированной. Подобное состояние испытывают и те, ктоувлекается пребыванием в сети интернет.Но,несмотря на даруемые положительные эмоции, игровая зависимость ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного "Я", 7

ухудшению психологического состояния, возбуждению, возникновению агрессии, замкнутости, недоверчивости.Также многие педагоги, психологи выражают озабоченность тем,что игры с элементами насилия воспитывают агрессивность.Подростки"подсаживаются"на компьютерные игры по следующим причинам:требования к действиям в процессе игры ясны и конкретны;существует быстрая обратная связь, результативность;"незаконченность действия" не позволяет игроку забыть об игре;действует невротический механизм"бегства", который реализует желание игрока забыть на время о реальности (проблемы, ответственность, неразбериха в семье, школе, конфликт с родителями, сверстниками, неумение строить отношения с противоположным полом);появляется ощущение наличия собственного мира, в который нет доступа никому, кроме самого подростка. Игра становится процессом творения и конструирования жизни различных существ, племен, поселений и целых городов,а это помогает впасть в состояние самозабвения. Человек может активно воздействовать на происходящие в этом мире события, выбирать линию поведения, принимать любые (в рамках игры) решения при полном отсутствии ответственности;есть возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;игра не просто времяпрепровождение, это механизм самореализации.

Основные симптомы игромании

1.Полное нежелание подростка отвлечься от работы или игры на компьютере.2.Раздражение при вынужденном отвлечении от процесса.3.Неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры.4.Расходование денег на постоянное обновление программного обеспечения, в том числе игр.5.Полное забывание во время игры на компьютере о домашних делах, учебе, планах, встречах.6.Пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером.7.Злоупотребление кофе и другими психостимуляторами (энергетическими напитками).8.Готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера.9.Ощущение эмоционального подъема во время работы на компьютере.10.Обсуждение компьютерных технологий со всеми маломальски сведущими в этой области людьми, полное отсутствие интереса к иным темам.Компьютерные игры негативно влияютна здоровье детей. Факторы, вредные для психического здоровья:Человек, погруженный в виртуальную реальность, теряет ориентиры во внешнем мире."Сужение" интересов: внимание приковано лишь к новинкам информационных технологий.Круг социальных контактов становится узким или исчезает полностью.Потеря желания учиться, работать, вступать в социальные контакты, заводить семью.Ощущение чувства мнимого превосходства над окружающими.Оскудение эмоциональной сферы.Утеря смысла жизни и нормальных человеческих ценностей.

Пути решении проблемы

Противостоять привлекательности компьютерных игр очень трудно и, наверное, не нужно. Но проследить, как и во что именно играет подросток, необходимо. Разумный и взвешенный анализ игровых предпочтений и привычек ребенкапоможет сделать интересные открытия о его внутреннем мире, а также понять, каковы его затруднения в мире внешнем. Родителям, педагогам и психологам надо бороться вовсе не с компьютерными играми, а с неумением ребенка распорядиться собственным свободным временем. Подростка необходимо научить контролировать свое время, эмоции и чувства. Детям рекомендуется проводить за компьютером не более 23 часов в день и поменьше играть. Лучше обучаться чемулибо в игровой форме. Санитарные правила определяют, что продолжительность непрерывной работы взрослого пользователя ПК не должна превышать 2 ч, ребенка 1020 мин, в зависимости от возраста.Единственный на данный момент проверенный способ не дать подростку оказаться в зависимости от виртуальных игр вовлечь его в процессы, не связанные с компьютерами; показать растущему человеку, что есть масса интересных развлечений (катание на лыжах, чтение книг, поэзия, самодеятельность, игры на музыкальных инструментах, танцы, сбор грибов, походы, футбол и т. д.), которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.Таким образом, актуальностьисследования психологических последствий интернет–зависимости в подростковом возрасте определяется, вопервых, постоянным увеличением числа подростков и молодых людей как пользователей интернета; вовторых, тем, что чрезмерное пристрастие к интернету оказывает разрушающее воздействие на молодого человека, вызывает отрицательное влияние на его психику; втретьих, отсутствием глубоких исследований в этой области, в силу относительной новизны феномена интернет –зависимости, который до настоящего времени практически не рассматривался. Список литературы:1.Кимберли Я. Диагноз интернет –зависимости //Психология, 2010 г. № 5.

BelonogovaNatalya,teacher of Russianlanguage and literatureof the educationalinstitutions of secondaryeducation "Nizhnekamsk industrial college", Nizhnekamsk, [email protected]"The Internetin thelife of a teenager."Abstract.The article deals withthe newphenomenon of socialreality a computer network.The authorwrites abouta new formof psychological distressamong young people

the Internet dependence.As well as theguidance for parentsto preventInternet dependingteenagers.Key words:Internet, preventing internet based, safe teenbehavioron the web.


Министерство образования и науки Российской Федерации

СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М. В. Ломоносова

Институт психологии, педагогики и социальной работы

Кафедра социальной работы

Курсовая работа
на тему:
Социальные сети в жизни старшеклассников.

Выполнила: студентка 2 курса
Факультета социальной работы
Канева Мария Валерьевна
Проверил: Федулова
Анна Борисовна

Архангельск
2011
СОДЕРЖАНИЕ

    Введение
    Интернет
      Интернет как современный источник коммуникации
      Социальные сети
      История развития социальных сетей

      Крупнейшие социальные сети
      Человек в социальной сети
      Опасность социальных сетей
    Особенности старшего школьного возраста
    2.1 Закономерности развития юношеского возраста
    2.2 Личность старшеклассника
    Эмпирическое изучение значимости социальных сетей в жизни старшеклассников на примере МОУ СОШ № 28 г. Архангельска.
    3.1 Программа исследования
    3.2 Результаты исследования
    Заключение
    Список литературы
Введение

«Мы только узлы во всеобщей сети текущей информации».
Вилем Флуссер

На рубеже XXI века общество вступило в новую эпоху технической революции. Современное общество живет в «информатизированной» и «технизированной» среде. Общество, находящееся в среде постоянных технологических достижений и основанное на умение всех и каждого обрабатывать информацию, по праву носит название «информационного общества». Как говорил Д.Белл «Главное значение имеют уже не мускульная сила и не энергия, а информация» .
В современном мире, более ранние (традиционные) средства коммуникации – устное слово, письмо, книга, телефон, теряют свою актуальность. Данные коммуникации легко (и все чаще), заменяет всемирная паутина. Основная функция всемирной компьютерной сети – это информирование общества. Интернет можно представить как огромное хранилище информации и плюс к этому, он является средством массовой и даже глобальной коммуникации, объединяет все мировые информационные ресурсы в единую систему. Помимо получения любой информации (в том числе и в режиме реального времени), интернет все больше привлекает возможностью общаться.
Эксперты, наблюдающие за развитием Интернета, сходятся во мнении, что 2007 год останется в истории как «год социальных сетей». Впервые громко заявив о себе в 2003-м и пережив настоящий бум в 2005-м, сегодня социальные сети обзавелись целым рядом возможностей, выводящих их на принципиально новый уровень. Удивительно, но теперь при общении в Интернете чаще задается вопрос не «в какой стране живешь?», а «в какой социальной сети общаешься?» Попутно социальные сервисы опровергают тезис о разуме толпы - контент социальных сайтов, являющийся продуктом коллективного труда, часто получается гораздо более качественным, актуальным, наглядным, чем содержимое отдельных онлайновых ресурсов.
Социальные сети, или, говоря проще, клубы по интересам известны уже много столетий. Главное достоинство социальной сети в том, что в ней люди общаются добровольно. Это рождает высокий уровень доверия к полученной информации. В условиях, когда на голову человека каждый день обрушивается по несколько тысяч рекламных слоганов, девизов и призывов, потребитель научился фильтровать информацию, отделять рекламную (менее объективную) составляющую от объективных данных.
Цель исследования: определить роль социальной сети в жизни старшеклассника.
Задачи исследования:
1. Определить, что такое «социальная сеть».
2. Изучить историю возникновения социальных сетей.
3. Выявить классификацию социальных сетей.
4. Рассмотреть. самые крупные социальные сети в России и Зарубежом
5. Выяснить, какую опасность могут представлять социальные сети.
Актуальность темы: Социальные сети стремительно набирают популярность во всём мире, аудитории некоторых из них уже превышают население крупнейших стран, и основную часть пользователей составляет молодое население планеты. Социальные виртуальные империи возникли всего каких-то 10 лет назад, но их влияние на повседневную жизнь огромно. Дети 21 века проводят большую часть своего времени в социальных сетях. Современное образование формируется в условиях динамично развивающихся социальных сетей (блогов). Все большую популярность приобретают такие сервисы, как «Одноклассники», «Живой журнал», «Контакт» и многие другие. Возникает опасность бесконтрольного воздействия виртуальных сред на сознание и поведение не только детей, но и дети старшего школьного возраста, и студенты, и молодые люди старше 25 лет подвержены влиянию Интернета. Требуются решительные шаги по созданию организационного, психолого-педагогического сопровождения общения и деятельности людей в социальных сетях (блогах).

Глава 1. Интернет.

Современное общество характеризуется бурным развитием компьютерных коммуникативных технологий и Интернета. Интерне?т (англ. Internet) - всемирная система объединённых компьютерных сетей, построенная на использовании протокола IP и маршрутизации пакетов данных. Интернет образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины и множества других систем (протоколов) передачи данных. Часто упоминается как «Всемирная сеть» и «Глобальная сеть» . Истоки возникновения Интернета лежат в разработках пакетной коммутации открытой сетевой архитектуры , что характеризует его как продукт техногенного развития, предназначенный на начальном этапе для узкоспециализированных специалистов, каковыми и были пользователи первых компьютерных сетей. Однако на сегодняшний день упоминание термина "Интернет" может содержать в себе смыслы не только компьютерной, но и социальной направленности. Международная компьютерная сеть стала новым СМИ, общедоступным средством массовой коммуникации, площадкой экономических и политических операций, местом проведения досуга и даже религиозных действий. Интернет проник практически во все сферы общества, его широкое вхождение в нашу жизнь и быт произошло гораздо быстрее массового освоения таких технических изобретений конца XIX - первой половины XX в., как телефон, радио, телевидение. Очевидно, что социальный спрос на Интернет оказался очень высоким.
Сегодня Интернет является самым массовым и оперативным источником информации. Свое «представительство», собственную WWW-страничку в Сети имеет сегодня практически каждая крупная западная организация, фирма или компания. В Интернет расположены «электронные» варианты многих тысяч газет и журналов, через Сеть вещают сотни радиостанций и телекомпаний. Трудно найти какую-либо область человеческой деятельности, которая не была бы представлена в Интернет во всей своей полноте сотнями и тысячами «страничек». Другая популярная технология получения информации - через так называемые «группы» новостей. Их число приближается сегодня к ста тысячам.
Также, Интернет - крупнейший в мире источник развлечений. Игры и музыка, кино и театр - все виды искусства и все детища громадной индустрии развлечений представлены сегодня в Интернет. Вы можете сыграть в игру с партнером, находящимся на другом конце земли, узнать новости о жизни любимой рок-группы и прослушать их последний диск, разгадать кроссворд и получить результаты последнего футбольного матча, зачитаться обширной коллекцией анекдотов и стать собирателем очень интересных картинок, наконец, даже принять участие в заседании Общества Любителей Жареных Каракатиц... Затруднительно даже назвать вид развлечений и хобби, которому не посвящен в Сети хотя бы десяток страниц.
Интернет - самое благоприятное пространство для бизнеса. Все более популярной становится электронная торговля, позволяющая пользователю совершить покупку практически любого товара в любой точке планеты. По Интернет вы можете заказать и получить новые программные продукты, послать букет цветов любимой девушке и даже приобрести автомобиль. А также узнать последние результаты торгов на биржах всего мира, осведомиться о курсе акций той или иной компании и провернуть с ними сделку. Для крупных фирм и корпораций Сеть стала идеальной средой для проведения всевозможных операций и расчетов, а также торговли по схеме business-to-business, совещаний в реальном времени. Впрочем, заработать на Сети может не только крупная фирма, но и практически любой человек, создавший свою страничку.
Интернет - это идеальный инструмент для рекламы.

Сеть дает любому человеку практически бесплатную возможность оповестить многомиллионную аудиторию о предлагаемых им услугах или продукции. Интернет уравнивает частных лиц, фирмы средней руки и крупные корпорации: у всех есть одинаковые возможности для привлечения покупателей. Не надо платить тысячи и даже миллионы долларов за мгновения рекламы на телевидении, не надо покупать полосы в газетах - ваша страничка в Интернет будет функционировать круглосуточно, без перерывов.
Интернет - это громадный простор для творчества. С помощью Сети вы можете заявить о себе на весь мир, создав личную домашнюю страничку. О чем? О чем хотите. О любимой группе или композиторе, о породе кошек или о собирании поплавков. А можно - о себе, любимом, чтобы потом удивлять знакомых небрежным: «Зайди на мою страничку в Интернет, там лежат фотографии со вчерашнего дня рождения»...
И конечно, Интернет - самое прогрессивное средство общения и коммуникации. Ежедневно пользователи Сети отправляют друг другу сотни миллионов электронных посланий - для многих из них Интернет полностью заменил обычную почту. Миллионы людей ежедневно знакомятся и общаются друг с другом на всевозможных «болтальных» каналах IRC. Пока сравнительно небольшое число людей пользуется услугами Интернет-телефонии и видеоконференций, однако эти технологии общения становятся все более популярными: «пик» спроса на них ожидается не позднее 2000 года.
Интернет можно представить как огромное хранилище информации и плюс к этому, он является средством массовой и даже глобальной коммуникации, объединяет все мировые информационные ресурсы в единую систему.

1.1 Интернет как современный источник коммуникации

Об Интернете мы слышим повсюду. Сегодня это слово владеет умами миллионов. Понятие Интернета является достаточно молодым, оно развивалось в течение последних десяти лет, возможно именно в этом причина того, что основным его пользователем является молодая или относительно молодая часть населения. На сегодняшний день молодежь не представляет своей жизни без Интернета. Чем же прельщает Интернет? Почему многие сравнивают его с наркотической зависимостью?
Интернет открывает нам столько возможностей и экономит такое количество времени, что мы не можем отказать себе в удовольствии использования этого чуда техники.
Чем же хорош этот Интернет? Вот лишь небольшой список тех возможностей, которые он нам "открывает":
* Студенты и школьники уже намного реже посещают библиотеки, потому что Интернет предоставляет любую нужную им информацию. Подчас даже, кажется, что Интернет в скором будущем окончательно и бесповоротно вытеснит библиотеки из жизни общества;
* Мы имеем возможность получения самой новой, самой "свежей" информации о том, что происходит в мире;
* Новейшие музыкальные хиты, фильмы, являющиеся лидерами продаж, становятся доступны для скачивания и дальнейшего просмотра;
* А также многочисленные чаты, которые дают возможность многочасового общения с друзьями и коллегами по работе;
* Электронная почта, которая в отличие от обычной почти мгновенна;
За это и многое другое молодежь так любит Интернет - благодаря тем возможностям, которые он дает, Интернет владеет не только умами, но и сердцами людей.

      Социальные сети
Помимо получения любой информации (в том числе и в режиме реального времени), интернет все больше привлекает возможностью общаться. Общаться можно различными способами. Современная молодежь регистрируется в так называемых социальных сетях, где они знакомятся с ровесниками и не только с ними, кто-то создает свой маленький мир или новый образ.
Интенцией к созданию виртуальной личности может служить неудовлетворенность реальной жизнью (попытка "прожить" другую, лучшую жизнь), пресыщенность реальной жизнью, желание получить новые ощущения, потребность в конструировании иной – символической реальности для творческого самовыражения, конспирация (желание скрыть информацию о себе от широкой общественности или донести до нее достоверные факты инкогнито). Причиной выхода в Интернет в качестве реальной личности может быть социальная ригидность (негибкость, неготовность проявить себя в измененных социальных условиях), самодостаточность (удовлетворенность реальной жизнью, достаточная для ее позиционирования в любой среде).
Что же представляет из себя Социальная сеть? В наше время понятие «социальная сеть» прочно влилось в список наиболее распространенных и используемых интернет-терминов. Однако далеко не все пользователи Всемирной Паутины знают, что оно существовало задолго до появления Интернета.
Термин «Социальная сеть» - был введен в 1954 году социологом из Манчестерской школы Джеймсом Барнсом, который исследовал взаимосвязи и взаимоотношения между людьми с помощью социограмм. Данный метод до сих пор используется в практической психологии и социологии при изучении малых групп, в рамках методики названой социометрией .
Определений можно дать много. Например, в настоящее время, в обычном значении этого слова, социальная сеть есть сообщество людей, знакомых между собой и связанных общими интересами, общим делом или чем-то другим.
Свободная энциклопедия Википедия определяет Социальную сеть, как интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. К ним относятся и тематические форумы, особенно отраслевые, которые активно развиваются в последнее время. Связь осуществляется посредством веб-сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями.
В Интернете социальная сеть - это онлайновый сервис, который позволяет объединять людей по определенному принципу, предоставляя им удобные инструменты общения и самовыражения.
      История развития социальных сетей.
Социальные сети в интернете зародились в 90-х годах, (причем как профессиональное музыкальное сообщество), а термин появился только в 2004 году. Тем не менее, хотя бы в технической характеристике специалисты сходятся - социальной сетью в интернете считается программное обеспечение в интернете, позволяющее пользователям создавать свои профили и связываться с другими участниками в виртуальном пространстве. Стандартные социальные сети позволяют пользователю присоединять людей к своей сети, выходить на других пользователей через своих знакомых, посылать сообщения, размещать фотографии, тексты и любой другой континент.
Первыми компьютерными социальными сетями стали, как ни странно, всё те же группы людей, использовавшие для создания и поддержания социальных связей средства компьютерного общения, которыми стала электронная почта. Случилось это 2 октября 1971 года - день первого сообщения, отправленного на удалённый компьютер, а первыми пользователями социальной сети стали военные в сети ARPA Net. Это был первый шаг к созданию Интернета и современных социальных
Интернет – сетей.
Следующим шагом стало изобретение IRC (англ. Internet Relay Chat - ретранслируемый интернет-чат) - сервисной системы для общения в режиме реального времени. IRC или «ирка», как ёё ещё называют, была создана в 1988 году финским студентом Ярко Ойкариненом. Это были уже более «продвинутые» социальные сети, однако ещё далекие от современных.
Из изобретения компьютеров, электронной почты, IRC и многих других 7 августа 1991 года вытекло изобретение Интернета. Именно в этот день британский ученый Тим Бернерс-Ли впервые опубликовал первые интернет-странички и сделал тем самым следующий шаг к современным социальным сетям.
И вот в 1995 году появилась первая, приближенная к современным, социальная сеть Classmates.com, которую создал Рэнди Конрад, владелец компании Classmates Online, Inc. Этот сайт помогал зарегистрированным посетителям находить и поддерживать отношения с друзьями, одноклассниками, однокурсниками и другими знакомыми людьми. Сейчас в этой сети зарегистрировано более 40 миллионов людей, преимущественно из США и Канады. Концепция Classmates оказалось успешной, с 2005 года она развивается, и уже не только в пределах этой сети появились такие мировые гиганты, как MySpace, FaceBook, Bebo и LinkedIn или гиганты рунета Одноклассники.ру, ВКонтакте, МойМир и МойКруг.
      Классификация социальных сетей
Социальные сети, как и многие вещи, поддаются условной классификации, т.е. разделению по каким-либо признакам.
Все социальные сети разделяются по типу. Есть сети для поиска людей: одноклассников, однокурсников, коллег и других людей. Есть бизнес-сети, для поиска работы, партнёров, профессионального общения и других деловых вопросов. Некоторые сети основаны на видео, некоторые на аудио и конкретно музыки, а некоторые на фото. Есть и нишевые сети, которые могут не попадать под вышеперечисленные категории.
Также условно сети можно разделить на географическую ориентацию: мировые или для конкретной страны.
Кроме того, в разных сетях по-разному относятся к политике открытости информации. Большинство сетей на данный момент открытые, но есть и закрытые, куда люди попадают только по приглашению. Закрытые сети только начинают появляться, но уже можно ожидать их популярность через несколько лет, людям, естественно, нравится всё запретное и труднодоступное.
По уровню развития социальные сети можно поделить на веб 1.0 – первые социальные сети с базовым функционалом, веб 2.0 – современные социальные сети с широким функционалом для общения и веб 3.0 – социальные сети будущего, которые решают конкретные проблемы .
      Крупнейшие социальные сети
Социальные сети посещает каждый второй пользователь Интернета. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) от 25 мая 2010 года, типичный пользователь социальных сетей 18-24-летний, с высоким уровнем образования и материального положения. Есть такие, кто прекратили пользоваться социальными сетями. Некоторые никогда не посещали подобные ресурсы, а кто-то и не знают, что это такое.
По результатам тех же исследований, самая популярная социальная сеть в России - «Вконтакте», ее ежедневно посещает каждый третий пользователь Интернета (31%), а еще 23% делают это еженедельно. На втором месте - «Одноклассники» (21 и 28% соответственно). Что касается остальных социальных сетей, то ими большинство опрошенных не пользуются: это Twitter (87%), Blog.ru (86%), Facebook, MySpace (по 85%), Liveinternet (84%), Livejournal и Mamba (по 83%), Я.ру и Мой круг (по 81%), Блоги@Mail.ru (67%).
Что же представляет из себя каждая социальная сеть? Чем они отличаются друг от друга? Рассмотри вначале российские социальные сети.
1.Vkontakte (рисунок 1) –крупнейшая социальная сеть в Рунете. Сервис приобрёл широкую популярность непосредственно в России, на Украине, в Беларуси и Казахстане. Количество зарегистрированных пользователей свыше 90 млн. человек. Многие специалисты называют Vkontakte клоном Facebook(США), это касается как дизайна, интерфейса, так и функционала социальной сети. Тем не менее, Vkontakte снабжена рядом дополнительных опций, идея которых взята у таких популярных в мировом Интернете ресурсов как YouTube, Pandora, MySpace. Vkontakte имеет более молодую аудиторию, состоящую преимущественно из школьников и студентов.
2.Одноклассники (рисунок 2) - Год основания - 2006. Самая большая в прошлом социальная сеть, насчитывает 40 миллионов (русскоговорящих) пользователей из разных стран. Одноклассники.ru помогут найти старых друзей и узнать чем и как они живут сейчас. Там можно отправить сообщения тем людям, с которыми потеряли связь, и, возможно, организовать с ними встречу.
    Рисунок 1.
    Рисунок 2.
3. Мой круг(рисунок 3) - Социальная сеть для поиска работы и работников. Первая в Рунете социальная сеть, созданная в 2005 г. группой недавних выпускников МФТИ, МГУ и Российской экономической школы для поиска одноклассников, однокурсников, коллег и сотрудников. Сейчас также стремительно расширяется.
4. RuSpace - Российская Социальная Сеть, это аналог всемирно популярной Американской социальной сети MySpace.
5. Мой мир@Mail.ru (рисунок 4) - Социальная сеть на www.mail.ru предоставляет все возможности характерные для мощных социальных сетей.

Рисунок 6.
3. MySpace (рисунок 7) - Количество участников - около 90 миллионов, год основания - 2003. Позиционирует себя как - Онлайн-сообщество для общения с друзьями ваших друзей .

    Рисунок 7.
1.6 Человек в социальной сети

Сегодня весь мир и Россию, в том числе, охватила лихорадка социальных сетей. На интернет сайтах - Facebook, Twitter, а так же их российских аналогах Вконтакте и Одноклассники зарегистрировано несколько сот миллионов пользователей. Но мало кто знает, что сайты, которые приносят радость общения, могут наносить и значительный вред психике.
Ряда британских и нидерландских психологов считают, что социальные сети негативно влияют на способность людей общаться в реальной жизни, способствуют развитию ряда комплексов и просто отвлекают школьников и студентов от учебы.
Школьники, просыпаясь утром, не могут позавтракать, не проверив свою страничку в контакте, или, сидя на уроке, не могут не зайти в ICQ, чтоб написать кому-нибудь из друзей, как ему надоело сидеть на уроке. Даже ответы для экзамена (ЕГЭ) сейчас можно найти в социальных сетях.
Как передает корреспондент ИА REGNUM, 15 июня глава комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин ("Единая Россия") сообщил, что направлено письмо Минобрнауки правительству РФ, в котором указано, что зафиксировано около 120 случаев появления ответов на вопросы непосредственно во время проведения экзамена по математике в 2011 году, причем варианты размещались в сети не полностью, а частями. По словам главы Рособрнадзора Любови Глебовой, в день сдачи ЕГЭ социальная сеть "ВКонтакте" оказалась самой массовой по посещению - там было 120 публикаций ответов и 165 тыс. заходов .
До сегодняшнего дня как отечественная, так и зарубежная психология не знали феномена подобного социальным сетям, которые заставляют людей все больше времени отдавать виртуальному общению и созданию собственного интернет образа. Главная проблема состоит в том, что большую часть пользователей социальных сайтов составляют школьники и студенты, и как отразится это явление в дальнейшем на их психике предположить сложно.
Психологи утверждают, что появление Интернета и невероятное развитие телекоммуникационных сетей привело к тому, что современный человек существует в ситуации постоянного сканирования окружающей его среды и перманентного напряжения внимания.
В социальных сетях у активных людей неизбежно появляется определённый имидж - мнение о нём других пользователей конкретной сети. И этот имидж может значительно влиять на разные аспекты жизни человека: повышать его авторитет среди определенных классов людей.
Экономический словарь даёт следующее определение слова имидж. Имидж (англ. image) - образ человека, представление о нем, складывающееся у окружающих, репутация.
Статусные позиции, которые приобретают люди в Интернете, можно подразделить на пассивные и активные. Пассивный статус фиксирует образ человека, который формируется в Интернете и зависит как от его действий в реальном мире, так и от его виртуальной активности. Активный интернет-статус отражает ресурсы влияния человека в информационном пространстве и зависит, прежде всего, от его активности в Интернете. Высокий активный статус зачастую повышает пассивный статус пользователя.
Многие современные ученые, исследующие влияние виртуальных взаимодействий на индивида, отмечают, что в условиях глобального внедрения информационно-коммуникативных технологий происходит формирование нового типа личности. Некоторые авторы считают возможным говорить о формировании виртуальной личности наряду с физическим и социальным развитием человека. По мнению В. Н. Щербины, ключевой чертой такой личности является универсальная коммуникативная способность. Д. В. Иванов описывает виртуальную личность как "человека эпохи постмодерна, погруженного в виртуальную реальность, который увлеченно "живет" в ней, сознавая ее условность, управляемость ее параметров и возможность выхода из нее".

      Опасность социальных сетей
Безумное увлечение онлайн-общением можно трактовать как современную форму психического расстройства, утверждает преподаватель социологии Массачусетского технологического института Шерри Теркл в своей книге «Одинокие вместе». «Даже если определенное поведение становится типичным, оно может выражать проблемы, которые раньше считались патологией», - отмечает социолог . Профессор Уильям Кист, эксперт Кетского университета в Огайо, говорит, что новейшие способы коммуникации действительно начинают пугать людей. Однако он не полностью согласен с мнением Шерри Теркл. «Когда я захожу в кафе и вижу, что все присутствующие молчат, уткнувшись в свои ноутбуки, я понимаю, что она имеет в виду, говоря, что мы перестаем разговаривать друг с другом, - говорит Кист. - И все же это не перестает быть общением. Я не согласен с ней, как по мне, не стоит видеть эту ситуацию в настолько черно-белых тонах».
Конечно, зависимость, которая может перерасти в постоянную болезнь, травмирование психики и использование конфиденциальной информации – это далеко не весь перечень «опасностей» социальных сетей. Во всяком случае, решение «участвовать» или «не участвовать» в социальных сетях, таких как Одноклассники и Вконтакте зависит исключительно от Вас.
Таким образом, социальные сети - это область интернета, в которой сегодня засиживается почти половина всех компьютерных пользователей. Неважно, кто это - ваш босс, ваш сосед, ваш друг или подружка - все они зарегистрированы хотя бы в одной социальной сети. Но поскольку эти места общения привлекают так много людей, большинство которых пребывают в счастливом неведении о необходимости защиты своего компьютера, здесь также охотятся киберпреступники, подстерегающие неосмотрительного пользователя и готовые к немедленному броску на свою жертву.
Угрозы могут быть самыми разными - от простой спам-рекламы, которую мы временами обнаруживаем в своем электронном почтовом ящике, до более изощренных видов интернет-мошенничества, созданных специально для кражи регистрационных данных пользователей социальных сетей или, например, для заражения компьютеров троянской программой-бэкдором .
Социальные сети привлекают киберпреступников глобальностью и участием миллионов активных пользователей. Часто пользователи сетевых сообществ публикуют в интернете детальную информацию о своей личной жизни и работе, которая может с успехом использоваться киберпреступниками. Умело собирая, обобщая и анализируя эти данные, киберпреступники увеличивают эффективность своих атак. Взлом учётной записи пользователя позволяет хакерам рассылать письма от его имени, получать доступ к информации, закрытой для обычных посетителей, и вымогать деньги за восстановление аккаунта.
В Интернете можно быть кем угодно, можно создать какой угодно имидж, можно найти людей практически из любой компании и получить много информации, в том числе не публичной. И всё это сделать довольно просто, только нужно определиться, какая информация нам нужна, потом определяемся с местом, где мы будем искать нужных людей (например, профессиональные социальные сети), находим и знакомимся с людьми, ведем обычную беседу, узнаём человека и в процессе постепенно узнаём необходимую информацию. Тут нужно посоветовать быть осторожным, и в Интернете не давать информацию незнакомым людям, они могут оказаться конкурентами.
Еще одна опасность социальных сетей – это цензура. Ученые отметили, что социальные сети являются, так называемой сферой “без цензуры”, а это значит, что содержание на разных страницах и рассылок социальных сайтов может негативно повлиять на психологическое здоровье даже взрослого. Так, на сайтах социальных сетей пользователь получает неограниченное количество информации, которые часто никем не контролируются. Среди самых опасных социальных «атак» на пользователя – реклама порнографии и предложение секс-услуг. Учитывая, что средний возраст пользователей социальных сетей 18-20 лет, а самые младшие посетители еще не достигли даже 10 лет, то подобные “предложения” могут сильно повлиять на молодую психику.
В последнее время стали появляться разговоры о зависимости от социальных сетей. На наш взгляд, это всё та же интернет-зависимость, которую официально признали психологическим заболеванием, только в более конкретной форме.
Вызваны данные проблемы желанием общаться с большим количеством знакомых в социальных сетях. По началу эту зависимость человек не чувствует, по крайней мере, пока получает то, от чего зависит, но стоит ему лишиться доступа к социальной сети, как сразу возникают симптомы зависимости. Избавиться от такой зависимости довольно сложно. В данном случае будет эффективно переключиться на реальное общение с друзьями, которые в свою очередь должны помочь человеку вылечиться.
Проанализировав литературу по данной теме, изучив мнение современных авторов и пронаблюдав за окружающими, мы можем сказать, что Интернет стал обычным явлением в нашей жизни. Все большее значение приобретает общение в социальных сетях, которые позволяют объединять людей по определенному принципу, предоставляя им удобные инструменты общения и самовыражения. Все социальные сети можно разделить по типу, по географической ориентации, по открытости, а также по уровню развития. Наиболее распространенными являются такие социальные сети как Вконтакте, «Одноклассники», Facebook, Блоги@Mail.ru и другие, и каждая индивидуальна, каждая имеет свою функцию - предназначена либо для поиска людей, либо для поиска работы, либо просто клубы по интересам.
Так же мы выяснили что как Интернет, так и социальные сети отрицательно влияют на психику человека. Люди становятся зависимыми, они могут часами «пропадать» в социальных сетях. Создавая свой виртуальный образ, некоторые люди забывают о реальной жизни, о реальном общении.
К тому же, какими бы привлекательными не были социальные сети по своим функциям, оформлению и свойствам, они имеют и минусы. Если вы забыли адрес друга, вы можете посмотреть его на его страничке, но это удобно не только вам, также этим могут воспользоваться квартирные воры. Конечно, легче написать сообщение, но привыкнув общаться в социальных сетях, люди уходят от реальности, и в будущем при личностном общении становятся застенчивыми, что не всегда является положительным качеством. В социальных сетях реализована возможность просматривать различные видео и аудио, за содержанием которого не очень активно следит администрация. С одной стороны это удобно, когда ты можешь посмотреть любое видео, послушать песню, но с другой стороны социальная сеть превращается в огромную «помойку» пиратского контента, в которой бывает трудно найти что-то нужное, а не нужное в ней само тебя найдет. Еще в интернете не следят за цезурой. Пользователь получает множество информации, которая никем не контролируется. Таким образом, социальные сети имеют не только положительные стороны, но и отрицательные, а пользовательский спрос на них не уменьшается, а наоборот увеличивается с каждым годом, при этом большую популярность они приобретают среди молодежи.
    Глава 2. Особенности старшего школьного возраста
В оценках старшего школьного возраста иногда допускается известный схематизм и категоричность. Указывается на завершенность развития старшеклассников как в физическом, так и в духовном отношении, отмечается приближенность их к взрослому состоянию; стираются те противоречия, которые свойственны подростковому возрасту, подчеркивается некоторая гармония «телесного» и «духовного», установление ровного отношения с окружающими, взаимопонимание с родителями и учителями. Переход от подростничества к юности рисуется как плавное движение к взрослости, где получение аттестата официально закрепляет эту взрослость, подтверждает гражданский статус растущего человека. Между тем анализ особенностей старшеклассников позволяет выявить психологическое своеобразие детей этого возраста, представляющего важнейший этап формирования личности.

2.1 Закономерности развития юношеского возраста

В юношеском возрасте подросток стремительно выходит за рамки школьных интересов и, чувствует себя взрослым, разными способами пытается приобщиться к жизни старших. Но, приобретя большую самостоятельность, он остается школьником, все еще зависящим от родителей. Остается он и на уровне своей подростковой субкультуры. Фактически подростковый возраст - затянувшееся детство, из которого ребенок с большими трудностями «вырастает». Новый возрастной этап - раннюю юность - считают третьим миром, существующим между детством и взрослостью. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.
Юность- период завершения физического созревания; на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания в кризисе отрочества. К концу этой стадии основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены. Юноши догоняют и опережают в своем физическом развитии девушек.
Юность – завершающий этап первичной социализации, однако социальный статус юношества неоднороден. Подавляющее большинство юношей и девушек – это учащиеся любо общеобразовательной школы, либо средних профессиональных или специальных учебных заведений .

2.3 Личность старшеклассника.

По мнению одного из авторов, для ранней юности характерна устремленность в будущее. Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план - решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Когда жизненные планы сводятся к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать, это еще нельзя назвать жизненной перспективой. Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей .
В выпускном классе дети сосредоточиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт - сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит ребенком. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности - уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.
На что ориентируются старшеклассники при выборе профессии? В 80-е годы для них наиболее значимыми были три фактора; престижность профессии (ее социальная ценность), качества личности, присущие представителям этой профессии, и принципы, нормы отношений, характерные для данного профессионального круга . Сейчас одним из наиболее важных факторов становится материальный - возможность много зарабатывать в будущем. То, насколько престижной окажется выбранная профессия или вуз, в который ребенок собирается поступать, зависит от его уровня притязаний. Существует четкая тенденция, проявляющаяся на протяжении старших классов: чем ближе школьный выпуск, тем чаще пересмотры своих жизненных планов, ниже уровень притязаний. Это может быть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед решительным шагом.
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. Самоопределение связано с новым восприятием времени - соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего . В детстве время осознанно не воспринималось и не переживалось, теперь осознается временная перспектива: «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее. Старшеклассник чувствует себя очень молодым, даже совсем маленьким, или, наоборот, совсем старым и все испытавшим. Лишь постепенно устанавливается связь между «мной как ребенком» и «тем взрослым, которым я стану», преемственность настоящего и будущего, что важно для личностного развития.
Устремленность в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. При благоприятных условиях развития старшеклассник стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди будет еще лучше. Осознание временной перспективы и построение жизненных планов требуют уверенности в себе, в своих силах и возможностях. В российских школах была выявлена интересная динамика развития самооценки. Типично юношеские особенности характерны для самооценки десятиклассников - она относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна. Дети именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои возможности и не слишком тревожны. Все это, безусловно, связано с формированием «Я-концепции» и необходимостью самоопределения.
В 11, выпускном классе ситуация становится более напряженной. Жизненный выбор, который в прошлом году был достаточно абстрактным, становится реальностью. Часть старшеклассников сохраняет «оптимистичную» самооценку. Она не слишком высока, в ней гармонично соотносятся желания, притязания и оц
и т.д.................

Cлайд 1

Cлайд 2

Цель работы: Проследить влияние компьютерной сети Интернет на мировоззрение человека. Выявить позитивные и негативные стороны Интернета на подрастающее поколение. Задача работы: Выяснить влияние Интернет, как на подростков, так и на общество в целом.

Cлайд 3

Первый раз я узнал, что такое Интернет совсем недавно. Познакомившись с Интернетом поближе я понял, что не всё то, что кажется добром им и является! Ведь я думаю, многие со мной согласятся, что в Интернете много информации, которую не то что читать, а даже видеть нельзя, в особенности подрастающему поколению! Безусловно, Интернет- это величайшее и удивительное изобретение, при помощи которого человечество совершило огромный скачёк в будущее.

Cлайд 4

Что такое Интернет? "Интернет - это глобальная компьютерная сеть, предоставляющая огромные свободы пользователям" - одна из официальных формулировок. Хорошо звучит - НО - так ли это? Такие ли свободы она дает? Человек, «входящий» в первый раз в сеть обычно получает хорошее впечатление о Интернете. Но первое впечатление обманчиво! И понимаешь это со временем. Чем больше работаешь в Интернете, тем больше видишь в нём не только плюсы, но и минусы. Но к сожалению не все могут понять и осознать, как Интернет заполняет наше сознание. И отличить то что хорошо, а то, что плохо, уже не можем.

Cлайд 5

Internet предоставляет нам множество разнообразных услуг. Доступная информация Заработок Общение Развитие логической и мыслительной деятельности

Cлайд 6

Cлайд 7

Интернет дает иллюзию вседозволенности, вытаскивая из нас самое худшее, что в нас есть, а что? Ведь все можно! В Интернете существуют клубы самоубийц, клубы наркоманов, клубы, обучающие начинающих террористов. В таких клубах можно заказать собственную смерть, купить пару шашек динамита, обучится правильно подбирать и колоть наркотики. Рассмотрим минусы Интернета

Cлайд 8

Против Влияет на физическое здоровье Влияет на психологическое здоровье (Интернет – зависимость) Стресс. Вирусы

Cлайд 9

Вопрос: «Хорошо или плохо Интернет влияет на подростка?» Рассматривая проблему «Влияния Интернета на подростка» мы провели социальный опрос среди старшеклассников нашей школы. Результаты опросов можно увидеть в виде диаграммы. В опросах принимало участие 53 респондента.

Cлайд 10

«Какие из сайтов на ваш взгляд полезны для подростка?» (принимало участие 78 человек) Сайты виртуальных знакомств 4 5,1% Сайты с готовыми докладами и рефератами 18 23% Сайты содержащие музыку и видео 11 14% Игровые сайты 3 3.8% Поисковые системы 6 7,7% Сайты содержащие фото и видео эротического содержания - - Образовательные сайты 7 9% Чаты и форумы 1 1,3% Виртуальные музеи 5 6,4% Виртуальные энциклопедии и книги 7 9%

С 2010 года на общероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122 поступило более 8 млн обращений.
В настоящее время к единому номеру подключены 222 службы в 83 регионах нашей страны. Психологическую помощь могут получить дети, подростки и их родителям в трудных жизненных ситуациях. Звонок бесплатный и анонимный.
В частности, на сайте телефона доверия указаны основные признаки и 10 форм кибербуллинга.


Современные дети и подростки, которых называют «цифровыми гражданами» легко осваивают компьютер, мобильные устройства и умело пользуются ими. При этом навыки детей в области безопасности в Интернете отстают от их способности осваивать новые приложения и устройства.

Основные опасности в Интернете для детей и подростков следующие:

1. Кибербуллинг (интернет-травля).

2. Использование Интернета для манипуляции сознанием детей и подростков (пропаганда экстремистского, антисоциального поведения, суицидов, вовлечение в опасные игры).

4. Кибермошенничество.

5. Безопасность доступа в Сеть и кража личных данных техническими средствами.

6. Незаконный сбор персональных данных несовершеннолетних и (или) распространение их в открытом доступе.

7. Просмотр сайтов для взрослых.

Каждое поколение более или менее отличается от предыдущего. Но именно дети, которые родились в начале третьего тысячелетия и которых мы называем поколением Z, в этом смысле абсолютно уникальны, потому что на их развитие с самых ранних лет влияет такой мощный инструмент, как цифровая реальность.

Интернет - это новая среда обитания и источник развития ребенка. Конечно, такая ситуация влияет на формирование личности детей, на их взаимоотношения с окружающим миром, на их культурные практики.


Президент творческого объединения «Юнпресс», доктор педагогических наук Сергей Цымбаленко, в одном из интервью сказал: "Дети в интернете, это факт, от него никуда не денешься. Общество перешло к постоянному диалогу, непрерывному общению. Это решительный переход к коллективному разуму, или ноосфере. Дети первыми шагнули в такое новое состояние общества."

По данным кафедры психологии личности МГУ, количество детей, ежедневно пользующихся интернетом, выросло до 95%. При этом 32% детей сидят в сети каждый день по 8 часов, хотя ещё три года назад их было всего 14%. На наших глазах формируется новое «цифровое» поколение, которое неизбежно сталкивается с рисками при пользовании Всемирной паутиной.


Один из «Больших проектов» в доменной зоне.ДЕТИ - это проект Спутник.Дети, в котором отобрано более 5000 сайтов: с мультфильмами, играми, книжками, песнями и многим другим. Каждый ресурс проходит проверку асессорами поисковика и системой безопасности.

Google предлагает родителям 10 правил безопасности детей в интернете. Первое правило - поговорите с ребенком о безопасности в Интернете.Самое главное: убедите ребенка, что в любой непонятной или пугающей ситуации ему следует обращаться к родителям, чтобы найти безопасное решение.

Использование Интернета подростками

Интересная статья опубликована 09.03.2017 на сайте The Village, с рассказами пяти российских подростков 11 - 16 лет, о том как они используют и какое значение имеет для них Интернет, какие у них любимые сайты и социальные сети, их мнение о безопасности в Сети и о родительском контроле.

Во многом отношение этих подростков к интернету отражает результаты приведенного ниже исследования. За исключением их общего мнения: в интернете есть «минусы» и опасности.


В 2013 году было проведено первое (и пока единственное) общероссийское научное исследование цифровой компетентности подростков и родителей детей подросткового возраста. Исследование проводилось Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Google.

В России ежедневно пользуются интернетом 89% подростков 12–17 лет. В будние дни проводят в интернете от 3 до 8 часов 37% их них, в выходные - 47%. Мобильный интернет у детей в два раза более популярен, чем у их родителей.

Большинство подростков используют интернет для поиска интересной информации. На втором месте по популярности - поиск информации для учебы.

Как оказалось, почти треть опрошенных детей считают, что интернет лишен каких-либо недостатков, а у каждого десятого вызвал затруднения сам вопрос о «минусах» интернета.

Главный вывод исследования - уровень цифровой компетентности как родителей, так и самих подростков составляет в России примерно треть от максимально возможного (31% у родителей и 34% у подростков).

В январе 2019 ВЦИОМ провел опрос взрослых и подростков (14–17 лет) по вопросам, касающимся влияния социальных сетей на их поведение.

Показательно, что опрошенные всех возрастов отмечают, что интерес подростков к «плохим» группам в соцсетях сформирован не самими сетями, а реальными проблемами школьников : 49% подростков считают, что такой интерес вызван реальными психологическими проблемами, 31% – конфликтами со сверстниками и 29% – отсутствием родительского контроля.


По данным опроса Фонда «Общественное мнение», проведенного в декабре 2015 года, только 10% детей старше 6 лет не пользуются социальными сетями. Вопрос задавался респондентам, у которых есть проживающие с ними дети старше 6 лет.

Влияние Интернета на подростков

Психологи Центра социально-психологической адаптации и развития подростков "Перекресток" считают, что одна из основных проблем - это развитие компьютерной зависимости.

Британские психологи считают зависимость подростков от Facebook, Twitter и компьютерных игр положительным явлением. По их мнению, снижение употребление подростками в странах Европы и США алкоголя и наркотиков связано с ростом популярности у молодежи социальных сетей, компьютерных игр и распространением социальных медиа.

Российские подростки, как и их западные ровесники, проводят в интернете значительную часть своего свободного времени. Однако на уровне употребления наркотиков это не сказывается.

Подростковая интернет-зависимость и жестокость

Интернет-зависимость - это чума XXI века. К сожалению, дети не способны справиться с этим сами. Родителям нужно не конфликтовать с детьми, не отказываться от них, а принимать их такими, какие они есть. Потому что доля участия родителей в том, что их ребенок стал таким, точно имеется. Здесь важно признать свои ошибки, но это сложнее всего - родители же всегда считают себя правыми.

В интернете у подростков появляется возможность быть неким бесполым существом, которое всех и вся убивает, чувствуя себя сильным и крутым. Если это впитается ребенком полностью, то из него просто-напросто вырастет преступник. В какой-то момент он подумает, что в реальной жизни тоже все дозволено. Один из таких ребят-игроманов на вопрос: «О чем ты тогда думал?» - ответил: «У меня было два желания - либо кого-то убить, либо чтобы меня убили».

Парадокс технологической грамотности детей

Сегодняшние дети, вероятно, являются великолепными потребителями технологии, но они редко бывают технически грамотными, считает глава BT Group (British Telecommunications plc), Гевин Паттерсон.

Может быть они выглядят как опытные цифровые аборигены, но их знания ограничиваются глубиной экрана. Они являются пассивными пользователями, а не активными создателями. И большинство из них, в действительности, мало интересует, как технология, от которой они зависят, на самом деле функционирует. Я это считаю парадоксом технологической грамотности.

Российские школьники: приватность и безопасность в Сети

С таким докладом выступила Галина Владимировна Солдатова, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, на прошедшей 10.11.2015 в Москве, 6-й Международной конференции «Защита персональных данных».

76% российских школьников проводят в Интернете в среднем 3 часа в сутки. Каждый седьмой подросток в возрасте от 12 до 17 лет проводит в Сети почти треть жизни (8 часов в сутки). Современные школьники воспринимают Интернет не как набор технологий, а как среду обитания.

Практически каждый второй подросток не соблюдает принцип конфиденциальности в отношении своих паролей в социальных сетях. При этом всё ещё остаются дети, готовые сообщить свой пароль незнакомым людям.

Больше трети подростков по-прежнему готовы сообщить незнакомому человеку в сети информацию личного характера: имя и фамилию, точный возраст, а также отправить фотографию. Шестая часть детей поделится номером мобильного телефона, почти столько же сообщит номер школы.

Влияние компьютера и интернета на школьную успеваемость

Авторы исследования, проводившегося в школах Северной Ирландии, не установили прямой связи между временем, которое тратится детьми на социальные сети, и их оценками. Видеоигры же, напротив, могут ухудшить результаты выпускных экзаменов в средней школе.

Согласно докладу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), масштабные инвестиции в школьные информтехнологии "не привели к заметным улучшениям" результатов теста Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся по чтению, математике и естественным наукам.

Как заявил по этому поводу директор образовательных программ ОЭСР Андреас Шляйхер, компьютеризация и внедрение интернета в школах "породили слишком много несбыточных надежд".

Google-эффект или как Интернет меняет наш мозг

Сегодня почти любую информацию можно найти с помощью поисковых систем. Вполне возможно, считают психологи Гарвардского университета Дэниел Вегнер и Адриан Уорд, что Интернет заменяет не только других людей, хранящих информацию, но и наши собственные познавательные процессы. Интернет может не только избавить нас от необходимости обмениваться информацией "вживую", но еще и ослабить наше желание запоминать важную информацию. Психологи называют это Google-эффектом.

«До 15 лет ученикам свойственно наивное восприятие источников информации. Зачастую они не испытывают побуждения проверить полученные сведения и обычно воспринимают их такими, какие они есть, сосредотачиваясь на том, что говорится», - отмечает французский ученый Жан-Франсуа Руэ, который занимается оценкой воздействия цифровой среды на чтение и поиск информации.

Проблема безопасности детей в Интернете в других странах

Европейцев больше всего тревожит кибербуллинг (травля) в социальных сетях и ее последствия, когда из-за глумления со стороны сверстников подросток может впасть в депрессию или задуматься о суициде.

"Фейсбук" на своей